Swiss International Air Lines (LX) с 15 октября вывела из эксплуатации все 29 своих
Bombardier CSeries/Airbus A220 для проверки их двигателей в аэропорту Цюриха — основной базе национального перевозчика Швейцарии.
Авиакомпания приняла такое решение после
отказа одного из моторов её самолёта, следовавшего днём 15-го октября из лондонского Хитроу в Женеву. Экипаж не завершил набор высоты и запросил вынужденную посадку в Париже.
В среднем, отказы двигателей новой — и технически самой совершенной в своём классе — модели
PW1500G американского производителя Pratt & Whitney происходят у машин Swiss каждый месяц. Причём средний возраст этих 29 авиалайнеров всего 1,9 года.
Начиная с августа расследование инцидентов делегировано Национальному бюро безопасности на транспорте США (NTSB). Накопленных данных уже хватило, чтобы сделать первичные выводы: неполадки локализуются в первой ступени компрессора низкого давления, она склонна к разрушению, и в полёте это может привести к серьёзным повреждениям самолёта и катастрофе. Так, 25 июля
осколки выпали над лесомв окрестностях французских городков Перриньи-сюр-Армансон и Кри департамента Йонна. Предположительно.
По результатам работы NTSB Федеральным управлением гражданской авиации США (
FAA) была издана Директива лётной годности AD 2019-19-11, требующая для моделей Pratt & Whitney PW1500G, накопивших не менее 300 полётных циклов, следующих действий:
- в течение 50 циклов (с даты актуальности Директивы), а затем с интервалами, не превышающими 50 лётных циклов, проводить бороскопическое исследование каждого штока входной направляющей компрессора низкого давления — для проверки их надлежащего наклона;
- с теми же промежутками проводить бороскопическое исследование ротора первой ступени компрессора низкого давления на наличие повреждений и трещин в лопатках;
- если определено смещение направляющих или найдены повреждения, превышающие допустимые пределы, а также если существует хотя бы одна трещина в лопастях первой ступени, снять и заменить весь компрессор низкого давления.
То же самое предписано и двигателям PW1900G как конструктивно очень близким. Соответственно, издержки понесут и операторы новых бразильских самолётов Embraer 190-E2 и Embraer 195-E2.
Swiss отменила свыше 100 рейсов, были затронуты почти 10 000 пассажиров, — однако за счёт этого компания справилась с проверками за два дня. С 17 октября все её самолёты выйдут на линии как обычно.
Другие крупные пользователи Bombardier CSeries/Airbus A220 — а это
Delta Air Lines (DL; 25 единиц),
airBaltic(BT; 20 единиц),
Korean Air (KE; 10 единиц), Air Tanzania (TC; 2 самолёта) и
EgyptAir (MS; 2 самолёта) — утверждают, что держат ситуацию под контролем, но проблем не фиксируют. Всего заказчикам на сегодня передано ровно 90 самолётов этой модели, из них в эксплуатации находятся 88.
aeronautica.online