Дорога в облака
Внутрирегиональные авиаперевозки попадут в зону влияния правительства
Автор: Елена ТРИФОНОВА
Правительство Иркутской области намерено приобрести несколько новых самолётов марки Ан-148 для региональной авиакомпании «Ангара». Взамен оно получит блокирующий пакет акций компании размером 25% и одна акция. Кроме того, регион берёт на себя обязательства совместно с авиаперевозчиком и при поддержке Минтранса России реконструировать сеть местных действующих аэропортов. Плюсы и минусы возможной сделки обсуждались на заседании инвестиционного совета при губернаторе Иркутской области.
По прогнозам экспертов, уже через три года выйдут из строя самолёты Ан-24 и Ан-26, парк которых предельно изношен. Обновить его можно только одним способом – купить новые машины, реконструировав при этом сеть аэропортов.
– Нельзя оставить людей без внутренних авиаперевозок, – заметил губернатор. – Однако, вкладывая деньги областного бюджета, хочется понимать, что получим взамен. Мы уже не можем себе позволить израсходовать деньги бюджета, просто компенсируя цены на билеты для населения. Мы хотим получить долю в акционерном капитале.
Проект будет реализован в рамках государственно-частного партнёрства. Участниками проекта являются авиализинговая компания «Ильюшин Финанс», авиакомпания «Ангара», управляющая компания «Истлэнд» и, наконец, правительство Иркутской области. Причём если изначально речь шла о трёх машинах, то в ходе переговоров их число выросло. Пока на условиях лизинга планируется приобрести 10 реактивных турбосамолётов Ан-148. Стоимость пакета будет определена в мае-июне в ходе независимой оценки.
– Три самолёта мы собираемся получить в 2012 году, – уточнил подробности сделки директор ЗАО «АК «Ангара» Анатолий Юртаев. – Два из них уже практически готовы, третье судно находится в цехе окончательной сборки. Ему ещё предстоит пройти лётные испытания. Затем, в 2013 году мы ожидаем прибытия двух воздушных судов, в 2014-м – ещё пяти.
На базе иркутского аэропорта при таком раскладе потребуется сервисный центр по их обслуживанию. В компании «Ангара» в течение пяти лет планируют создать 400 новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов. Сейчас там трудятся 490 человек, которые сохранят свои рабочие места. Дополнительные налоговые поступления в региональный бюджет составят до 3 млрд. рублей за 16 лет реализации проекта. Основной их поток пойдёт с 2016 года. К тому времени ожидается увеличение доли авиакомпании «Ангара» в региональных перевозках с нынешних 8 до 35%. Кроме того, к 2015 году прогнозируется также снижение тарифов на 15 – 30% по целому ряду социально значимых направлений.
По оценке коммерческого директора компании «Истлэнд» Елены Дунаевской, общий объём инвестиций в проект, не считая стоимости воздушных судов, составляет 928 млн. рублей. «Истлэнд» намерен вложить в него 269 млн. рублей, правительство области – 143 млн. Вхождение правительства в уставный капитал предприятия намечено на 2013 год. При этом компания «Ангара» сменит форму собственности и превратится из закрытого акционерного общества в открытое. Выкуп акций после допэмиссии обойдётся региону в 247 млн.рублей. Общий объём привлекаемых средств со стороны области – 390 млн. рублей.
Компания «Ильюшин Финанс» намерена привлечь в проект более 3,5 млрд. рублей. «Фактически мы вкладываем в проект больше всех, – констатирует заместитель генерального директора компании Андрей Лебединец. – Мы рассматривали социальную значимость проекта, надёжность финансового заёмщика и перспективы самого бизнеса. Учитывая все риски, мы дали позитивную оценку перспектив развития проекта с точки зрения финансовой устойчивости всей системы. В частности, этому способствовал новый план развития Восточно-Сибирского индустриального пояса, который позволяет по-другому позиционировать Иркутск во всей системе воздушного транспорта».
– Экономическая целесообразность инвестировать в проект налицо, – считает Андрей Лебединец. – Сегодня компания «Ангара» весит 1,2 миллиарда, по оценкам экспертов. В 2015 году пакет акций 25% будет стоить порядка 700 миллионов рублей. Вложив 247 миллионов в акции компании, вы как инвестор будете иметь возможность продать эти ценные бумаги уже за другие деньги. Таким образом будут решены социальные задачи, связанные с качеством и доступностью авиаперевозок, и одновременно обеспечена доходность. Нормальные инвестиции.
– Вы так настойчиво предлагаете нам продать пакет, который мы ещё не купили, – разрядил слишком серьёзную обстановку Дмитрий Мезенцев. – Если это будет так выгодно, может быть, мы увеличим свою долю в компании.
Впрочем, за поддержку проекта выступили все члены правительства.
– Поддержка проекта должна состояться безусловно, – высказался министр транспорта, связи и ЖКХ Пётр Воронин. – Если мы потеряем свою региональную авиа-компанию, нам это никто не восполнит.
Однако министр поспешил остудить энтузиазм собравшихся. При полной коммерческой загрузке длина полёта Ан-148 составляет 3,5 тысячи километров. Разгонять его и садить через 600–800 километров просто нерентабельно. Кроме того, новый самолёт принимает на борт 80 пассажиров, в то время как наши старенькие Ан-24 и Ан-26 рассчитаны на 30 – 46 пассажиров. При такой дальности и наполняемости некоторые экономические характеристики полётов сразу можно ставить под сомнение.
Недаром губернатор сразу заявил о необходимости реконструкции действующих аэропортов. Полоса, на которую может сесть Ан-148, составляет 1900 метров. На сегодня этому условию соответствуют три аэропорта области: Иркутск, Братск и Усть-Кут. Все остальные не готовы принимать самолёты такого класса. «С другой стороны, аналогов самолётов типа Ан-24 и Ан-26 в России скоро не будет, – заметил Пётр Воронин. – Многие суда, выпускаемые за рубежом, просто не могут садиться на наши взлётно-посадочные полосы. Уже сейчас нужно решать, чем мы их заменим».
– Мы должны прописать структуру маршрутов авиакомпании как минимум на два года, – резюмировал губернатор. – Кроме того, нужно дать предложения по частоте рейсов. Этот документ должен носить не рекомендательный, а обязательный характер.
Предполагается, что новые машины будут выполнять не только внутренние рейсы, но и межрегиональные и даже международные. В частности, рейсы в Пекин и Сеул, а также города Дальнего Востока и Сибири. Следует заметить, что за последний год международный поток авиапассажиров вырос на 37%, общее увеличение пассажиропотока достигло 12%. На региональных перевозках отмечен самый маленький рост – всего 8%