Алыкель. Надежда. Нежданный. История аэродромов Норильска.

Небольшой рассказ про в/ч 02017 в моём ЖЖ http://severok1979.livejournal.com/45534.html
Речь идёт об 50-ой отдельной транспортной авивэскадрильи ВВС (сокращенно 50 отаэ ВВС), примерно, с 1981 г. дислоцировавшейся в аэропорту Алыкель (Норильск). На её вооружении состояли самолёты Ан-12, Ан-26, вертолёты Ми-8, Ми-26. В задачи эскадрильи входили транспортные и пассажирские перевозки с целью обеспечения деятельности многочисленных воинских частей и "точек", разбросанных по всему Таймырскому полуострову вплоть до арктических островов Северного Ледовитого океана. Кроме того, в задачи в/ч 02017 входило обеспечение поисково-спасательных операций в различных экстремальных случаях.
С 1993 года 11-ый авиационный поисково-спасательный отряд (11 апсо), на вооружении которого остались Ан-26 и Ми-8, так как Ан-12 передали в Толмачёво, а Ми-26 списали. В 2002 году отряд передислоцирован на аэродром Братск.
 
Реклама
Немного не в тему, но может кому будет интересно.
С 15 по 20 июля группа лётчиков-энтузиастов совершила замечательный перелёт по маршруту Красноярск-Диксон-Красноярск, который привлёк к себе незаслуженно мало внимания.
http://severok1979.livejournal.com/46843.html
 
Последнее редактирование:
24 июля 1946 года была создана комиссия для приёмки «во временную эксплуатацию взлётно–посадочной полосы внеочередной части сухопутного аэродрома на станции «Надежда». Аэродром одновременно принимал самолёты и продолжал строиться. В 1949 году на базе Красноярского перегоночного полка в аэропорту "Красноярск" был сформирован 36-й транспортный отряд Гражданского воздушного флота, который стал основой Норильского авиапредприятия. В 1950 году организован аэропорт «Надежда» 3 класса Гражданского Воздушного Флота и начали выполняться регулярные рейсы в Москву и Красноярск. Аэропорт принимал такие воздушные суда, как Ли-2, По-2, Ил-12, Ил-14. Первым начальником аэропорта "Надежда" был назначен Герой Советского Союза подполковник Борис Микуцкий. В 1965 году аэропорт "Надежда" закрыли в связи с вводом в эксплуатацию нового аэропорта "Алыкель". Предлагаю Вашему вниманию уникальную фотографию здания аэропорта "Надежда" с прилегающими постройками http://severok1979.livejournal.com/63570.html
 
severok,
Знакомы с этой частью когда они уже в Братске стояли, там еще РЦ был, и вообще в заявках в поле 18 писали ПСС отдельный отряд Братск
 
Фото и инфо - с сайта gazetazp.ru:

"Воздушные" топонимы Норильска

В прошлом выпуске "Топонимики" мы рассказывали о посёлке Валёк, в том числе упоминали о нём как о первых "воздушных воротах" Норильска. Но были у нашего города и другие "воздушные ворота и калитки". Некоторые из них давно закрыты, и даже имена их из памяти почти стёрлись.

75 лет назад, в 1933 году, в район Норильска для обслуживания изыскательских партий прилетели 12 гидросамолётов. Садились они ещё даже не на Вальке, а на реке Рыбной, у Часовни. Пассажиров и грузы везли оттуда в Норильск по тундре на лошадях. В 1935 году впервые была открыта прямая авиалиния Дудинка-Норильск. Лётчик Николаев первым совершил посадку на озере Долгое на самолёте ШA-2. За этот полёт начальник Норильстроя Матвеев объявил ему благодарность и наградил именными часами. И только с 1940 года гидросамолёты начал принимать Валёк.
Однако только лишь гидропорта растущему Норильску было мало. В январе 1945 года в списочном составе Норильского авиаотряда было девять самолётов (правда, к сентябрю их осталось шесть): три По-2, два - Г-1, по одному С-47, ПР-5, МП-1 и ДВ. Валёк нагрузки не выдерживал и... в 1945 году начались работы по строительству первого постоянного наземного аэропорта в норильской истории - "Надежды". Но сначала, в конце апреля 1945-го, начальник комбината Панюков подписал приказ "О строительстве временного аэродрома на РОРе:
"Впредь до постройки постоянного аэродрома в Норильске в районе ст. "Надежда" приказываю управлению строительства построить к 15 июня сего года временный аэродром на месте отвалов пустой породы рудника открытых работ (РОР) размером 100 на 1000 м для приёма и отправления самолётов СИ-47...
Буквально через несколько дней после подписания приказ отменили "ввиду того, что отвал N 2 рудника открытых работ, на котором было намечено строительство, по размерам и близости к лётной полосе препятствий не соответствует требованиям". 23 мая Панюков подписывает новый приказ о строительстве "Надежды".
ПРИКАЗ по Норильскому комбинату и ИТЛ НКВД СССР за 1945 год о строительстве постоянного аэродрома п. Норильск N 382 23 мая
Для осуществления строительства постоянного аэродрома в районе ст. "Надежда":
- строительство аэродрома возложить на контору Дорстрой;
- для размещения з/к, работающих на строительстве аэродрома, моему заместителю по лагерю т. Золотарёву освободить лагпункт 102 клм. и образовать отдельный лагпункт Аэродромстроя;
- заместителю начальника комбината по лагерю т. Золотарёву направить в распоряжение Дорстроя для Аэродромстроя на постоянную работу к 15 июня с. г. - 500 человек.
24 июля 1946 года была создана комиссия для приёмки "во временную эксплуатацию взлётно-посадочной полосы внеочередной части сухопутного аэродрома на станции "Надежда". Аэродром одновременно принимал самолёты и продолжал строиться. На "Надежду" садились такие воздушные суда, как Ли-2, По-2, Ил-12, Ил-14.

Названия всех норильских аэродромов, кроме Алыкеля, русские. Их смысл понятен, но кто и когда ввёл в обиход эти топонимы?
Первым топоним "Надежда" называет геолог Николай Урванцев: "Гору к западу от горы Шмидта потом наименовали Надеждой и ручей между ними - Разведочным". По всей видимости, по имени горы затем была названа железнодорожная станция, а от неё своё имя получил и первый сухопутный аэропорт "Надежда". В 1965 году "Надежду" закрыли, а в 1970-х на месте бывшей взлётно-посадочной полосы построен металлургический завод, который и получил "в наследство" своё красивое имя.
К концу 1950-х Норильску стало не хватать уже и "Надежды" с "Вальком". Размеры наземного аэродрома не соответствовали потребностям растущего города, переставшего быть лагерем. Начались проектно-изыскательские работы по строительству нового аэропорта вблизи станции "Алыкель", а также временного аэродрома на разъезде "Нежданный", работающего только зимой и предназначенного для приёма больших турбовинтовых самолётов Ан-10, Ан-12, Ил-18. В ноябре 1958 года "Нежданный" начал принимать самолёты на раскатанную снежную полосу. Длина полосы составляла 4,5 километра, аэродром был оборудован приводной радиостанцией и посадочным радиолокатором.
"Нежданный" находился неподалёку от "Надежды". Как пишет Вадим Денисов в книге "Неведомый Норильск":
"Тогда самолёты садились на временную взлётную полосу из снега и льда аэродрома "Нежданный" (чаще, правда, его называли "Нежданка"). Это была самая первая остановка после Купца на железнодорожном перегоне между Норильском и Кайерканом около станции "Снежная". Многие пассажиры забытых норильских электричек ещё помнят это место - группа низких строений в ровной долине, куски какого-то металлолома, остатки старых вертолётов".
Для аэродрома носить название "Нежданный" (в некоторых источниках "Нежданная", а в народе "Нежданка") - более чем странно. Тем более в условиях Крайнего Севера, где воздушное сообщение - единственный канал, связывающий с материком, а прилёт самолёта из-за постоянных пург и метелей - долгожданное событие.
Снежный аэродром получил своё имя от железнодорожного разъезда "Нежданный". А неподалёку от этого места есть урочище Неожиданное (урочище - участок, отличающийся от окружающей местности, например, лес среди поля, лайда среди леса). Логично предположить, что Нежданный назван именно по урочищу Неожиданному, просто топоним несколько видоизменился.

***
Аэропорт "Алыкель" был построен на месте военного аэродрома. Впоследствии ходили слухи, что в Норильск собирался прилететь Никита Хрущёв и аэродром был построен специально к его приезду. Об этом якобы говорили и темпы, которыми шло строительство, и то, что взлётно-посадочная полоса была специальная, усиленная. Как бы то ни было, Хрущёв не приехал, а порт построили. Говорят, даже гору Алыкель срыли для постройки взлётно-посадочной полосы.
Теперь, когда норильчане судачат об Алыкеле, они обсуждают не "специальную" ВПП, а то, что аэродром, построенный в своё время под военные самолёты, оказался не очень приспособлен для нужд гражданской авиации. Его "слабые места" - сильный боковой ветер (неудачное расположение ВПП по отношению к розе ветров), "горб" на полосе (все пилоты знают про эту особенность в северной части норильской "взлётки") и большое расстояние до города.
Что касается ускоренных темпов строительства "Алыкеля", то это - чистая правда. В августе 1964 года исполком Норильского городского Совета отмечал, что "аэродром "Алыкель", по заключению государственной комиссии, принят в эксплуатацию как временный на период сентября-ноября для перевозки пассажиров, скопившихся в Москве и Красноярске. На аэродроме отсутствуют минимально необходимые здания и сооружения для нормальной работы личного состава и обслуживания пассажиров". Исполком решил обязать начальника аэропорта "Алыкель" обеспечить работу аэродрома по регламенту 12 часов в сутки для приёма и выпуска самолётов Ил-18 и Ан-10 и... обратился в Норильский комбинат с просьбой установить на железнодорожной станции "Алыкель" два вагона, переоборудовав их под временный вокзал. В 1964 году в Алыкеле приземлился первый пассажирский самолет Ил-18.
В мае 1965 года исполком горсовета отметил, что "на аэродроме "Норильск" (ст. "Алыкель") подготовлены минимально необходимые здания и сооружения для круглосуточной эксплуатации аэропорта". В связи с закрытием аэропорта "Нежданный" решено начать работу аэродрома, а в июле прервать её для продолжения строительства. Постоянная эксплуатация "Алыкеля" началась в 1966 году.
Топоним "Алыкель" переводили по-разному: предлагались версии "счастье", "золотой глоток", "глаза девушки" (последний перевод объясняли наличием двух похожих озёр в том районе). Анна Барболина, автор книги "Топонимика Таймыра", предлагает следующий перевод: "Алыыкюель (долг.). Алыы: 1) низменный луг, долина, заросшая кустарником, травой или мхом; 2) поляна, иногда с водоёмом, покрытая травою и мхом; 3) болотистое место. Кюель - озеро. Искажённое написание - алыкель. Аэропорт "Алыкель" получил своё название, вероятно, от строителей или чиновников, переделавших эти слова на свой лад, не вникая в значение. Правильное название а/п "Алыкель" на долганском языке: Алыы кюель - болотистая поляна, дословно - поляна (долина) озёр. Это вполне соответствует ландшафту той местности, на которой построен аэропорт. Топонимов с этим названием очень много в Хатангской тундре, где компактно проживают долганы".
А может быть, в первую очередь Алыкель - это топоним озера, находящегося в том районе. В переводе с долганского его название звучит логично - болотистое озеро. И уже от него получили название и посёлок, и станция, и аэропорт.

Светлана ГУНИНА.

Автор благодарит за предоставленные материалы Музей истории, освоения и развития НПР и Норильский городской архив.

Надежда.jpg


Надежда1.jpg


01f0ea71bd4aede908f744a397552cd2.jpg


5da1cfa92692489e54de8b6d311e25a2.jpg


1fca02013cde2e7aa33e71a1478a516c.jpg
 
Наконец-то предоставился повод обратиться к одной из любимых тем блоЖЖика - воинским частям Норильска и НПР.
Участник авиафорума (http://aviaforum.ru/) лётчик-истребитель под ником Letnab137 (Енютин Владимир Николаевич, род. 25.10.1946 г. Курский УАЦ ДОСААФ - 1965 г. АВВАКУЛ- 1968 г., 64 ап, 72 гв ап, 38 К ПВО, 64 ап 68-85 гг.) поделился интереснейшими воспоминаниями о пребывании в Алыкеле истребителей ПВО Су-9 и Ту-128, появившихся там задолго до гораздо более известных МиГ-31 из 57 ГИАП! Истребители входили в 64 ИАП ПВО СССР (в/ч 01297, расформирован в 1998 году), базировавшийся на аэродроме Омск-Северный, расположенном на восточной окраине Омска, вблизи деревни Осташково.
Текст воспоминаний скомпилирован из нескольких сообщений, но без искажения исходного смысла. Смотрим http://severok1979.livejournal.com/81367.html
 
Реклама
Ранее уже приходилось писать про памятники авиационной тематики в аэропорту Алыкель (Ли-2) и Надеждинском металлургическом заводе (Ил-14). В продолжение темы авиапамятников небольшое фотовоспоминание про вертолёт Ми-8, недолго простоявший на площади Металлургов г. Норильска. Смотрим http://severok1979.livejournal.com/95342.html
 
Давно не писал на авиационную тематику Норильска. Постараюсь восполнить пробел.
Сегодня выкладываю интересную фотоподборку, найденную на авиафоруме. Слова автора фото: "...мои первые фотки самолета на аэродроме. Норильск, 1976 или 77, март. Мы приехали в Алыкель классом на экскурсию, которую организовала для детей мама одноклассницы, работавшая в аэропорту. Я учился тогда в 7 или 6 классе. Мы ходили по полю, внутри были в Ил-18-ом, который прилетел из Красноярска". Смотрим http://severok1979.livejournal.com/105798.html
 
ecc541de18e5da98d347af628d594631.jpg
Вот вам Ан 3 в полёте со "змеем" на верёвке:)) снято в 2013(?) году в районе речки Валёк:))


Отправлено из моего iPad используя Tapatalk


---------- Добавлено в 16:49 ----------


Кстати,аэропорты Надежда и Нежданный были расположены достаточно близко друг к другу,странно что они эксплуатировались в один период времени.


Отправлено из моего iPad используя Tapatalk
 
Кстати,аэропорты Надежда и Нежданный были расположены достаточно близко друг к другу,странно что они эксплуатировались в один период времени.

Нежданный был зимний аэродром, а Надежда работал круглый год.
 
Ранее уже писал про вертолёт МИ-8 на площади Металлургов, внутри которого недолго размещался видеосалон.
В Одноклассниках нашёл ранее не встречавшееся фото вертолёта, датированное октябрём 1988 года.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Сегодня в честь праздника небольшая фотоподборка по военной авиации в Алыкеле http://severok1979.livejournal.com/110790.html

Памятный значок к юбилею в/ч 02017. Речь идёт об 50-ой отдельной транспортной авиаэскадрильи ВВС (сокращенно 50 отаэ ВВС), примерно, с 1981 г. дислоцировавшейся в аэропорту Алыкель (Норильск).
 
Последнее редактирование:
Назад