Алыкель. Надежда. Нежданный. История аэродромов Норильска.

Пожалуй, одна из самых обсуждаемых сегодня новостей авиационной тематики - это невесёлые будни авиакомпании "Трансаэро". Летать, в силу разных причин, самолётами "Трансаэро" мне не довелось, однако достаточно хорошо сохранились восторженные рассказы земляков, которым в начале 1990-ых годов довелось впервые воспользоваться авиарейсами этой компании после многих лет полётов безальтернативным "Аэрофлотом". Благодаря архиву издательства "АПЕКС" есть возможность немного посмотреть начальные моменты авиарейсов "Трансаэро" в Норильск. Автор всех фото - Бровкин. Дальше - у меня в http://severok1979.livejournal.com/126859.html
 
Реклама
16 ноября 1981 года в Алыкеле при посадке разбился Ту-154 из Красноярска. Погибло 99 человек. Такие тяжёлые последствия были в том числе и потому, что самолёт врезался в холм курсо-глиссадного маяка и в насыпь, оставшуюся от строительных работ. Чтобы избежать повторения подобного в будущем, в 1982 году взлётку решили реконструировать, удлинить, а заодно убрать эти опасные кучи. С июня по октябрь 82 проходили эти работы и тогда Алыкель перестал принимать Ту-154-ки, вместо них летали красавцы Ил-18, у которых разбег и пробег гораздо короче.
 
16 ноября 1981 года в Алыкеле при посадке разбился Ту-154 из Красноярска. Погибло 99 человек. Такие тяжёлые последствия были в том числе и потому, что самолёт врезался в холм курсо-глиссадного маяка и в насыпь, оставшуюся от строительных работ. Чтобы избежать повторения подобного в будущем, в 1982 году взлётку решили реконструировать, удлинить, а заодно убрать эти опасные кучи. С июня по октябрь 82 проходили эти работы и тогда Алыкель перестал принимать Ту-154-ки, вместо них летали красавцы Ил-18, у которых разбег и пробег гораздо короче.
Не совсем так произошло это трагическое событие- http://www.airdisaster.ru/database.php?id=23. На момент трагедии работы по ВПП и перрону уже во всю велись, занималось этим в/ч 21004 расположенная на ст.Алыкель+гражданские (в 83-84 гг. как раз ВПП). Разговоры про кучи и насыпи от строительных работ со стороны ВПП 19 (МК 193) бред так как это и есть тот самый скальный выступ рельефа в профиле полосы называемый у пилотов "пупок". Есть там только дорога на разработку скалы вдоль оси ВПП с отворотом влево от БПРМ на вскрытый карьер.
 
Последнее редактирование:
85480.jpg
 
Про гору строительного мусора, в которую врезался самолёт говорили и в то время, когда это случилось, и сейчас говорят - смотреть, например "Вести Норильск" от 16 ноября 2016 г., интервью Игоря Аристова, сотрудника комиссии по расследованию авиационного проишествия в Норильске. Больше к этому ничего добавить не могу - сам я эту гору не видел. Но вопрос был - на Ан-24 и Як-40 возили в 1982 году во время ремонта полосы из Алыкеля? Я на него ответил - возили на Ил-18, прямо до Москвы или Красноярска. И сейчас, когда взялись за реконструкцию алыкельской взлётки с 2016 по 2018 годы, снова актуальным стал вопрос: на чём возить людей, если Boeing-737 и А-319 перестанут принимать? Разработали такую схему - на Ан-24 и ATR-72 до Нового Уренгоя, и дальше до Москвы.
 
Про гору строительного мусора, в которую врезался самолёт говорили и в то время, когда это случилось, и сейчас говорят - смотреть, например "Вести Норильск" от 16 ноября 2016 г., интервью Игоря Аристова, сотрудника комиссии по расследованию авиационного проишествия в Норильске. Больше к этому ничего добавить не могу - сам я эту гору не видел. Но вопрос был - на Ан-24 и Як-40 возили в 1982 году во время ремонта полосы из Алыкеля? Я на него ответил - возили на Ил-18, прямо до Москвы или Красноярска. И сейчас, когда взялись за реконструкцию алыкельской взлётки с 2016 по 2018 годы, снова актуальным стал вопрос: на чём возить людей, если Boeing-737 и А-319 перестанут принимать? Разработали такую схему - на Ан-24 и ATR-72 до Нового Уренгоя, и дальше до Москвы.

Имею Вам возразить что говорить в народе могут что угодно,тем более в компактном городском поселении тех годов. Там просто очень много связей и на работе и просто соседских. От этого "качество" гуляющей информации весьма низко. Пример тому- авария на газопроводе Мессояха-Норильск в том же периоде,все "говорили" о эвакуации горожан севморпутем:) Касаемо темы ветки- знаю разговоры из уст однокласника,его отец летел данным рейсом и выжил в катастрофе. Понимаю что меня можно обвинить в изрядной молодости на тот момент,но как я отмечал выше благодаря знакомству "накоротко" наши отцы общались между собой,и информация нехотя была рассказана мне уже в зрелом возрасте.
 
Реклама
Проезжал Надежду- за пожарной частью увидел это здание. Не уверен правда, что имеет отношение к бывшему аэродрому.
Хотя,по логике- когда на месте взлетки строился завод, то печное отопление было уже немодным.
Нужно посмотреть летом, когда сойдет снег. Может сохранились еще какие-нибудь постройки тех времен.
Если ориентироваться на памятник АН-26 - то это строение находится рядом с бывшей ВПП.

20170511_105710.jpg
 
Последнее редактирование:
682513
682518

Поговаривают что в данном месте был аэродром в Норильске:)
"82 м" "195° истина" "N69° 16.554' E88° 22.469'"
Есть артефакты на фото и каток для утрамбовки/укатки снега, странно ни ничего не нашёл по этому вопросу
[automerge]1566185590[/automerge]
исторические факты свидетельствуют: 12 гидросамолетов, направленных на Север для обслуживания изыскательских партий, впервые приземлились на реке Рыбной в 1933 году. Пассажиров и грузы везли в Норильск по тундре на лошадях. И только через два года, в 1935-м, была открыта прямая авиалиния Дудинка – Норильск. С 1940 года гидросамолеты начал принимать Валек. Впрочем, уже тогда гидропорта растущему Норильску было мало. И в 1945-м начальник комбината Александр Панюков подписал приказ №382 от 23 мая о строительстве постоянного аэродрома п. Норильск в районе станции Надежда. Первый искусственный аэродром принимал такие воздушные суда, как Ли-2, По-2, Ил-12, Ил-14.
В скором времени Норильску стало не хватать уже и Надежды с Вальком – потребности города, переставшего быть лагерем, росли. В 1950 году начались проектно-изыскательские работы по строительству нового аэропорта вблизи станции Алыкель, а также временного аэродрома на разъезде Нежданный, работавшего только зимой и предназначенного для приема турбовинтовых самолетов Ан-10, Ан-12, Ил-18.

Вот не понятно зачем на р.Рыбной с её извилистым руслом городить гидропорт когда р.Норилка куда удобнее в этом плане, может имеет место быть зимний аэродром? Тем более место расположения как раз в направлении р.Рыбной от Норильска. Кто что знает?
 
Последнее редактирование:
В устье реки Рыбной был маленький поселок Часовня, который, тем не менее, был административным центром всей округи до 1939 г. При тогдашнем бездорожье, река Рыбная была достаточно удобным путем в район строящегося Норильска. Поэтому первые самолеты садились у Рыбной. Позже, более удобным стал Валек.
 
В устье реки Рыбной был маленький поселок Часовня, который, тем не менее, был административным центром всей округи до 1939 г. При тогдашнем бездорожье, река Рыбная была достаточно удобным путем в район строящегося Норильска. Поэтому первые самолеты садились у Рыбной. Позже, более удобным стал Валек.

Да, я согласен, исторически так и было. И вроде как в этом году нашли остатки фактории на р.Рыбной. Но история Норильлага туманна, в тех местах от Двугорбой горы был ход на Имангду рудную и базу Орон. Там вообще было достаточно населённое пятно в тундре.
 
Уважаемые знатоки норильского аэропорта!
Не поможете разрешит вопрос?
В этом сообщении среди снимков находится фото Ил-62, сделанное то ли в Норильске, то ли нет.
С одной стороны очень похоже на норильский аэропорт ( как будто фото сделано примерно с этого же места, правда у крыши ангара под крылом Ил-62 не такой скос, как на фото с Ту-154).
Основной аргумент: Ил-62 регулярно не летал в Норильск (хоть и мог залетать в Алыкель).
Трапы похоже на трапы из якутского аэропорта, но пейзаж не очень похож на пейзаж якутского аэропорта.
Но очень хочется решить эту загадку!
 
Реклама
Назад