Аэровокзалы в советских аэропортах

А я не помню моделей самолетов и макета аэровокзала в Шереметьево-2. Когда их убрали?
 
Помимо аэровокзального комплекса Шереметьево-2, к Олимпиаде-80 был также построен аэровокзал в аэропорту Таллин. Ниже - материал из журнала "Гражданская авиация" №8/1977 г., подготовленный М. Писковым, главным архитектором таллинского аэровокзала:


Строительство таллинского аэровокзала велось с 1976 по 1979 гг. 1-е фото - облицовка и остекление здания, возведение выходов из посадочных галерей на перрон; 2-е фото - сооружение узлов для крепления телетрапов к галереям; 3-е фото было сделано, когда посадочные галереи были уже полностью готовы, но ещё не были установлены телетрапы:


Вид от посадочной галереи в сторону аэровокзала 1955 г.:


Как и в Шереметьево-2, в таллинском аэровокзале были установлены телетрапы западногерманской компании "Thyssen Henschel Airport Systems GmbH", только таллинские были другой конструкции (подробнее):


Хотя по проекту в таллинском аэровокзале планировалось установить 5 телетрпапов пьедестального типа, всего было установлено 3 - у галерей №№ 2, 3 и 4 (кликабельно до размера 2461 X 1464 пикс.):


Внутренний и международный сектора таллинского аэровокзала:


На переднем плане - вход во внутренний сектор аэровокзала, на заднем - в международный:


Зал внутреннего сектора:



Информационное табло, под ним - справочное бюро, на заднем плане справа - отделение связи и билетные кассы:


Зал международного сектора, слева в кадре - проход во внутренний сектор:


Между внутренним и международным секторами, под скатом крыши со стороны лётного поля, находился бар и кафе:


Стойки регистрации внутреннего и международного секторов были разными:


Багажная карусель:


Лестница на 1-ый этаж:


На первом этаже аэровокзала (на уровне перрона) находились технические, служебные и производственные помещения, комнаты матери и ребёнка, медпункт и камеры хранения:


Про "подвесной короб", обозначенный на схеме под цифрой 2: на фото снизу 4-гранная труба на уровне 2-го этажа - выход этого короба на улицу, такой же выход имелся и с противоположного торца здания:


Подвесной короб внутри аэровокзала: тройки квадратных элементов на нём, похоже, - вентиляционные отверстия. Зимой через них также могло производиться отопление помещения:
 
Последнее редактирование:
Тут можно добавить, что короб этот примечательный: в него были убраны коммуникации и "слаботочка", что впервые в советской практике позволило сделать "островные" точки регистрации пассажиров.
 
Последнее редактирование:
В 1980 годы Таллинский аэровокзал называли " кусок Запада" . При том, что вся Эстония в совке ассоциировалась с Европой, будучи самой "европейской" республикой, ее воздушные ворота tallinna lennujaam лишний раз это подтверждали.
 
Последнее редактирование:
Про электрички. Из книги 1964 года "Свет далекой звезды". После полета главного героя на Ту-104 куда-то в дальную Сибирь (подразумевается что летел он в Братск, хотя город назван Тайгинск). Причем, события происходят в 1956 или 57 году.

 
Таллинский аэропорт был официально открыт 20 сентября 1936 г. Вид на первый аэровокзал со стороны ангара (фото 1936-1940 гг.):


В 1938 г. эстонский архитектор Артур Юрвецон (Arthur Jürvetson) разработал проект нового аэровокзала:


Из-за войны строительство аэровокзала было приостановлено - здание было сдано в эксплуатацию лишь 7 ноября 1955 г. Фотографии 1957 гг.:



Зал ожидания:


Гостиница на 2-м этаже:



В 1960-е гг. перед аэровокзалом были стойки регистрации с навесами:


Между 1972 и 1975 гг. на месте стоек регистрации построили посадочный павильон:


Вид в сторону аэровокзала 1980 г.: на переднем плане - крыша павильона:


Фасад павильона крупнее:


Внутри посадочного павильона:


После ввода в строй аэровокзала 1980 г. старый аэровокзал стал административным зданием с КДП, а посадочный павильон - предположительно, складом. Потолок служебного помещения такой же как на предыдущем снимке - следовательно, это и есть бывший посадочный павильон (фото 1985 г.):


1989 г.: перед фасадом павильона сделали какие-то пристройки:


Торец бывшего павильона в 1994 г.:


До даших дней сохранился только аэровокзал 1955 г. С фасада у него убрали надпись "Таллин":

 
Последнее редактирование:
Вот это обведенное?

Они тут на двух снимках с разных сторон сняты?

(Это точно Пашковский или все-таки догадка?)

 
Глеб , здание в деревьях , Смотри на правую плоскость Яка Наш борт ставили напротив него всегда и нам удобно было , там проходная , а за ней рынок.Таскаться недалеко.А про здание старый техник говорил , что его перестраивали , а потом уже аэровокзал построили.А в нем службы разместились.А когда построили новую КДП , то здесь на вышке дежурили пожарные.Вообщем за что купил , за то и продаю
 
Последнее редактирование:
Просмотрел. Новых ответов на расположение этого здания не нашел, увы.
 
Фотография из поездки в СССР Томаса Хэммонда в 1964 г., на которой зепечатлён бассейн перед аэровокзалом ашхабадского аэропорта. Остеклённое круглое здание на заднем плане справа - кафе "Кара-Кум":


Осушённый бассейн:


В дальнейшем на месте бассейна находилась клумба:


Это единственный из известных мне аэропортов СССР, где был бассейн - в других были максимум фонтаны и декоративные водоёмы:
Навои, 1987 г.:


Душанбе:


Вид в сторону аэровокзала:


А со стороны привокзальной площади в душанбинском аэропорту был двухуровневый фонтан:


Свой нынешний вид душанбинский фонтан обрёл к 1980-м гг. (фото 1987 г.):


Орджоникидзе, 1984 г.:


Алма-Ата - фонтан находился у перрона:


Ташкент, 1977 г.:


Свердловск:
 
Последнее редактирование:
А это фото точно Душанбе?
У меня оно подписано как сделанное в Ташкент. Ташкентским это фото считают здесь и здесь
Хотя некоторые детали (бортик фонтана и край навеса над крыльцом) говорят в пользу душанбинского аэропорта.
Вот чем-то похожее, но ташкентское фото, и здесь немного другой пейзаж.
 
Последнее редактирование:

Да.


И ошибочно считают. Фотография из Душанбе была сделана в ходе поездки в/из Ташкента - тогда же был сделан снимок в ташкентском аэропорту, он приложен снизу (первоисточник этих 2-х фотографий):


Тот же выход на посадку/в город со стороны перрона:


Вид на ташкентский аэровокзал в 1961 г.: никаких фонтанов возле аэровокзала не наблюдается:



Найдите на 2-х предыдущих фотографиях такой дугообразный козырёк у аэровокзала (на переднем плане):


А в душанбинском аэропорту такой козырёк у аэровокзала имелся. Обратите внимание: на козырьке была вывеска на таджикском и русском "Добро пожаловать!" - последние буквы "ТЬ!" видны и на предыдущем фото. Кроме того, в Душанбе был такой же навес выхода на посадку, как на фото с фонтаном. Наконец, справа от выхода на посадку видны такие же деревца: первое - повыше, два следующих - пониже:


У душанбинского аэровокзала был "близнец" в Оше , но там, по-видимому, не было фонтана:


А в Душанбе круглый фонтан точно был - на фото снизу он попал в левую часть кадра:
 
Последнее редактирование:
А что на трапе написано? Там, кажется, читается название города. Я со смартфона не могу разобрать.