Ан-2 полярный

Реклама
Есть сомнения по часам(на приборной доске командира их не наблюдаю).
 
Есть сомнения по часам(на приборной доске командира их не наблюдаю).
Они у второго пилота, на схеме приборной доски под номером 37.
Были и у штурмана такие же, это точно совершенно.
Но пульт штурмана ещё предстоит воссоздать.
 
А пока для настроения. Лет пять назад сделал модель Ан-2 полярного для авиасимулятора. Внешне выглядит так, на полюсе Ш=89 град 30 мин, Д=88 град 22 мин вост.:

Ан-2_Полюс.jpg
 
А места штурмана и бортрадиста вообще только обозначил.
Эти заготовки планирую использовать только для иллюстрации оборудования, делать что-то для публичного использования не получится (предвижу возможные вопросы).

Ан-2_Штурман_Радист.jpg
 
Последнее редактирование:
Анализ материала в данной теме позволяет сделать такие выводы о вариантах приборных досок Ан-2 полярного и оборудования места штурмана и бортрадиста.
1. Вариантов было три:
- с "рядным" размещением приборов на левой доске по горизонтали и усиленным навигационно-связным оборудованием места второго пилота как на серийных Ан-2Т того периода;
- с "рядным" размещением приборов на левой доске по горизонтали и убранным навигационно-связным оборудованием места второго пилота;
- с эргономичным, сохранившимся до нашего времени, размещением приборов на левой и правой панелях.
2. Рядный вариант с усиленным навигационно-связным оборудованием места второго пилота устанавливался на самых первых машинах 1949 и возможно 1950 года. Именно это вариант показан в документальном фильме об Ан-2, кадры из которого помещены в первом сообщении https://aviaforum.ru/threads/an-2-poljarnyj.44910/. На столике штурмана ещё нет ГПК-52.
Место штурмана имело минимум приборов, скорее всего указатели скорости и высоты, часы.
Место бортрадиста было оборудовано средствами дальней связи, настройку приемника УПС на месте второго пилота производил или радист, или второй пилот по его командам.
3. Рядный вариант с убранным навигационно-связным оборудованием места второго пилота появился в период 1950-1953 года. Навигационные и связные приборы с приборной панели перенесены на рабочие места штурмана и бортрадиста. Установлены дополнительные приборы, например, ГПК-52. Часть приборов, например пульт АРК-5, оставлена на приборной панели пилотов.
Это подтверждает Ан-2 полярный СССР-04339 в фильме "При исполнении служебных обязанностей", серийный номер 104-18 выпуска 1958 года, на котором ещё установлена доска с рядным вариантом размещения приборов и пультом АРК-5 в кабине пилотов.
4. Эргономичный вариант устанавливался с самолета серии 115-01 и на всех последующих машинах после 1958 года.
Скорее всего в это время сформировался окончательный облик рабочих мест штурмана и бортрадиста, пульт АРК-5 перенесен на рабочее место штурмана.
Машины прежних лет выпуска летали в "родной" комплектации и переоборудование в тот период скорее всего не проходили. Эту мысль подтверждает всё тот же Ан-2 СССР-04339 с рядным размещением приборов, который снимали в 1963 году, т.е. через 5 лет после постройки.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Вот бы ещё и сценарии тех лет для FSX. А то я пока с FS9 никак перейти не могу вследствие отсутствия ретро-сценариев.
Вы, кстати, аэропорт Талды-Курган доделали?
Олег, в личку написал.

Не знаю, может интересно кому будет
Спрашиваете! Конечно интересно, ведь здесь прямо или косвенно есть ответы на многие вопросы!
Спасибо!
 
Откорректировал количество и номера самолетов Ан-2 полярный в перечне
https://aviaforum.ru/threads/an-2-poljarnyj.44910/page-5#post-2129614
Корректуру провел по данным сайта Полярная почта, большое спасибо авторам!
Всего получилось 56 самолетов Ан-2, поставленных в Управление Полярной Авиации ГУ СМП в период с 1949 по 1959 год. Солидный парк!
 
Последнее редактирование:
Пока готовятся иллюстрации внутренностей Ан-2 полярного, приведу информацию о других тонкостях снабжения Ан-2 полярного.
Для автономного использования Ан-2 вне аэродромов и площадок, а также обеспечения живучести экипажа и пассажиров при вынужденных посадках на побережье и на льду самолет был обеспечен необходимым инвентарем, имуществом и оборудованием на основе богатого опыта, накопленного к 1949 году Полярной Авиацией.
На самолетах были:
- автономный источник электроэнергии;
- бензиновая обогревательная печь для отопления салона и подогрева двигателя;
- якорь для удержания самолета на льдине;
- стремянка (по воспоминаниям первая стремянка была обрисована Каминским, сделана из алюминиевых труб и имела три опоры);
- заправочные бочки с ручным перекачивающим насосом;
- специальная деревянная кувалда, ласково именуемая полярниками "Микрометр", для ударов по лыжам в случае примерзания их к снегу или льду;
- электропечка для приготовления пищи;
- запасы пищи и воды;
- ракетницы с сигнальными ракетами;
- другой необходимый в Арктике инвентарь, веревки, ломы, лопаты и прочее.
В воспоминаниях отмечается, что в случае вынужденной посадки экипаж и пассажиры Ан-2 полярного, могли сидя внутри, в тепле, переждать многодневную пургу, поддерживая радиосвязь с базой.
Надеюсь полярники дополнят и обогатят этот перечень и подробностями его использования в своей сложной и интересной работе.

Для защиты от медведей экипажу обязательно выдавалось оружие - карабин или револьверы и боезапас к ним, об это уже упоминалось. Фото вооруженных полярных летчиков в интернете имеются в достаточном количестве. Известное фото В.С.Мержевича, правда более позднего периода уже УПА МГА СССР.

177.jpg
 
Последнее редактирование:
Было такое дело в НПП ГА-51
И еще в тему - памятка из 1949 года.
Вот как! Всё расписано, всё учтено, даже рыболовные снасти и рассверленное под бензин отверстие в капсюле примуса! Только выполняй!
И ведь за каждым предложением, пунктом и словом чьи-то жизни стоят или здоровье, как спасённые, так и потерянные!
Читаешь эти документы и зримо чувствуешь, как это писалось и чего это стоило!
Арктика сурова, Антарктида ещё суровее! С этим шутить нельзя!
 
Обратил внимание на необходимость иметь на самолете флажки для обозначения места взлета!
Это значит, что кто-то садился в белой пустыне или в тундре среди торосов и скал, затем ходил и определял возможность взлета и вот тогда возникла острая необходимость в обозначении разведанного направления взлета! Вот и появились флажки в перечне имущества.
 
Интересная книга! Если бы попалась, с особым вниманием читал бы про то, как один летчик в самолете к месту Челюскина выходил и потом обратно возвращался?
В общем и примерно понятно, а интересны детали.

Да, к слову, автор этой памятки - Илья Павлович Мазурук.
Про Мазурука с детства слышал и читал. Например у Анатолия Маркуши "Вам взлет", миниатюра "Причал видно".
Позволю себе привести сокращенный отрывок здесь, хотя наверняка участники темы хорошо его знают.
"Над Архангельском висел туман, плотный, серый и скользкий.
... Мы с командиром эскадрильи собрались уже уходить из диспетчерской, когда динамик, тоненько свистнув, заговорил вдруг совсем по-домашнему.
-- Привет, Гоша, как у тебя видимость?.. Ты мне конкретно скажи -- причал из окна виден или не виден? Только не ври.
Вздрогнув от неожиданности, диспетчер отвечал своему воздушному корреспонденту:
-- Причал чуточку виден, но, пожалуйста, не вздумайте садиться. Я за вашу посадку отвечать не буду. Разрешения не даю. Имейте в виду, ничего не
видно. Понимаете -- туман!..
-- А ты, Гоша, не волнуйся, не порть нервы. Включи лучше приводную.

Через десять минут в диспетчерской появился коренастый, седой, очень загорелый человек. Вошел -- и сразу в диспетчерской стало тесно.
-- Ну вот, Гоша, ничего не случилось. А ты говоришь -- ответственности не принимаю! Не такой уж злой туман, бывает хуже.
-- Илья Павлович, так вы же учитывайте -- есть инструкция. Не я ее выдумал, не я ее утвердил, а выполнять -- мне полагается,-- защищался диспетчер.
Командир корабля был известный полярный исследователь, неутомимый арктический пилот, частый гость полюса, Герой Советского Союза Илья Павлович Мазурук."

От себя добавлю предположение - аэродром, наверное, это Кегостров в Архангельске. Ныне не существующий.
 
Последнее редактирование:
Реконструкция Ан-2 полярного началась.
Примерно так выглядели первые две машины машины СССР-Н546 зав. 10047304 и СССР-Н545 зав. 10147301 на Северном полюсе.
Эти самолеты в 1950 году с 15 июня до 26 ноября выполнили большое число полетов в Арктике по заданию Главсевморпути с налетом более 400 часов каждый, фактически пройдя эксплуатационные испытания и открывшие дорогу в Арктику и Антарктиду другим Ан-2 полярным! Уже в следующем 1951 году Полярная Авиация получила сразу пятнадцать Ан-2 полярных!
Эти машины имели рядное размещение приборов, ГПК-46 с трубкой Вентури, Т-образную антенную мачту с двумя лучевыми антеннами, не было ещё штыревой антенны командной УКВ радиостанции. Отсутствовали светофильтры на фонаре, не было вентиляторов в кабине, на рабочих местах штурмана и бортрадиста пока размещен минимум приборов.
Антенны РВ размещены: передняя под крыльями, задняя чуть позади двери.

Н545_Н546_СП21_справа.jpg


Н545_Н546_СП21_спереди.jpg
 
Последнее редактирование:
На одной из первых фотографий восхитительное изображение пингвина с подписью "арктика" ;))
 
Реклама
На одной из первых фотографий восхитительное изображение пингвина с подписью "арктика" ;))
Это так. Народ разнообразил окраску и картинки на самолетах как мог и как умел. И был смысл во всем этом нам уже и не всегда понятный.
Главное народ был геройский! (y)
 
Назад