Аэровокзалы в советских аэропортах


mars_208, Вы оказались правы насчёт года ввода в строй нового ждановского аэропорта. Цитата отсюда: "Из воспоминаний бывшего архитектора института «Донбассгражданпроект» А. Д. Клюева.: «В СССР все аэропорты проектировал московский институт «Аэропроект». Пробиться туда с нашим заказом было почти невозможно, но, благодаря усилиям секретаря горкома В. М. Цыбулько, сделать это удалось. Мало того, были выделены и ресурсы на строительство. За основу был взят один из лучших проектов и затем, уже у нас – «привязан» к местной строительной базе. Проектом предусматривалось сооружение взлетно-посадочной полосы из специальных плит, служебных построек и аэровокзала (прорабатывал проект архитектор Ф. И. Богаченко). В 1966 году основные объекты аэропорта были сданы в эксплуатацию, а к аэровокзалу проложена шоссейная дорога с раздельными полосами движения. Интерьеры вокзала оформили мозаичными панно и фризами. Их выполнили наши мастера из художественного фонда под руководством талантливого художника Виктора Арнаутова (незадолго до этого вернувшегося из эмиграции). Интересно, что известны даже имена людей, ставшие моделями, с которых лепились образы на панно. Конечно, для пассажиров в новом аэровокзале созданы все условия: кассы, ресторан, буфет, туалет, в аэропорт курсирует автобус, есть и стоянка такси."

Разрешение на строительство нового аэропорта, похоже, было получено в 1964 г. (рукописную цифру "4" иногда можно принять за "7").


То, что новый аэропорт был открыт в 1966 г, снимает вопрос, почему на снимке старого аэропорта за тот год не видно ГВПП.
 
Последнее редактирование:
Первый самолет прибыл в Сургут в 1931 г. - тогда была оборудована первая посадочная площадка. В дальнейшем посадочные площадки многократно переносили с места на место. Затем в районе школы №4 открыли аэропорт, однако со временем он стал мал и оказался в окружении жилой застройки (источник).
В 1962 г. аэропорт перенесли на бывшее поле Черномысовского колхоза, где он проработал около 10 лет. Первоначально аэровокзал располагался в деревянном здании (источник). К середине 1960-х гг. было введено в строй кирпичное здание аэровокзала, а деревянное здание стало КДП - см. фото 1965 г. "Первый десант львовских студентов в Сургутском аэропорту (возле здания диспетчерской службы)":


Фото 1965 г. - "Первый десант львовских студентов в Сургутском аэропорту (возле здания аэровокзала)":


В 1971 г. начались регулярные рейсы из нынешнего сургутского аэропорта, после чего территорию старого аэропорта застроили домами 25-го микрорайона. Здание аэровокзала сохранилось до наших дней (адрес - Комсомольский проспект, 24) - теперь в нём располагается реабилитационный центр "Наследие" и церковь пятидесятников:



 
Последнее редактирование:
Не совсем так. По РЛЭ для Ан-24 минимальная длина ВПП с искусственным покрытием, с которой разрешена эксплуатация самолёта, - 1300м. С грунтовым покрытием - 1600м. У Як-40 примерно такие же ограничения.
 
Аэровокзал первого уфимского аэропорта.

Дом, в котором находился аэровокзал, был построен в 1890-е гг. купцом-хлебопромышленником Павлом Ивановичем Костериным в качестве загородной дачи. В начале XX века дом стал особняком купца Бондаренко (исторические фотографии - отсюда).


В начале 1920-х гг. в доме располагалась одна из дач ЧК. Вскоре территорию заняли авиационные учреждения, а в доме разместили авиационный штаб и отряд башкирского отделения Общества друзей воздушного флота (ОДВФ). В 1923 г. штаб обзавёлся самолётом для учебных занятий, неподалёку организовали площадку для тренировочных полётов. В 1933 г. здесь был открыт первый уфимский аэропорт - с этого года и вплоть до 1963 г. деревянный дом выполнял функцию аэровокзала и диспетчерской. Вид со стороны лётного поля:




В конце 1962 г. был введён в строй нынешний уфимский аэропорт, после чего территорию старого аэропорта застроили. В 1967 г. рядом с бывшим аэровокзалом был открыт автовокзал, а в 1976 г. в деревянном доме разместили Уфимское бюро путешествий и экскурсий. Вид со стороны лётного поля:


Теперь этот дом является объектом культурного наследия регионального значения. Уфимцы называют его "Домом с петушком" - из-за оригинального флюгера, появившегося на башенке в 1970-е гг. Сейчас в доме (адрес - ул. Рихарда Зорге, 15) находится офис «Башторгсервиса». О том, что здесь когда-то взлетали и садились самолёты напоминает лишь название одной из небольших улиц неподалёку - "Добролётная".


Вид со стороны лётного поля:


Вид со стороны привокзальной площади:
 
Последнее редактирование:
Первый кишинёвский аэропорт находился в предместье "Рышкановка" - он начал работать в 1927 г. Здание аэровокзала представляло собой небольшой одноэтажный домик (не сохранилось до нашего времени). Лётное поле начиналось в конце нынешней ул. Киевской (бывшая Димитрова) и пролегало в северном направлении. 1 сентября 1944 г., спустя несколько дней после освобождения Молдовы от фашизма, Совет народных комиссаров СССР принял постановление "О создании в Молдавии гражданской авиации для нужд населения". С 1945 г. начались регулярные полёты на Ли-2 в Москву с промежуточной посадкой в Киеве, кроме того выполнялись рейсы в Кировоград, Винницу, Николаев и Черновцы. Аэровокзал на фото был построен уже в советское время (источник):


Уже в конце 1950-х гг. началсь застройка Рышкановки 4 и 5-этажными домами. В 1960 г. в юго-восточном пригороде Кишинёва "Ревака" был введён в строй нынешний кишиневский аэропорт, способный принимать газотурбинные самолёты. После этого территорию старого аэропорта застроили. Здание аэровокзала было сохранено (адрес - ул. Киевская, 5А), однако за прошедшие годы оно неоднократно подвергалось перестройкам и модификациям, так что теперь в его облике сложно узнать бывший аэровокзал:


Лётное поле начиналось на месте Дворца культуры профсоюзов (на фото справа):




Вид в сторону лётного поля:


В настоящее время в здании находится какое-то учреждение, связанное с образованием:
 
Последнее редактирование:

Бывший аэровокзал первого сочинского аэропорта во время застройки лётного поля:


Фото целиком:




На сайте privetsochi.ru нашёл фотографии сочинского аэровокзала 1935 г., сделанные в 2010 г. (до возведения пристройки).
Вид на здание со стороны западного торца (лётное поле находилось справа, слева - ул. Красноармейская):




Фото восточного торца бывшего сочинского аэровокзала:



Нашёл на Фейсбуке фото со стороны лётного поля, сделанное незадолго до закрытия аэропорта:



 
Как выглядел старый аэропорт Анапы на снимках из космоса в 1965, 1971, 1972 и 1973 годах, можно увидеть здесь.

Еще одно фото старого терминала Анапы.
 
Последнее редактирование:
Первый брянский аэродром был построен вблизи от села Городище и начал работать в 1927 г. В 1934 г. он получил статус гражданского и начал принимать на дозаправку рейсы, следующие по маршруту Москва – Киев и обратно. В 1945 г. аэродром вновь стал военным. В 1946 г. в соседнем городе Бежицы, впоследствии ставшем Бежицким районом Брянска, открылся новый гражданский аэропорт, который до сих пор используется малой авиацией. В 1961 г. на базе военного аэродрома в Городище вновь был открыт гражданский аэропорт, в 1964 г. был создан брянский ОАО. В 1965г. начались регулярные рейсы Москва-Брянск-Киев-Черновцы на самолёте Ан-24, в декабре 1967 г. в аэропорту впервые приземлился Як-40, к эксплуатации которого авиапредприятие приступило в следующем году.

В 1970г. был введён в строй новый типовой аэровокзал - такие же были в Туле, Павлодаре, Усть-Каменогорске, Перми, Кировограде, Барнауле, Новокузнецке, Джамбуле и др. городах. Это был не просто новый аэровокзал, а аэровокзальный комплекс, включавший в себя и другие аэродромные строения, а также новый перрон - он был построен на противоположной стороне лётного поля относительно ВПП (источник):


Вид на аэровокзал со стороны привокзальной площади (это кадр из 45-го номера брянского киножурнала "Наш край" за 1970 г.):


Фотография пустого аэровокзала, сделанная перед его открытием:




Фото от 1 мая 1972 г.:




Со временем окружавшие аэропорт деревни и посёлки были присоединены к Брянску и стали его районами - так аэропорт оказался практически в центре города. Из-за многочисленных жалоб от жителей близлежащих домов на шум от самолётов руководство города приняло решение о переносе аэропорта за город. 8 декабря 1994 г. старый аэропорт был закрыт - с тех пор рейсы выполняются из нынешнего брянского аэропорта, расположенного в 14 км. к западу от города. В июле 2014 г. началась застройка лётного поля старого аэропорта, при этом были сохранены аэропортовые строения. Бывший аэровокзал (адрес - ул. Степная, 2) стал корпусом №5 Брянского государственного университета - в нём находится юридический факультет вуза:


Вид со стороны лётного поля - в верхней части снимка виден бывший ангар АТБ и аэродромные строения рядом с ним (это фрагмент высотной панорамы).


Здание бывшего аэровокзала обшили сайдингом:


Вид из окон жилого дома: в бывшем КДП (ул. Степная, 2а) теперь находится управление Минюста и отдел материально-технического обеспечения:
 
Старый аэропорт Сумы появился на окраине города в 1939 г. В 1960-е гг. в аэропорту был введён в строй аэровокзал с диспетчерской вышкой. В 1975 г. ГВПП оснастили приводными радиомаяками и светотехническим оборудованием, тогда же, по-видимому, был открыт и новый аэровокзал - с того года аэропорт начал принимать Як-40 и Ан-24, которые выполняли рейсы в Ростов, Минеральные Воды, Москву, Сочи.

Справа на фото - аэровокзал 1970-х гг., за Як-40 просматривается аэровокзал 1960-х гг.:




Аэровокзал 1970-х гг. со стороны города:



Из-за подступившей к аэропорту городской застройки и возникшей потребности в более длинной ВПП с искусственным покрытием (для приёма ВС вплоть до Ту-134) было принято решение о строительстве нового аэропорта. Регулярные рейсы из него начались летом 1978 г., при этом в нём не было аэровокзала - первое время пассажиров предполагалось регистрировать в старом аэропорту и затем доставлять их автобусами прямо к трапу самолёта. Но аэропорт с пассажиропотоком в 800 пассажиров в день нуждался в аэровокзале - его постройка велась в 1980-е гг., но строительство так и не было завершено из-за неблагоприятной экономической обстановки в начале 1990-х гг. В результате единственное пассажирское здание в сумском аэропорту - небольшой павильон-времянка, открытый ещё в 1979 г. (подробнее). Аэровокзал старого аэропорта использовался по своему прямому назначению до тех пор, пока пассажиропоток не снизился до такого уровня, что для обслуживания всех пассажиров стало хватать павильона-времянки.

Лётное поле старого аэропорта было практически полностью застроено жилыми домами - нетронутыми остались лишь заасфальтированный перрон и территория со служебными зданиями. После открытия нового аэропорта в старом аэропорту продолжали находиться некоторые службы авиапредприятия, благо новый аэропорт расположен на расстоянии всего в 1,7 км. по шоссе в юго-западном направлении. Вид на территорию старого аэропорта со спутника: бывшие аэровокзалы - в центре снимка (адрес комплекса зданий старого аэропорта - ул. Герасима Кондратьева, 168):


Вид на старый аэропорт со стороны города: слева - аэровокзал 1970-х гг., справа - 1960-х (похожие были в а/п Иваново-Южный, Ухте, Кокчетаве, Витебске, Усть-Куте и других городах):




Вид со стороны лётного поля: теперь в аэровокзале 1960-х гг. находится СТО "Мастер", а в аэровокзале 1970-х гг. - приют для животных:
 
Последнее редактирование:
В августе 1933 г. на северо-западной окраине Актюбинска (ныне - Актобе) появился первый аэродром. В феврале 1935 г. было образовано Северо-Казахстанское управление Гражданской авиации с центром в Актюбинске. В сентябре 1936 г. аэропорт перенесли в юго-западную часть города - именно его местные и называют "старым аэропортом", в 1939 г. там был введён в строй аэровокзал:


Вид со стороны лётного поля:


Аллея перед аэровокзалом:


В 1967 г. был введён в строй нынешний актюбинский аэропорт: как и в Сумах, его построили неподалёку от старого - в 1,3 км. по шоссе в юго-западном направлении. Ниже - фрагмент снимка 1968 г.: автодорога в новый аэропорт пересекла старую ГВПП. Как и в случае с сумским аэропортом, в актюбинском первое время тоже не был аэровокзала - его ввели в строй в 1975 г. Похоже, до этого года пассажиры проходили регистрацию на рейсы в аэровокзале старого аэропорта - он в правом верхнем углу снимка:


После ввода в строй нового аэропорта старый продолжал некоторое время работать как аэропорт местных воздушных линий, затем его территорию застроили. Здание аэровокзала старого аэропорта сохранилось до сих пор, его адрес - Бокенбай батыра, 52/Авиагородок, 40. На момент создания спутниковго снимка (снизу) со стороны лётного поля всё ещё сохранялся небольшой скверик с аллеей и выложенная из плит площадка старого перрона - теперь это место занимают дома жилкомплекса "Авиатор Премиум". Сохранившаяся зелёная зона со стороны привокзальной площади - это парк "Авиатор":


В 2006 г. здание бывшего аэровокзала реконструировали, добавив 3-й этаж, и обшили сайдингом. На фото - его нынешний вид со стороны привокзальной площади:


Вход в здание со стороны привокзальной площади:
 
Последнее редактирование:
Старый актюбинский аэровокзал имеет много общего с аэровокзалом ещё одного поглощённого городом аэропорта - свердловского Уктуса, - очевидно, что это два родственных архитектурных проекта.
Актюбинский аэровокзал со стороны лётного поля и уктусский со стороны привокзальной площади:


Уктусский аэровокзал со стороны лётного поля и актюбинский со стороны привокзальной площади:


Вестибюли уктусского и актюбинского аэровокзалов:


Аэродром Уктус, располагавшийся в Чкаловском районе Свердловска, начал работать в 1923 г., но официально гражданский аэропорт там открылся 1 января 1932 г. В 1937 г. в Уктусе был введён в строй аэровокзал. Вид со стороны привокзальной площади:


В 1954 г. рейсы союзного значения были перенесены в аэропорт Кольцово, после чего Уктус стал аэропортом местных воздушных линий. К 1978 г. в летний период из Уктуса ежедневно совершалось 55 рейсов в 33 аэропорта Свердловской области:






В 1985 г. свердловский аэропорт МВЛ был перенесён в Арамиль, после чего аэропорт в Уктусе был закрыт. "Уктусом" называется жилой район Екатеринбурга, в котором находился старый аэропорт, — несмотря на то, что аэропорт в Арамиле располагался в 20 км. от города, он всё равно перенял и носил это название вплоть до своего закрытия в 2012 г.
В 1990-е гг. территорию старого аэропорта застроили домами нового жилого района "Ботанический". Здание уктусского аэровокзала было сохранено (адрес - ул Белинского, 246) - в нём находится Уральское территориальное управление Росавиации. Вид в сторону бывшего лётного поля:


Юго-восточный торец здания (лётное поле находилось слева):


Вид со стороны лётного поля:
 
Последнее редактирование:
Вопрос постройки в Волгодонске собственного аэропорта обсуждался с конца 1950-х гг., однако к его строительству так и не приступили. В результате аэропорт соседнего с Волгодонском Цимлянска был признан "кустовым", т.е. обслуживающим сразу оба этих города.
Цимлянский аэропорт открылся в начале 1950-х гг. До конца 1950-х гг. из него выполнялись рейсы в Ростов на По-2 и Як-12. С появлением в 1959 г. Ан-2, перевозки стали массовыми, а сеть маршрутов из Цимлянска охватила другие населённые пункты Ростовской области, а также соседние Элисту и Волгоград. В 1971 г. начались регулярные рейсы на Як-40 Цимлянск-Ростов (3 раза в день) и Цимлянск-Москва/Быково (раз в 2 дня). В начале 1960-х гг. в цимлянском аэропорту был построен типовой одноэтажный аэровокзал с диспетчерской вышкой:


С началом строительства «Атоммаша» в 1973г., Волгодонск начал стремительно расти и за несколько лет значительно обошёл Цимлянск по численности населения. Крупному городу стал требоваться соответствующий аэропорт, способный принимать ВС вплоть до Ту-134. Строить его на прежнем месте не представлялось возможным: уже к 1970-м гг. городская застройка Цимлянска вплотную подошла к аэропорту, к тому же возникла проблема зашумлённости от низколетящих самолётов. Поэтому было принято решение о строительстве аэропорта на новом месте. Новый аэропорт получил название "Волгодонск" - после его ввода в строй в 1978 г., старый аэропорт был закрыт, а часть его территории застроили:


Сейчас в бывшем цимлянском аэровокзале (адрес - ул. Маяковского, 106) находится автошкола ДОСААФ:



Новый аэровокзал постигла более печальная судьба - после закрытия аэропорта "Волгодонск" в 2002 г., здание прибывает в заброшенном состоянии (фото).
Подробнее с историей старого цимлянского аэропорта можно ознакомиться здесь: Как и почему в скромном Цимлянске появились два аэропорта
 
До появления аэропорта "Грабцево" в Калуге был аэропорт МВЛ, находившийся близ деревни Секиотово. Информация из газеты "Калужская неделя" (№19/2020 г.): история калужской ГА началась в 1947 г. - тогда с "площадки в бору" начались полёты 2-х ПО-2. В 1951 г. звено подчинили Брянскому авиаотряду и перебазировали в Секиотово, добавив еще один По-2. В 1958 г. авиазвено было реорганизовано в самостоятельную Калужскую эскадрилью, в составе которой были самолеты По-2, Як-12, а затем - и вертолеты Ка-15 и Ми-2. В 1959 г. у авиапредприятия появились самолеты Ан-2, на которых сначала перевозили грузы, а затем - пассажиров в райцентры области. В 1969 г. авиаэскадрилья была преобразована в Калужский объединённый авиаотряд. 18 мая 1970 г. в новом аэропорту Грабцево впервые приземлились пассажирские самолеты Ан-24 и Як-40, а уже 1 июня 1970 г. был торжественно открыт нынешний грабцевский аэропорт.

От 1-го калужского аэропорта осталось лишь здание аэровокзала по адресу ул. Секиотовская, 13 - оно обозначено меткой в нижней части снимка (расположение здания найдено здесь), а ГВПП находилась на месте промзоны к северу от него:


Вид на бывший аэровокзал с автотрассы из Калуги:


На крыше аэровокзала была диспетчерская вышка, которая не сохранилась:


Теперь в здании находится представительство Городской Управы г. Калуги:


Вид в сторону бывшей ГВПП - теперь это место занимают заводы "Вольво" и "Континенталь":
 
В 1930-е гг. в районе села Стрижийка под Винницей была построена посадочная площадка авиалинии Москва-Прага - в дальнейшем там был создан первый винницкий аэропорт. В 1945 г. его перенесли на военный аэродром в 3-х км. к востоку от Винницы. За 1952-1962 гг. там были построены гостиница, АТБ, гараж, служебные помещения, склады, а также типовой аэровокзал на 100 пассажиров - такие же были в Майкопе, Грозном, Воркуте, Нефтекамске, Печоре, Октябрьском, Колпашево, Могилёве и в других городах.
Фото 1969 г.:


В дальнейшем перед аэровокзалом соорудили посадочный павильон:


Этот круглый газон на привокзальной площади сохранился до сих пор:


Со временем в Виннице возникла потребность в более длинной ВПП с искусственным покрытием, способной принимать Ил-18. Строить её на существующем аэродроме совместного базирования ГА/ВВС не представлялось возможным: с северо-запада строительству ВПП препятствовала городская застройка, а с юго-востока - автодорога на г. Немиров и речка. Поэтому было решено строить новый аэропорт в 3,5 км. северо-восточнее старого - это район села Гавришовка, в честь которого и был назван нынешний винницкий аэропорт. В 1976 г. строительство ИВПП длиной 2220 м. было завершено, к концу 1970-х гг. её удлинили до 2500 м., что позволило принимать Ту-154. Поначалу в новом аэропорту не было аэровокзала - только пассажирский павильон, КДП и другие объекты. С вводом в строй в 1985 г. аэровокзала на 400 пассажиров в час, старый аэропорт был закрыт и передан Винницкому авиазаводу.

В настоящее время часть ГВПП сохраняется для нужд Вининцкого авиазавода, занимающегося ремонтом Ан-2, Як-52 и вертолётов. Перрон старого винницкого аэропорта обнесён забором - теперь его занимают склады:


Так это выглядит с земли:


Здание бывшего аэровокзала со стороны перрона (адрес - Немировское шоссе, 201): вместо окон и двери выхода на перрон теперь служебные ворота:


Такая же картина и со стороны привокзальной площади. Первый этаж здания занимают магазин (справа от ворот), складские помещения и сауна, а на втором этаже располагаются офисные помещения:


Склад и магазин внутри бывшего аэровокзала:


Подъездную автодорогу пересекает линия ж/д:


Подробнее с историей винницкого авиапредприятия можно ознакомиться здесь.
Расписания рейсов из старого винницкого аэропорта - здесь.
 
До конца 1980-х гг. из Саратова в г. Маркс летали L-410 (источник).


Фото 8 февраля 1968 г.: "Маркс. Аэропорт (принимает до 25 рейсов в день)". Обратите внимание на здание со скошенной надстройкой справа от КДП:


Во-видимому, тот же ракурс в наши дни: слева - переделанное здание бывшего КДП, правее - автостанция с такой же надстройкой, как и на предыдущем фото. Здесь упоминается, что эта автостанция (адрес - ул. 10-я линия, 54) была аэровокзалом:


Судя по траектории посадки Ан-2 с 1-й фотографии, ВПП была на месте ул. Чагина/Рогулева. Бывшее лётное поле с севера и востока ограничивала ул. Аэродромная:


Бывший аэровокзал со стороны лётного поля:




Вид со стороны города:
 
Последнее редактирование: