Аэровокзалы в советских аэропортах

Да, действительно, рейсов Ту-154 никогда не было из городского аэропорта (вроде бы зажатая с трех сторон городом полоса коротковата была). Единственными реактивными самолетами там были Як-40 и Ту-124.
 
За вертолетную воинскую часть не скажу - не вспомню уже, но хвосты Ан-12 из-за забора там точно торчали. Если смотреть с привокзальной площади (со стороны города), то слева было здание "нового" терминала, прямо - "старое" здание, а справа - было стекло-бетонное здание то-ли грузового, то-ли почтового назначения терминала...а уж за ним и торчали упомянутые мной хвосты
 
15 марта 1968 г. в аэропорту Тула был введён в строй типовой аэровокзал - такие же были в Павлодаре, Усть-Каменогорске, Перми, Кировограде, Барнауле, Новокузнецке, Джамбуле и др. городах.




С распадом СССР для аэропорта наступили трудные времена. Регулярные пассажирские рейсы прекратились в 1993 году (см. расписание), окончательно рейсы перестали выполняться к концу 1990-х.


Тульский аэровокзал закрыт с 1995 г. (источник - журнал "Столица" №12/1997 г.). В 2001 г. аэропорт был исключён из Реестра аэродромов. 27 августа 2003 г. было ликвидировано Тульское авиапредприятие.


В 2005 г. здание аэровокзала было переделано в строительный супермаркет «Пенаты» (ул. Октябрьская, 304):





Теперь на перроне и в здании бывшего КДП располагается Тульский авиационный центр малой авиации — авиационная посадочная площадка «Тула»:
 

154 ОВЭ ПСС ВВС или в/ч 13657, базировалась в г.Караганда и имела в своем составе вертолеты: Ми-8 различных модификаций, Ми-8КП, Ми-6А, Ми-6ТЗ, Ми-14ПС и наземную технику повышенной проходимости. Вся техника была специализирована под решение конкретных задач. Кроме того, наземная техника, как и применяемая сегодня, была аэромобильна.

Эскадрилья выполняла поисково-спасательные работы (ПСР) в районах г.Джезказган, г.Аркалык, пустыня Бетпакдала в направлении г.Кзыл-Орда, г.Ленинск (ст.Тюра-Там) и перекрывали зоны по всему центральному Казахстану.

В эту систему был включен и 195 отап (Отдельный транспортный авиационный полк) дислоцированный в г.Кустанай (аэродром Нариманово), имевший на вооружении: Ан-12, Ан-24. Вообще, в систему входили еще: опсаэ Якутск (РСФСР) с самолетами Ан-12, Ан-26, вертолетами Ми-8; пс вэ г.Джезказган с вертолетами Ми-8, Ми-6; пс вэ г.Аркалык с Ми-8, Ми-6; 82 овпсо г.Аральск с Ми-8, Ми-14ПС, Ми-6; опсао г.Форт-Шевченко с Ми-14ПС и Ми-8.

На эти эскадрильи и отряды возлагались основные задачи по поиску и спасению космонавтов и объектов, возвращавшихся с орбиты.

Насколько позволяют открытые источники, удалось выяснить, что сегодня в г.Караганде выполняет поисково-спасательные функции 171-я авиакомендатура РФ (командир - полковник Сергей Семченко), которая входит в Военно-космические силы (ВКС) Министерства обороны Российской Федерации (созданы в августе 1992 года). Личный состав комендатуры проживает в гостинице «Космонавт» г.Караганды. В состав ВКС входят космодромы Байконур, Плесецк, Свободный, а также Главный испытательный центр испытаний и управления космических средств.


 


Похожая судьба у КДП, сблокированного с аэровокзалом, в аэропорту Джусалы (Кызылординская область Казахстана).
Аэропорт Джусалы — один из старейших аэропортов Средней Азии, был основан в 1920-х годах. Заброшен во второй половине 1990-х и было вот так:



Потом, лет 10 назад, здание приватизировали и стали реконструировать:


Сейчас там гостиничный комплекс с рестораном, баней и вертолётной площадкой:







Кстати, может быть кто-то подскажет, были в каких-то аэропортах аэровокзалы такой же конструкции? Годы постройки предположительно 1943-1947.
 
Из гражданских аэропортов припоминаю такое служебно-пассажирское здание только в Улан-Баторе:


В основном задния этого проекта использовались как военные КДП:
Хвалынка (Приморский край):


Тоже Хвалынка: в отличие от гражданского варианта, с тыльной стороны военных КДП не было дверей:




Воздвиженка (Приморский край):


Веретье (Псковская область):


Мигалово (Тверь):


Шайковка (Калужская область) - усечённый на 1 этаж вариант:


Лиманское (Одесская облась). До 1992 г. был военным аэродромом, теперь - аэропорт:


Это далеко не весь список - здания этого проекта были и на других военных аэродромах (а возможно, и гражданских аэропортах).
 
Последнее редактирование:


Большое спасибо! На момент постройки КДП аэродром использовался как раз в основном для военной авиации. Развитие рейсов ГВФ произошло чуть позже.
 
Аэропорт Октябрьский в Башкирии (около границы с Татарстаном). В советское время принимал Ан-24 и Як-40. В 1990-е годы заброшен как аэропорт, используется как аэродром ДОСААФ.

Было так:


Ныне вот так:






 
Аэровокзал 1-го аэропорта Мариуполя (с 1948 по 1989 гг. - Жданов).
В период оккупации (1941-1943 гг.) немцы построили в Мариуполе военный аэродром, соорудили служебное здание для навигационной службы. Отсюда взлетали истребители люфтваффе и пикирующие бомбардировщики Ю-87 Штукас. В послевоенное время на базе бывшего немецкого аэродрома был создан городской аэропорт. Имеющееся здание, конечно же, использовали, как аэровокзал. Возле него поставили флагшток, на котором развевался по ветру полосатый, как чулок, «ветровой флаг». Внутри была касса и служебные помещения, а для пассажиров – небольшой открытый павильон и общественный туалет. К аэровокзалу от сквера курсировал маленький автобус. 1 Мая 1950 г. ждановский аэропорт открыл регулярные рейсы в Сталино (Донецк), Москву, Киев, Харьков, Запорожье, Ростов-на-Дону.
Фото 1955 г.:



Со временем назрела необходимость в строительстве нового современного аэропорта, место для которого, согласно генеральному плану развития, определили за западной городской чертой. В 1966 году основные объекты аэропорта были сданы в эксплуатацию, а к аэровокзалу проложена шоссейная дорога с раздельными полосами движения. В 1970 г. приступили к застройке старого аэропорта. Бывший аэровокзал стал жилым домом, в котором поселили лётчиков и инженеров близлежащей авиационной части.
Сейчас территорию 1-го ждановского аэропорта занимают дома Западного микрорайона. Здание бывшего аэровокзала расположено по адресу ул. Троицкая, 1 - теперь в нём находится детская музыкальная школа №5. Вид со стороны лётного поля:






История первого мариупольского аэропорта
Видеосъёмка бывшего аэровокзала и рассказ про это место
 
Последнее редактирование:
Ой, братушки, как мы все одичали... Моя мама, геолог, когда-то ездила после экспедиций по Центральному Казахстану в Караганду. Знакомиться и пополнять запасы геологического архива. Это был архив по геологии всего Казахстана и прилегающих районов, тогда ведь не делили территорию на республики, государства тем более. Там был и Байконур и всё что хотите. Печалька. Что уж говорить про аэропорт. В 1978-м году, в июне, двоюродный брат пригласил на свй
 
 
В 1945-1963 гг аэропорт города Ставрополя находился в черте города, имел травяное покрытие перрона и ВПП. С постройкой нового аэропорта в селе Михайловском в 1962 году, территорию старого аэропорта передали краевому противотуберкулезному диспансеру, который находится на этом месте по адресу улица Достоевского, 58 и поныне. Здание аэровокзала с КДП и с эмблемой Аэрофлота ГВФ на балконе также сохранилось до наших дней.
Фото со стороны бывшего лётного поля делал я.
 

Хотел найти на старых спутниковых снимках остатки старого аэродрома Жданова, но по состоянию на 15-07-1972 года территорию уже частично застроили.
Стрелкой указал на местоположение здания бывшего аэровокзала.
Интересно, а где располагались взлетные полосы (скорее грунтовые), и как они были расположены?
В левой верхней четверти снимка, слева от автотрассы, уходящей на северо-запад, просматривается нечто похожее на грунтовые уже частично заросшие ВПП.
Это не они?

 
Последнее редактирование:

Балкон диспетчерской выходил на север - там и должна была находиться ВПП относительно аэровокзала. Источник подтверждает это: "Там, где сейчас высятся девятиэтажные и двенадцатиэтажные дома микрорайона «Западный», в годы оккупации находился военный аэродром гитлеровцев".


В найденных материалах упоминается, что в бывшем аэровозале поселили лётчиков и инженеров близлежащей авиационной части (рядом должен был быть и военный аэродром):



Аэровокзал первого томского аэропорта "Каштак"
8 февраля 1945 г. в Томске был организован 119-й авиаотряд Западно-Сибирского управления гражданской авиации с базированием авиазвена в составе 3-х самолетов ПО-2 и открыт аэропорт, который расположился в районе Каштака. Вид на аэровокзал со стороны привокзальной площади:


Фото сделано в 1965 г., за 2 года до закрытия аэропорта:


К началу 1960-х годов встал вопрос о расширении границ города - одним из районов застройки был избран Каштак (полеты производились в непосредственной близости от жилых районов, что не соответствовало требованиям безопасности). Руководство области совместно с ЗСТУ ГВФ приняло решение о переносе аэропорта за пределы города - началось строительство нового современного аэродромного комплекса в районе Богашева. Аэропорт Богашево начал функционировать 6 ноября 1967 г. - практически сразу после этого территорию старого аэропорта стали застраивать жилыми домами многоэтажных типовых серий. Застройка началась с места современного перекрёстка улиц Говорова и Карла Ильмера, чуть позднее бывшая взлётно-посадочная полоса была превращена в проспект Мира.
Здание аэровокзала первого томского аэропорта сохранилось по сей день - оно находится по адресу ул. Карла Ильмера, 10/1. Фото от 27 января 2009 г. - вид со стороны лётного поля (этой стороной здание обращено к проспекту Мира, по которому ранее пролегала ВПП):


Фото от 27.01.2008 - вид со стороны привокзальной площади:



К 2011 г. здание обшили сайдингом и надстроили мансарду:


 
Нашел снимок Жданова от 04-06-1966 и дополнил им пост Жданова в теме исторических снимков из космоса.
Выложу и сюда кусок снимка территории старого ждановского аэропорта в максимальном разрешении. Но даже на нем почему-то не просматривается ВПП....



Мне кажется, что не в 1967 году, а как минимум годом или двумя раньше старый аэропорт уже переехал (может быть частично) на новое место, так как на снимке от 04 июня 1966 нового аэропорта уже видно здание аэровокзала, автодорога, ведущая к нему, и грунтовая ВПП с рулежками перед ним.
А к юго-востоку от ВПП даже видно взлетающий самолет!
 
Последнее редактирование:
Из отчёта ЦРУ от 28 февраля 1957 г.: грунтовая ВПП, расположенная с севера на юг, 1000-1200 м. в длину, 30-40 м. в ширину:



Здесь такая иформация: "В 1967 г. усилиями секретаря горкома партии В.М. Цыбулько удалось добиться выделения средств и разрешения на строительство нового современного аэропорта." Возможно, до начала строительства нового ждановского аэропорта на его месте был какой-то аэродром. Все другие источники также утверждают, что строительство нового аэропорта началось в 1967 г.
 
Freddy, спасибо!
Но вот бы еще эту грунтовую ВПП увидеть на снимке! Пытаюсь, но не вижу.
Вот снимок территории побольше. Верхний край снимка находится примерно в полутора километрах от здания аэропорта. Есть идеи на счет расположения ВПП?



Севернее здания аэропорта виден светлый круг с точкой в центре. Может быть это о чем-то говорит?



То ли в этом сообщении год перепутали, то ли на фотопленке дата неверная, хотя последнее маловероятно...


Но на этом снимке в новом ждановском аэропорту виден типовой пассажирский (!!!) терминал размером примерно 105X19 метров, сохранившийся до настоящего времени.
Таких же размеров были терминалы в обсуждавшейся недавно Туле, Кировограде, Ровно, а так же
Т.е. в 1966 году (судя по снимку) уже был построен терминал, а 1967 году (судя по сообщению) "удалось добиться выделения средств и разрешения на строительство современного аэропорта."
Ну не в кредит же было построено здание...
В.М. Цыбулько переехал в Жданов из Донецка в январе 1966. Так что, если он и чего добивался, то либо не ранее 1966 года из горкома Жданова, либо до 1966 года, но из Донецкого обкома. Может быть, под на строительством в данном сообщении понималось строительство современной бетонной ВПП вместо грунтовой на месте уже действующего аэропорта, а не строительство целиком аэропорта. Но (опять же судя, по снимку) летом 1966 года уже видно строительство бетонной ВПП...
У меня не стыкуется...
 
Последнее редактирование: