@Увитур, серьёзно в Бразилии нет пассажирских поездов? А в чём причина? Ведь, как ни крути, а ж.д. перевозки дешевле авиа.
У меня там была более дипломатичная формулировка:
это довольно похоже на правду лишь по отношению к пассажирским перевозкам
Похоже на правду, но не правда. Как раз эта самая линия и есть одно из исключений, причём она новая, кроме припортового участка целиком построена в чистом поле горнорудной компанией для вывоза руды: очень прямая, и имеет уклоны не более 0,4%. Но по ней пустили и пассажирский поезд на 1100 мест, он проходит эти, если точнее, 892 км с 23-мя остановками - с 8-ми утра до полуночи по понедельникам, средам и пятницам. А по вторникам, четвергам и субботам в обратную сторону. В воскресенье и он отдыхает. Подробности можно посмотреть
здесь
Кроме того в стране есть и один ежедневный поезд, точнее пара, курсирующая навстречу друг другу. Тоже с утра до вечера - между столицами штатов Минас-Жерайс и Эспириту-Санту (664 км). С какой-то поры его взяла под своё управление та же горнорудная компания, а потом уже она и распространила эту модель на свою новую линию. Однажды видел его отправление из ВН:
Здесь тоже есть
подробности
Большая часть населения в Бразилии сконцентрировано фактически в одном месте (Рио - Сан-Пауло). А в среднем плотность населения очень низкая.
Это немного утрировано, но всё же синдром "крабовой цивилизации" сохраняется: большой процент населения прибрежной полосы, с упомянутым концентратором. Хотя инвестиции в создание новых столиц поближе к географическому центру (Гояния - Бразилиа - Палмас) уже приносят плоды.
Но именно в годы этого "марша на запад" была сделана ставка на опережающее развитие автодорожной системы, как более быстрого "национального интегратора". Бразилия сейчас мировой лидер и по производству и по покупкам дальнерейсовых автобусов. И между СП и Рио они тоже мельтешат дай боже, вот
живое расписание
И воздушный мост между ними уступает по частоте только линии Мадрид - Барселона.
В 1990-е годы пытались возродить и ночные поезда между этими мегаполисами: со спальными вагонами, и с хорошим завтраком аж хоть целый час после прибытия.
Но относительно высокие цены и проблемы с безопасностью при медленном прохождении пригородов Рио привели к резкому падению спроса на эту услугу.
Периодически возникают разговоры о необходимости строительства ВСМ между Рио и Сан-Пауло, но всё упирается в отсутствие финансирования.
Помню только один серьёзный всплеск - при подготовке к футбольному ЧМ-2014. Когда те сроки просрали, всё стало как-то рассасываться. Под этот проект создали небольшую госкомпанию, которая как минимум дважды устраивала "тендеры" для выбора подрядчиков. Но на таких условиях, что в них вообще никто не участвовал.
Делов том, что именно на этом участке рельеф тяжёлый, и объем строительных работ огромный - чуть ли не сплошные тоннели и эстакады. Но первая линия замышлялась не от Сан-Паулу, а от Кампинаса, в 100 км севернее. И главный узел, и техцентр должны быть там, чтобы потом тянуть линии в направлениях Бразилиа, ВН, Куритибы... Если это когда-то и реализуется, то от Сан-Паулу до Бразилиа линия построится раньше чем до Рио. Но поскольку это всё федеральные проекты, то сроки неопредлённые.
А вот в штате Сан-Паулу есть реальная перспектива строительства северной скоростной линии от столицы в тот же Кампинас и далее до Американы (90+30=120км).
Заделы есть, рельеф попроще, модель не слишком претенциозная: без электрификации, на биодизельном топливе, но до 240 км/ч сможет бегать.
После чего эту линию потянут и дальше, а на повестку дня встанут западная, восточная и м.б.южная. тоже по сотне км для начала. Нужно сказать что уже сейчас городские электрички Сан-Паулу дотягиваются на север примерно треть пути до Кампинаса, а на восток вдвое больше. И это бесплатное приложение к метро, по тому же единому тарифу.
Грузов для массовых перевозок, кроме нескольких коротких линий от рудников, фактически нет.
Ну нет, возят не только руду, но и прокат, и цемент, и зерновые. Сортировочных станций практически нет, а от точки до точки возят всё больше, и не только на уцелевших главных линиях грузооборот растёт, в центральных регионах и новые линии строят. Причём почти всё сдаётся в концессии.
Итоги 2017-го года: 539 млн. тонн грузов и только 1,2 млн. пассажиров.
На самом деле общенациональной железнодорожной сети никогда ещё не было, но незавсимые кусты от портов довольно сильные возникли ещё на рубеже 19-20 веков. Тогда и чуть ли не в каждый кофейный городок извилистые линии по нагорьям дотянули. Потом они стали проигрывать в эффективности автотранспорту.
Но с тех пор в Бразилии сохранилось много реликтов: небольшие туристические линии с ретро-поездами и настоящими паровозами.
Самая классная вот здесь, Сан-Жуан-дель-Рей - Тирадентис:
Мы туда специально внуков возили покатать (350 км от дачи), хотя при этом мимо двух других проезжали.
В моей
коллекции паровозов Бразилия успешно конкурирует с ТРАНССИБом