Аэровокзалы в советских аэропортах

22 февраля 1946 г. в Норильске утвердили проектное задание для первого сухопутного аэродрома — при железнодорожной станции «Надежда» (до этого воздушные суда садились на воду или на лёд). Для его строительства еще в 1945 г. был создан отдельный лагпункт Аэродромстроя, куда на постоянную работу отправили 500 заключенных. Уже в июле 1946 г. приняли во временную эксплуатацию взлетную полосу «Надежды». С 1 июня 1950 г. аэродром был передан из ведения НКВД в состав Красноярского территориального управления ГВФ - эта дата считается днём создания Норильского авиаотряда. С 1953 г. начались регулярные пассажирские рейсы в Норильск (до этого все рейсы были служебными) - пассажиропоток составлял 18 тыс. человек в год. Уже к 1961 г. самолеты летали в 13 направлениях, включая Адлер, Симферополь и Минеральные Воды.
Аэровокзал а/п "Надежда" - вид со стороны лётного поля:
43243243243.jpeg


К 1958 г. фасад центрального блока здания остеклили и повесили вывеску "Норильск" (автор с Авиапостера неправильно подписал 1-е фото - это вид со стороны лётного поля):
32432434534.jpg


Вид со стороны привокзальной площади:
2342343243.jpg


К концу 1950-х Норильску стало недостаточно аэропортов "Надежда" и "Валёк" - они уже не отвечали потребностям растущего города, переставшего быть лагерем, - был организован временный аэродром на разъезде "Нежданный" (работал только зимой, принимал Ан-10, Ан-12, Ил-18), начались проектно-изыскательские работы по строительству нового аэропорта вблизи станции "Алыкель". В 1965 г. аэропорт "Надежда" был закрыт в связи с вводом в эксплуатацию нынешнего норильского аэропорта "Алыкель".

В 1966-67 гг. на территорию бывшего аэропорта "Надежда" была передислоцирована войсковая часть связи № 03408 - она обеспечивала взаимодействие подразделений ПВО, разбросанных по всему Таймырскому полуострову, островам и побережью Северного Ледовитого океана (подробнее). В здании аэровокзала разместили управление этой в/ч. Вид со стороны бывшего лётного поля:
43245345234234.jpg


Вид со стороны бывшей привокзальной площади:
321334234234.jpg


В 1970-е гг. на территории, где некогда находился аэропорт "Надежда", был построен крупный Надеждинский металлургический завод. В результате длительных споров о том, где его строить – в Талнахе, Лесосибирске и т. д. – остановились на плато Надежда: на этом месте была скала, на которой строить «тёплый» завод можно было без опасений (источник). 7 мая 1971 г. забили первый колышек стройки, а 10 октября 1979 г. завод был сдан в эксплуатацию. На фото снизу запечатлено начало строительства завода, на заднем плане в центре виден бывший аэровокзал - в ходе строительных работ его снесли:
4234234234324.jpg


По материалам сайта gazetazp.ru и дневника severok1979.livejournal.com
 
Последнее редактирование:
Реклама
Если не ошибаюсь, в советское время на территории Надеждинского металлургического завода стоял самолет-памятник Ил-14.
 
Сегодня исполнилось ровно 57 лет со дня открытия аэровокзала "Шереметьево-1":
23443534234234.jpg


Фото, сделанное в день открытия: перед аэровокзалом были установлены флаги авиакомпаний, выполнявших тогда рейсы в Москву:
312423234234.jpg


2 июня 1960 г. на церемонии открытия 1-го международного аэровокзала Шереметьево были установлены вымпелы зарубежных авиакомпаний:
1783607.jpg


После открытия Шереметьево-1 в аэровокзале 1960 г. начали обслуживатьcя внутренние рейсы. На фото снизу справа в кадр попала замена вывески "Международные авиалинии" на "Внутрисоюзные авиалинии":
4324324324324.jpg


 
Последнее редактирование:
История хабаровского МВЛ-терминала. От одного советского руководителя-журналиста в Японии в книге про первого секретаря Хабаровского обкома.

P1380622 Кияма.JPG


P1380623 Кияма.JPG


Ну и типа кинули японца потом, в 1990е.
 
В 1925 г. красноярскому филиалу Общества друзей воздушного флота был выделен самолёт «Красноярец» (английский «Сопвич»). Для полётов было решено использовать площадку у ипподрома, там же был построен небольшой ангар - это был первый аэродром города. 4 октября 1928 г. в районе посёлка Иннокентьевский началось строительство сухопутного аэродрома общества «Добролёт» - в 1929 г. была открыта почтово-пассажирская авиалиния Москва-Иркутск с промежуточной посадкой в Красноярске. Фотографии 2-го и 3-го аэровокзалов этого аэропорта были показаны на сайте Авиапостер.

В том же 1929 г. в Москве было принято решение о создании у «Комсевморпути» собственного авиаотряда и авиабазы в Красноярске, а также о начале регулярных полётов вдоль Енисея. Авиабазу расположили на острове Телячий на реке Енисей в центре Красноярска (с 1934 г. - остров Молокова). В 1931 г. начали выполняться регулярные грузовые и пассажирские рейсы по авиалинии Красноярск-Игарка, впоследствии её продлили до о. Диксон. В 1934 г. на восточной оконечности острова Молокова был построен аэровокзал красноярского гидропорта:
4235434234234234324.jpg


Красноярский гидропорт функционировал вплоть до 1961 г., когда было завершено строительство Коммунального моста через Енисей. Бывший аэровокзал сохранился до наших дней - он является объектом культурного наследия. Сейчас в восточной части острова планируют создать Парк-музей освоения Севера от Русского географического общества:
42343243234.jpg


Аэровокзал гидропорта в 1938 г.:
32423423423.jpg


Тот же ракурс в наши дни:
243324234324.jpg


Из Акта передачи Енисейской авиагруппы ГВФ в ведение ГУСМП от 1 августа 1942 г. (взято отсюда):
Красноярский гидропорт
– Здания и сооружения:
1. Здание аэровокзала деревянное, рубленое, трехэтажное с полуподвалом. Отопление центральное, освещение электрическое. В полуподвальном этаже имеется аварийная котельная. В здании размещены все службы гидропорта. Площадь застройки – 360 м². Полезная площадь – 544 м². Кубатура здания равна 3 600 м³. Необходим небольшой ремонт центрального отопления. Состояние здания удовлетворительное.

Здание бывшего аэровокзала находится по адресу ул. Остров Молокова дом 2, строение 2 - в настоящее время в нём располагается городской спортивно-технический клуб "Альбатрос":
3213213324.JPG


321321124.JPG


86352.jpg


234234224324.jpg


Таким образом, в Красноярске сохранился не один, а два исторических аэровокзала - гидропорта и аэропорта Красноярск-Северный. Аэровокзалу Иннокентьевского аэропорта МВЛ повезло меньше - после закрытия авиапредприятия в 1980-е гг. его снесли, сейчас на его месте находится здание Пенсионного Фонда по адресу ул. Партизана Железняка, 44г (источник).
 
Последнее редактирование:
Реклама
Аэровокзал Баку до 1964 г. (вид со стороны лётного поля):
5435345345435.jpg


Cтарый перрон на снимке 1978 г. (бывший аэровокзал указан стрелкой):
324234234234.jpg


Теперь на месте старого аэровокзала находится VIP-терминал:
3213324324234.jpg


В 1964 г. к северо-западу от старого перрона (в нижнем правом углу снимка) был сдан в эксплуатацию новый аэровокзальный комплекс (в верхнем левом углу):
4324234234324.jpg

42342354234324.jpg

4324234232434.jpg

217932.jpg

post-578-0-63458900-1397746042.jpg

Помимо этого, в самом Баку некоторое время работал городской аэровокзал (подробнее).

Так аэровокзал 1964 г. выглядел незадолго до сноса (в 2014 г. на его месте открыли новый "Терминал 1" ВВЛ):
432534234324.jpg


В 1985 г. началось строительство нового аэровокзала (нынешнего "Терминала 2" МВЛ), однако в силу сложной экономической ситуации оно было приостановлено в 1989 г. По проекту в новом аэровокзале должны были быть установлены телескопические трапы:
4234324345.jpg
0_10a843_d2983fb6_orig


Richard Pomfret так описывает состояние строившегося аэровокзального комплекса на 1993 г.: огромное бетонное сооружение, у которого функционирует лишь малая часть; телетрапы не работают - пассажиров доставляют в терминал на автобусах; здание оставляет впечатление заброшенного объекта - на стройплощадке стоит один кран, однако ни одного строителя на ней не видно; при более близком рассмотрении видно, что стены здания покрылись трещинами и постепенно разрушаются; в аэровокзале действуют всего две стойки регистрации, из-за чего пассажиры стоят в длинных очередях. Слева на фото 1994 г. - аэровокзал 1964 г., справа - строительство нового терминала:
4234324234324.jpg


Благодаря тому, что аэропорту Баку удалось заручиться поддержкой турецких и британских инвесторов, в 1996 г. возведение терминала продолжилось и он был полностью введён в эксплуатацию в 1999 г., спустя 14 лет после начала строительства.
 
Последнее редактирование:
Продолжаю разбираться с разнообразием декоративного украшения советских аэровокзалов и слегка застопорился на Оренбурге.
РИА подписывает свою карточку Оренбургом, но я почему-то на 100% в этом не уверен. Попытался найти следы этой красоты на другом фото из зала регистрации Оренбурга и не очень их нахожу. Что скажете?

671617_preview_wm.jpg
fr66r1peqydakffe8k.jpg
 
РИА подписывает свою карточку Оренбургом, но я почему-то на 100% в этом не уверен.
Оренбург.Запомнился мне тем , что почему то воды не было и я смог набрать канистру только спустившись (на нижнем снимке , в подвальное помещение , там туалеты ) бабушки уборщицы пожалели молодого авиатора с пустой канистрой.Экипаж уж меня потерял :) :)
 
потолок и светильники там идентичны.
Совершенно согласен. Меня только смущает разная картинка в оформлении стен и расположение декора на стене. На снимке РИА мозаика не доходит до окна, а на нижнем упирается в него. Также на верхнем снимке немного другое обустройство помещения - в виде цветочных клумб. Единственное, что можно добавить - разница между снимками 5 лет. РИА подписывает своё фото 1980, а оренбургский краеведческий музей - 1985.
 
На снимке РИА мозаика не доходит до окна, а на нижнем упирается в него.
Да, я это тоже заметил. Можно предположить, что фото с мозаикой было сделано до официального открытия аэровокзала и мозаику доделали потом. В пользу этого версии говорит маленькое количество кресел (почти отсутствие) в зале ожидания, что нетипично для тех лет.
 
Да, я это тоже заметил. Можно предположить, что фото с мозаикой было сделано до официального открытия аэровокзала и мозаику доделали потом. В пользу этого версии говорит маленькое количество кресел (почти отсутствие) в зале ожидания, что нетипично для тех лет.
Как раз типично. Мне приходилось регулярно летать в то время, начинал еще с Нежинки, потом в новом аэропорту. На фото первого этажа как раз с креслами ситуация соответствует тому, как было в первые годы, основная масса кресел располагалась в противоположном крыле, там были и выходы на посадку, и кресел было достаточно соответственно расписанию. На втором этаже так же все соответствует на фото, позже там расположили несколько киосков и кресла убрали вовсе. Буфет так же был в противоположной изображению на фото стороне первого этажа
 
Реклама
Аэропорт Уральск, КазССР.
Газетная вырезка сообщает, что в строящемся аэровокзале выход на перрон будет осуществлён под землей. Насколько я знаю, это реализовано не было. Или уважаемые участники форума имеют другую информацию?

uralsk.jpg
Ur_mscan0022-700x470.jpg
 
Назад