Ан-2 полярный

    Aleck

    Старожил
    Может пропустил... На переборке, за командиром, в салоне крепился блок ГПК-52, там же и указатель штурмана, и пульт управления.
    БО-10 на земле включать было ЗАПРЕЩЕНО. Предположу, что наклонный пульт, по борту, слева от командира, от оборудования для аэромагнитной съёмки...
    Виктор, приветствую Вас на нашем форуме. :) Спасибо за интересное дополнение.
     

    Gav_kot

    Старожил
    И я приветствую присоединившихся и вновь благодарю активно участвующих в воссоздании облика Ан-2 полярного!
    В перечни включены уточнения от starik и cloudy-joe.
    Заключительный перечень оборудования и изменений Ан-2 полярного, он уложился в один год - 1959.
    Красным цветом выделены изменения относительно предыдущей модификации.

    Модификация 1959 года

    Навигационно-пилотажное оборудование
    1. Часы авиационные АВР два комплекта (у второго пилота и штурмана)
    2. Указатель скорости 2 комплекта на левой и правой досках
    3. Авиагоризонт АГК-47 два комплекта
    4. Вариометр ВР-10
    5. Электрический гирополукомпас ГПК-48
    6. Гирополукомпас ГПК-52
    7. Радиовысотомер РВ-2, приемо-передатчик переустановлен между шпангоутами №17 и 18 на левый борт (с самолета серии 118-10)
    8. Высотомер барический ВД-10 два комплекта на левой и правой досках
    9. Гироиндукционный компас ГИК-1
    10. Магнитный компас КИ-13 (с самолета серии 124-01 вместо КИ-12)
    11. Астрокомпас АК-53
    12. Секстант интегрирующий ИМС-3
    13. Радиокомпас АРК-5 с указателем пилота на левой доске и указателем штурмана на правой доске
    14. Радиомаркер МПР-56П
    15. Трехстрелочный индикатор ЭМИ-3
    16. Топливомер СБЭС-1447
    17. Мановакуумметр МВ-16
    18. Тахометр ТЭ-45
    19. Вольтметр ВФ-150 (с самолета серии 157-14 взамен ЭВ-46)
    20. Индикатор кислорода ИК-18
    21. Термометр головок цилиндров 2ТЦТ-47 (с самолета серии 169-01 взамен ТЦТ-13)
    22. Термометр карбюратора ТУЭ-48
    23. Термометр наружного воздуха ТУЭ-48
    24. Установлена лампочка о включении аэродромного питания
    25. Установлена сигнализация исправности электрообогревательного элемента приемника ПВД (с самолета серии 171-01)

    Радиооборудование
    1. Коротковолновая радиостанция РСБ-5 (Р-805) в следующей комплектации:
    - КВ-передатчик;
    - СВ-передатчик;
    - СВ-КВ-приемник УС-9ДМ с дистанционным управлением (с самолета серии 115-01)
    2. УКВ радиостанция РСИУ
    3. Приемник УСП
    4. Переговорное устройство СПУ-6

    Другие органы управления и перекомпоновка мест оборудования
    1. Для управления закрылками установлены выключатели МВШ-2Т (с самолета серии 131-01 вместо выключателей ВК-44)
    2. Для управления триммерами, створками маслорадиатора и капота установлены переключатели НП-45М (с самолета серии 145-01 на центральном пульте вместо нажимных переключателей НП-1М)
    3. Магнитный компас КИ-13 перенесен на фонарь (с самолета серии 149-01)
    4. Лампа УФО подсветки КИ-13 перенесена со штанги на фонарь (с самолета серии 149-01)
    5. Установлено ограждение переключателя ПН-45М управления триммером руля высоты на центральном пульте (с самолета серии (171-01)
    6. Установлена система сигнализации и пожаротушения ССП-2А (с самолета серии 172-01 взамен системы с двумя датчиками ТИ)
     

    cot

    Старожил
    Есть сомнения по часам(на приборной доске командира их не наблюдаю).
     

    Gav_kot

    Старожил
    Есть сомнения по часам(на приборной доске командира их не наблюдаю).
    Они у второго пилота, на схеме приборной доски под номером 37.
    Были и у штурмана такие же, это точно совершенно.
    Но пульт штурмана ещё предстоит воссоздать.
     

    Gav_kot

    Старожил
    А пока для настроения. Лет пять назад сделал модель Ан-2 полярного для авиасимулятора. Внешне выглядит так, на полюсе Ш=89 град 30 мин, Д=88 град 22 мин вост.:

    Ан-2_Полюс.jpg
     

    Gav_kot

    Старожил
    А места штурмана и бортрадиста вообще только обозначил.
    Эти заготовки планирую использовать только для иллюстрации оборудования, делать что-то для публичного использования не получится (предвижу возможные вопросы).

    Ан-2_Штурман_Радист.jpg
     
    Последнее редактирование:

    Gav_kot

    Старожил
    Анализ материала в данной теме позволяет сделать такие выводы о вариантах приборных досок Ан-2 полярного и оборудования места штурмана и бортрадиста.
    1. Вариантов было три:
    - с "рядным" размещением приборов на левой доске по горизонтали и усиленным навигационно-связным оборудованием места второго пилота как на серийных Ан-2Т того периода;
    - с "рядным" размещением приборов на левой доске по горизонтали и убранным навигационно-связным оборудованием места второго пилота;
    - с эргономичным, сохранившимся до нашего времени, размещением приборов на левой и правой панелях.
    2. Рядный вариант с усиленным навигационно-связным оборудованием места второго пилота устанавливался на самых первых машинах 1949 и возможно 1950 года. Именно это вариант показан в документальном фильме об Ан-2, кадры из которого помещены в первом сообщении https://aviaforum.ru/threads/an-2-poljarnyj.44910/. На столике штурмана ещё нет ГПК-52.
    Место штурмана имело минимум приборов, скорее всего указатели скорости и высоты, часы.
    Место бортрадиста было оборудовано средствами дальней связи, настройку приемника УПС на месте второго пилота производил или радист, или второй пилот по его командам.
    3. Рядный вариант с убранным навигационно-связным оборудованием места второго пилота появился в период 1950-1953 года. Навигационные и связные приборы с приборной панели перенесены на рабочие места штурмана и бортрадиста. Установлены дополнительные приборы, например, ГПК-52. Часть приборов, например пульт АРК-5, оставлена на приборной панели пилотов.
    Это подтверждает Ан-2 полярный СССР-04339 в фильме "При исполнении служебных обязанностей", серийный номер 104-18 выпуска 1958 года, на котором ещё установлена доска с рядным вариантом размещения приборов и пультом АРК-5 в кабине пилотов.
    4. Эргономичный вариант устанавливался с самолета серии 115-01 и на всех последующих машинах после 1958 года.
    Скорее всего в это время сформировался окончательный облик рабочих мест штурмана и бортрадиста, пульт АРК-5 перенесен на рабочее место штурмана.
    Машины прежних лет выпуска летали в "родной" комплектации и переоборудование в тот период скорее всего не проходили. Эту мысль подтверждает всё тот же Ан-2 СССР-04339 с рядным размещением приборов, который снимали в 1963 году, т.е. через 5 лет после постройки.
     
    Последнее редактирование:

    Gav_kot

    Старожил
    Вот бы ещё и сценарии тех лет для FSX. А то я пока с FS9 никак перейти не могу вследствие отсутствия ретро-сценариев.
    Вы, кстати, аэропорт Талды-Курган доделали?
    Олег, в личку написал.

    Не знаю, может интересно кому будет
    Спрашиваете! Конечно интересно, ведь здесь прямо или косвенно есть ответы на многие вопросы!
    Спасибо!
     

    Gav_kot

    Старожил
    Откорректировал количество и номера самолетов Ан-2 полярный в перечне
    https://aviaforum.ru/threads/an-2-poljarnyj.44910/page-5#post-2129614
    Корректуру провел по данным сайта Полярная почта, большое спасибо авторам!
    Всего получилось 56 самолетов Ан-2, поставленных в Управление Полярной Авиации ГУ СМП в период с 1949 по 1959 год. Солидный парк!
     
    Последнее редактирование:

    Gav_kot

    Старожил
    Пока готовятся иллюстрации внутренностей Ан-2 полярного, приведу информацию о других тонкостях снабжения Ан-2 полярного.
    Для автономного использования Ан-2 вне аэродромов и площадок, а также обеспечения живучести экипажа и пассажиров при вынужденных посадках на побережье и на льду самолет был обеспечен необходимым инвентарем, имуществом и оборудованием на основе богатого опыта, накопленного к 1949 году Полярной Авиацией.
    На самолетах были:
    - автономный источник электроэнергии;
    - бензиновая обогревательная печь для отопления салона и подогрева двигателя;
    - якорь для удержания самолета на льдине;
    - стремянка (по воспоминаниям первая стремянка была обрисована Каминским, сделана из алюминиевых труб и имела три опоры);
    - заправочные бочки с ручным перекачивающим насосом;
    - специальная деревянная кувалда, ласково именуемая полярниками "Микрометр", для ударов по лыжам в случае примерзания их к снегу или льду;
    - электропечка для приготовления пищи;
    - запасы пищи и воды;
    - ракетницы с сигнальными ракетами;
    - другой необходимый в Арктике инвентарь, веревки, ломы, лопаты и прочее.
    В воспоминаниях отмечается, что в случае вынужденной посадки экипаж и пассажиры Ан-2 полярного, могли сидя внутри, в тепле, переждать многодневную пургу, поддерживая радиосвязь с базой.
    Надеюсь полярники дополнят и обогатят этот перечень и подробностями его использования в своей сложной и интересной работе.

    Для защиты от медведей экипажу обязательно выдавалось оружие - карабин или револьверы и боезапас к ним, об это уже упоминалось. Фото вооруженных полярных летчиков в интернете имеются в достаточном количестве. Известное фото В.С.Мержевича, правда более позднего периода уже УПА МГА СССР.

    177.jpg
     
    Последнее редактирование:

    Gav_kot

    Старожил
    Было такое дело в НПП ГА-51
    И еще в тему - памятка из 1949 года.
    Вот как! Всё расписано, всё учтено, даже рыболовные снасти и рассверленное под бензин отверстие в капсюле примуса! Только выполняй!
    И ведь за каждым предложением, пунктом и словом чьи-то жизни стоят или здоровье, как спасённые, так и потерянные!
    Читаешь эти документы и зримо чувствуешь, как это писалось и чего это стоило!
    Арктика сурова, Антарктида ещё суровее! С этим шутить нельзя!
     

    Gav_kot

    Старожил
    Обратил внимание на необходимость иметь на самолете флажки для обозначения места взлета!
    Это значит, что кто-то садился в белой пустыне или в тундре среди торосов и скал, затем ходил и определял возможность взлета и вот тогда возникла острая необходимость в обозначении разведанного направления взлета! Вот и появились флажки в перечне имущества.