Аэропорты Южной Америки: изнутри, снаружи, с воздуха

Увитур, у меня к вам, как знатоку авиаперелетов по южной америке, вопрос - что скажете за чилийские лоукосты (Скай, ДжетСмарт)? Стоит связываться или ну его и лучше брать ЛАТАМ?
 
Как раз в Чили на ВВЛ пока не летал, в отличие от Бразилии, Боливии, Аргентины, Колумбии и Перу. Но к чилийский "Скай" давно присматриваюсь. Она очень долго эксплуатировала В727, но в последние годы пересела на новенькие А320. Вроде бы там всё в порядке и с регулярностью, и с ценовой политикой. Просто на моих маршрутах ночные автобусы оказывались сподручнее. Вторую компанию видел только мельком, но в Чили вообще всё максимально цивилизованно (по меркам Южной Америки), так что не стоит ими пренебрегать. ЛАТАМ мне бывает удобнее за счёт почти бесплатных довесок ВВЛ к международке (иногда даже с возвратом денег ), но в Чили это пока не срабатывало.
 
Международный аэропорт Сантьяго (Чили) - Santiago SCL

Кстати, о Чили. Мой крайний визит туда состоялся в начале 2017-го - на несколько месяцев раньше чем первый в Колумбию.
Так что отчитываюсь теперь в обратном порядке, тем более, что и за 2016-й есть должки.

31.01.2017. Рейс GRU-SCL, B738 GOL

Как и несколько лет назад, впечатляющие виды Анд уже в начале снижения.



И тут же начинается уютная и ухоженная Центральная Равнина Чили, т.е. столичные окрестности с их виноградниками и коттеджными посёлками



Приземляемся.



Новый А320 "Sky" был встречен уже на рулении к терминалу, вместе с однотипным самолётом крупнейшей авиакомпании Чили и Южной Америки.




Длиннющий терминал. Из неюжноамериканцев видна только Iberia.



Ещё один самолёт "Скай" - между "ЛАТАМами" в новой и в старой раскрасках.



Какой-то странный Б747:



Подробнее об этой птице расскажу во второй части репортажа SCL-2017.

А после выхода из самолёта в терминал было уже не до фотосъёмок: погранконтроль и прочее, а потом быстренько автобусом в город - на главный автовокзал.
Курс на юг...
 
Последнее редактирование:
Международный аэропорт Сантьяго (Чили) - Santiago SCL

10.02.2017. Рейс SCL - GRU, B738 GOL

Полторы недели спустя возвращаюсь в аэропорт всё с тем же рюкзачком, только потяжелевшим на 2,5 кг копчёного лосося.

После неспешной утренней пересадки на центральном автовокзале уже в первой половине дня подъезжаю туда на автобусе-шаттле, прямиком на этаж отправления:



Этот транспорт стал более востребованным за последние годы.



Да и вообще в аэропорту очень многолюдно, по контрасту с пустыми улицами и проспектами столицы: у чилийцев это самый разгар отпусков.



Моё внимание привлекла реклама какой-то новой авиакомпании:


А за окном терминала вижу ещё и самолёт с другим незнакомым названием, причём это реликтовый В737-200:


А вот и целый строй всякой авиаэкзотики:


Терминал во всю строится дальше, чтобы снова перестать быть тесным:


А его исходный формат это такая буква L, нижняя часть которой отдана международной зоне. Из окон ее внутренней стороны виден тыл основного блока со всеми подъездными путями:


Внутри международной зоны значительно свободнее чем в зале регистрации и сдачи багажа, но похоже что некоторые пассажиры зависают надолго:


Постотрим теперь в окна внешней стороны зала

Рядом стоит австралийский горбыль.


За испанским килем видно как буксируют В777 в старой раскраске бразильского (ЛА-)ТАМа, в прошлый раз мы как раз на таком и летали этим маршрутом:


Ещё один хорошо знакомый по GRU персонаж:


Табло отправлений международного сектора:


А это уже за мной:


Ну а в следующий раз постараюсь сюда слетать уже на третьем перевозчике данной линии:


Отчаливаем!


Это тоже вариант, как говорится, некоторые из рейсов ЛАТАМа в Сампу выполняются на этой технике:


А с другой стороны от лётного поля из-за кустов выглядывают два знаменитых на тот день киля:


Это самые большие из самолётов-пожарников слетевшихся тогда в столичный регион Чили для борьбы с лесными пожарами: "руссо" на базе Ил-76 и "эстадоуниденсе" на базе В747 (тот самый что был замечен ещё при приземлении 30-го января). В минувшие дни много раз их видел и слышал в выпусках новостей по разным каналам чилийского ТВ.
 
Последнее редактирование:
Уругуаяна URG - воздушная пристань юго-западного уголка Бразилии

"Воздушной гаванью" не назовёшь ввиду малой интенсивности движения и отсутствия паркующихся хоть какое-то время воздушных судов.



Единственный нынешний регулярный рейс действует с 2015-го года: 70-местный турбовинтовой самолёт компании AZUL прилетает из столицы штата г. Порту-Алегри днём.



Высаживает пассажиров, выгружает их багаж...



Он тут же снова загружается, и уже через полчаса после приземления улетает в тот же Порту-Алегри. Расстояние 600 км, около полутора часов полёта.



Это происходит ежедневно, и рейс обеспечивает удобные стыковки в Порту-Алегри POA по многим из основных направлений в Бразилии.

Аэропорт работает с 1945-го года, и уж бывал как более востребован (в смысле частоты рейсов на самолётах меньшей вместимости), так и почти заброшен.



Вид аэровокзала со стороны автопарковки — свободной и бесплатной.

Аэропорт под кодом URG находится у восточной окраины города, в 6 км от центра.




Дальше на восток уже начинаются пастбища и поля. Рейсовые городские автобсы сюда не доходят, только такси. Да и пешком за часок можно дойти.



В привокзальном скверике выставлен макер первого самолёта бразильского изобретателя Сантуса Дюмона, которому в Бразилии отдают мировой приоритет по этой части.



Небольшой зал ожидания. На стене портрет ещё одного очень известного в Бразилии авиатора, именем которого аэропорт и назван. Ruben Martin Berta (1907 — 1966) руководил ныне покойной авиакомпнией VARIG с 1942-го года и сделал из регионального перевозчика чуть ли не общенациональную монополию. Он же считается и основоположником международного воздушного сообщения Бразилии.




Как можно понять по табличкам, аэропорт имеет статус международного. Дело в том, что он практически равноудалён от 4-х столиц: Порту-Алегри, Монтевидео, Буэнос-Айреса и Асунсьона, и технически подготовлен на случай вынужденных посадок связывающих эти города международных рейсов — при необходимости здесь может быть организован паспортный контроль.



В уютном "накопителе", куда пассажиры заходят уже по посадочным талонам, тоже познавательно: на одной из стен красуются все основные достопримечательности региона.



Вид аэровокзала со стороны ВПП



Улетаем!



В грузоперевозках авиация здесь совсем не конкурирует с автодорожной системой.



И по этой трассе идёт один из основных потоков международного транспортного сообщения Бразилии — как через западный мост связывающий Уругуаяну с Аргентиной, так и с южного направления — с запада Уругвая.

P.S. Это самое недавнее (сентябрь 2018) из моих открытий в качестве пассажира южноамериканских аэропортов. Он стал 28-м только в бразильской части коллекции.
 
Последнее редактирование:
POA - Porto Alegre, международный аэропорт г. Порту-Алегри

Aeroporto Internacional de Porto Alegre – Salgado Filho (POA / SBPA)
Официальный сайт
Координаты


Международный аэропорт Порту-Алегри (Porto Alegre RS) работает с 1940-года и имеет только одну асфальтовую ВПП (11L/29R), длина которой постепенно доросла до 2280 м.

В последнее пятилетие обслуживает около 8 млн. пассажиров в год, это самый высокий показатель в бразильском регионе Юг, обеспечивающий 9-е место в общенациональном зачёте. Ну а по удобству расположения отдаю ему первое место в Бразилии: в шести километрах от автовокзала и в семи от центра города - это всего 3 и 4 станции метро соответственно (в южном направлении), и POA был первым из аэропортов этой страны интергированным с городской системой рельсового транспорта.

Но нужно учесть что линия метро Большого Порту-Алегри возникла на месте бывшей железной дороги его портовой зоны, и никаких крюков к таким важным объектам не делает, поэтому расстояние между терминалом и станцией "Аэропорт" приличное. Преодолевать его помогает вот это бесплатное приложение:


Автоматическая монорельсовая система, вестибюль которой находится прямо напротив фасада Терминала №1 (главного).



Ну а вот он и сам Терминал №1 изнутри:



С 2017-го года аэропорт сдан под управление немецкой компании Fraport, и внешне уже ощутимо похорошел.



Это вид того же главного терминала со стороны ВПП и его перронов. Новое здание было построено в 2001-м году, и тогда в него сразу же переехали все авиакомпании - места было более чем достаточно. Одноэтажные постройки "старого аэропорта" пустовали по соседству почти десятилетие, только в 2010 их приспособили под "терминал лоукостеров", и в качестве таковых здесь дебютировали компании Webjet и Azul. Первую из них потом быстренько проглотила ранее выросшая из этой же категории Gol, и сразу перетащила все потроха в главный терминал.

А вот Azul росла и росла, и теперь её эксклюзивный Терминал №2 работает ещё интенсивнее чем в конце 20-го века, когда в нём умещались все авиакомпании работавшие в POA.



Телетрапов при этом одноэтажном здании отродясь не было, но в последние годы к нему приделали какую-то хитрую систему крытых климатизированных коридоров с встроенными трапами, так что условия для высадки-посадки пассажиров стали сопоставимыми с теми что созданы в Терминале №1.

Расстояние между терминалами небольшое, пешим порядком всего метров 700-800 по удобным дорожкам и мостикам, но есть и бесплатные автобусы-шаттлы.



Вот только преодолевать этот путь с целью поездки на монорельсе под названием Aeromóvel к станции метро не стоит, Терминал №2 к ней намного ближе, и можно пройтись напрямую по крытым мостикам над шоссе.



Расстояние около 400 м.



Самолёты обычно садятся именно с этой стороны, и с мостиков вид на глисаду бывает очень занятный


Вид на лётное поле тоже открывается что надо: слева Терминал №1, а справа №2



Между ними ещё пристраиваются "грузовики", это одно из немногих мест где можно регулярно встретить В727.



Интенсивность движения в POA довольно приличная, и география связей прямых линий постоянно расширяется. Из Порту-Алегри уже стали летать в столицы Уругвая, Перу и Панамы, а также в несколько городов Аргентины. Европейское направление представлено рейсом ТАР из Лиссабона. Внутрибразильская часть традиционно сильна и широка, в последние годы Azul дополнила её "фидерными" линиями во все заметные города штата Риу-Гранди-ду-Сул, выполняемыми ежедневно на турбовинтовых ATR-72.
 
Увитур, судя по длине полосы в Порту-Алегри, тяжёлые самолёты вроде А330 или 777-х туда не летают?
 
THE - Teresina (Aeroporto de Teresina Senador Petrônio Portella) - аэропорт города Терезина

Терезина с населением под 0,9 млн. чел. это крупнейший неприбрежный город и единственная отступившая от береговой линии из столиц штатов бразильского региона Северо-Восток. Побывал там лишь однажды, уже около трёх лет назад: прибыл послеобеденным рейсом из Сан-Паулу, и приземлялись уже в темноте. Поэтому внешнего вида не зафиксировал, только изнутри:



Зал получения багажа, но у меня только рюкзачок. Фото на стене демонстрирует главную цель поездки, но до этой горы с дыркой еще пилить по земле более полутысячи км (подробности: Заповедник Серра-да-Капивара и долина реки Сан-Франциско).

Выхожу в зал встречающих и обнаруживаю что заказанный мной трансфер опаздывает. Звоню в отель чтобы напомнить о моём существовании. "Уже выезжают".

Можно пока поглазеть на табло:


Мой самолёт скоро вылетит дальше в свой конечный пункт FOR, и на сегодня это всё.



А этажом выше есть ещё просторный зал почти не работающего общепита, с окнами на лётное поле. Но смотреть то уже и не на что.

Аэровокзал рассчитан на 1,7 млн. пассажиров в год, а аэропорт только недавно стал "миллионером" так что работает сейчас на 70-ти % загрузки, и резервы ещё есть.
Находится на северной окраине города, в 5-6 км от центра, есть несколько линий обычных городских автобусов.
 
Последнее редактирование:
PNZ - Aeroporto de Petrolina / Senador Nilo Coelho (ICAO: SBPL) - аэропорт города Петролина

Он не имеет статуса международного, поскольку погранконтроль для пассажиров пока не предусмотрен. Однако по международному грузобороту это сейчас один из лидеров в Бразилии, и ВПП там после реконструкции 2004-го года одна из крупнейших: 3250 на 45 метров. Принимает В747 и другие грузовики, трудящиеся на доставке свежих фруктов из орошаемой долины реки Сан-Франциско к европейским и североамериканским потребителям.

Но меня туда занесло не из-за фруктов: возвращался в Сан-Паулу после поездки по маршруту Заповедник Серра-да-Капивара и долина реки Сан-Франциско
За "мили" был куплен билет на ночной рейс GOL, поэтому подъезжаю на такси, в темноте:



Аэропорт находится в 10 км к северо-западу от центра, тариф такси был 35 реалов.

Внутри всё просто и просторно, кондиционеры свирепствуют.



Аэровокзал рассчитан на 1,5 млн пассажиров в год, и пока работает примерно на треть проектной мощности.



Из четырёх общенациональных перевозчиков здесь тогда не присутствовала только компания LATAM, но с тех пор испарилась ещё и AVIANCA.

Аэропорт работает круглосуточно.



И ночью там не очень скучно.

После взлёта был набор высоты с энергичным разворотом, огни города завертелись в иллюминаторе:


Строго говоря это два города, на ближнем плане центр Петролины (штат Пернамбуку, 350 тыс. жителей), а на другом берегу реки Сан-Франциско уже Жуазейру (штат Баия, 220 тыс.). Вместе они образуют самую большую нестоличную агломерацию бразильского региона Северо-Восток, и уже примечал этот ночной пейзаж с эшелона когла летел из Форталезы.
 
Последнее редактирование:
SLZ - Aeroporto Internacional de São Luís / Marechal Hugo da Cunha Machado (ICAO: SBSL) - Международный аэропорт Сан-Луис

Основанная французами столица нынешнего штата Мараньян это сейчас миллионный город с привлекательным историческим центром (памятник ЮНЕСКО) и интересным в природном отношении окружением - на берегу Атлантики и близко к экватору. Аэропорт действует с 1942-го года, сейчас обслуживает около 1,5 млн. пасс. в год. 2 асфальтированные ВПП: 06/24 длиной 2385 м и 09/27 длиной 1464 м.

Аэропорт находится на южной окраине, и на снижении к нему наблюдаем бразильский железнодорожный парадокс. Считается что в стране с начала 20-го века железные дороги уже почти совсем вымерли, и железнодорожное сообщение практически отсутствует. Но это довольно похоже на правду лишь по отношению к пассажирским перевозкам, а вот мировые рекорды по грузоперевозкам единичными поездами бьют именно здесь. Сейчас мы как раз догоняем хвост такого поезда-рекордсмена:



Потом долго обгоняем всё остальное, несколько минут не видя ни хвоста, ни головы:



А вот и тепловозище:



На финишном отрезке справляется и один, а на большей части трассы ему помогает ещё и толкач. Причём на единственном ощутимом подъеме этой рекордно плоской линии длиной под 900 км и его тоже ещё сзади подталкивают с разбега - манёвр тот ещё, это нужно смотреть по видео.

Портовые сооружения Сан-Луис через которые отгружают всю эту железную руду тоже очень впечатляют размерами. Но нам сейчас не туда.



Быстренько и плавно приземлились, тут же подкатываем к телетрапу.



К выгрузке-погрузке багажа тоже уже всё готово, но у нас его и нет.



Внутри аэропорта забавные панно на эту тему.



И на исторические тоже



Это уже ночные съёмки перед обратным вылетом неделю спустя (дело было в феврале 2018-го).
Залы ожидания просторные и обильно кондиционированы.



За нами приехали...
 
Последнее редактирование:
Увитур, серьёзно в Бразилии нет пассажирских поездов? А в чём причина? Ведь, как ни крути, а ж.д. перевозки дешевле авиа.
 

Про "дешевле" - это широко распространенное заблуждение. У железных дорог крайне высокие затраты на строительство и содержание инфраструктуры. Которые окупаются только про очень больших грузо- и/или пассажиропотоках.
Поэтому, железных дорог, в нашем понимании, нет практически нигде в Южной Америке.
 

Большая часть населения в Бразилии сконцентрировано фактически в одном месте (Рио - Сан-Пауло). А в среднем плотность населения очень низкая. Периодически возникают разговоры о необходимости строительства ВСМ между Рио и Сан-Пауло, но всё упирается в отсутствие финансирования. Грузов для массовых перевозок, кроме нескольких коротких линий от рудников, фактически нет.
 

У меня там была более дипломатичная формулировка:
Похоже на правду, но не правда. Как раз эта самая линия и есть одно из исключений, причём она новая, кроме припортового участка целиком построена в чистом поле горнорудной компанией для вывоза руды: очень прямая, и имеет уклоны не более 0,4%. Но по ней пустили и пассажирский поезд на 1100 мест, он проходит эти, если точнее, 892 км с 23-мя остановками - с 8-ми утра до полуночи по понедельникам, средам и пятницам. А по вторникам, четвергам и субботам в обратную сторону. В воскресенье и он отдыхает. Подробности можно посмотреть здесь

Кроме того в стране есть и один ежедневный поезд, точнее пара, курсирующая навстречу друг другу. Тоже с утра до вечера - между столицами штатов Минас-Жерайс и Эспириту-Санту (664 км). С какой-то поры его взяла под своё управление та же горнорудная компания, а потом уже она и распространила эту модель на свою новую линию. Однажды видел его отправление из ВН:


Здесь тоже есть подробности

Это немного утрировано, но всё же синдром "крабовой цивилизации" сохраняется: большой процент населения прибрежной полосы, с упомянутым концентратором. Хотя инвестиции в создание новых столиц поближе к географическому центру (Гояния - Бразилиа - Палмас) уже приносят плоды.

Но именно в годы этого "марша на запад" была сделана ставка на опережающее развитие автодорожной системы, как более быстрого "национального интегратора". Бразилия сейчас мировой лидер и по производству и по покупкам дальнерейсовых автобусов. И между СП и Рио они тоже мельтешат дай боже, вот живое расписание

И воздушный мост между ними уступает по частоте только линии Мадрид - Барселона.

В 1990-е годы пытались возродить и ночные поезда между этими мегаполисами: со спальными вагонами, и с хорошим завтраком аж хоть целый час после прибытия.
Но относительно высокие цены и проблемы с безопасностью при медленном прохождении пригородов Рио привели к резкому падению спроса на эту услугу.


Помню только один серьёзный всплеск - при подготовке к футбольному ЧМ-2014. Когда те сроки просрали, всё стало как-то рассасываться. Под этот проект создали небольшую госкомпанию, которая как минимум дважды устраивала "тендеры" для выбора подрядчиков. Но на таких условиях, что в них вообще никто не участвовал.
Делов том, что именно на этом участке рельеф тяжёлый, и объем строительных работ огромный - чуть ли не сплошные тоннели и эстакады. Но первая линия замышлялась не от Сан-Паулу, а от Кампинаса, в 100 км севернее. И главный узел, и техцентр должны быть там, чтобы потом тянуть линии в направлениях Бразилиа, ВН, Куритибы... Если это когда-то и реализуется, то от Сан-Паулу до Бразилиа линия построится раньше чем до Рио. Но поскольку это всё федеральные проекты, то сроки неопредлённые.

А вот в штате Сан-Паулу есть реальная перспектива строительства северной скоростной линии от столицы в тот же Кампинас и далее до Американы (90+30=120км).
Заделы есть, рельеф попроще, модель не слишком претенциозная: без электрификации, на биодизельном топливе, но до 240 км/ч сможет бегать.
После чего эту линию потянут и дальше, а на повестку дня встанут западная, восточная и м.б.южная. тоже по сотне км для начала. Нужно сказать что уже сейчас городские электрички Сан-Паулу дотягиваются на север примерно треть пути до Кампинаса, а на восток вдвое больше. И это бесплатное приложение к метро, по тому же единому тарифу.

Ну нет, возят не только руду, но и прокат, и цемент, и зерновые. Сортировочных станций практически нет, а от точки до точки возят всё больше, и не только на уцелевших главных линиях грузооборот растёт, в центральных регионах и новые линии строят. Причём почти всё сдаётся в концессии.
Итоги 2017-го года: 539 млн. тонн грузов и только 1,2 млн. пассажиров.

На самом деле общенациональной железнодорожной сети никогда ещё не было, но незавсимые кусты от портов довольно сильные возникли ещё на рубеже 19-20 веков. Тогда и чуть ли не в каждый кофейный городок извилистые линии по нагорьям дотянули. Потом они стали проигрывать в эффективности автотранспорту.

Но с тех пор в Бразилии сохранилось много реликтов: небольшие туристические линии с ретро-поездами и настоящими паровозами.
Самая классная вот здесь, Сан-Жуан-дель-Рей - Тирадентис:



Мы туда специально внуков возили покатать (350 км от дачи), хотя при этом мимо двух других проезжали.

В моей коллекции паровозов Бразилия успешно конкурирует с ТРАНССИБом
 
Последнее редактирование:

Честно говоря, думал, что грузят меньше. Спасибо за информацию.
Но, как понимаю, цифра по грузообороту гораздо менее впечатляющая, т.е. возят на коротких плечах: рудник-порт, в основном.
 
Как раз при тов. Варгасе железные дороги в Бразилии процветали. О его эпохе напоминают грандиозные монументальные вокзалы, и в наши дни поражающие воображение. Можно сказать, развитие железных дорог в Бразилии, наоборот, остановилось после его рокового выстрела.

Могильщиком железных дорог в Бразилии стал тов. Кубичек, отдавший приоритет автодорогам. Судьба по-своему, не без злой иронии оценила его выбор в пользу, как здесь дипломатично выразились, "развития автодорожной системы". Уже низвергнутый с политического Олимпа Кубичек погиб в столкновении легковушки с автобусом.

Сегодняшняя Бразилия в транспортном отношении, увы, представляет собой убогое и малопривлекательное зрелище. Нет пассажирских поездов даже между двумя крупнейшими городами (!), порождающими гигантский транспортный поток, кормящий уродские автобусы, кишащие на бразильской земле, словно вши на клошаре.

В том же BH пассажиры часами, бывает, стоят в очереди в железнодорожных кассу, чтобы добыть заветный билетик на единственную в стране нормальную межобластную железную дорогу в Эспириту-Санту. Если можно назвать нормальной железную дорогу, где единственный пассажирский поезд состоит из одной лишь сидячки. При этом, например, в предновогодний период билетов там нет за неделю вперёд.

В том же MG добавил бы линию Ору-Прету — Мариана:


и в SP железную дорогу метровой колеи в Кампус-ду-Жордау, которая хоть и туристична, но сохранила интересные образцы подвижного состава.

1932 года выпуска:


1924 года выпуска (слева):


1930 года выпуска: