Магаданский авиационный концерн и Магаданские авиалинии
Приказом МГА СССР «О создании МАК» №233 от 9 октября 1990 г. Магаданское управление гражданской авиации было реорганизовано в Магаданский авиационный концерн (МАК) гражданской авиации. В соответствии с приказом МГА СССР № 167 от 16.07.1991 года Магаданский объединенный авиаотряд был реорганизован в отдельные государственные предприятия - структурные единицы Магаданского авиаконцерна: ГП «Аэропорт Магадан», ГП «Авиакомпания «Магаданаэрогруз», ГП «Авиакомпания «Северо-Восточные грузовые авиалинии», ГП «Авиакомпания «Полет», ГП «Авиакомпания «Колыма Авиа», ГП «Магаданский центр технического обслуживания «Авиатехника» и «Авиамедицина» и др.
2 июня 1991 года аэропорт Магадан обрёл статус международного. 22 июля 1992 г. начались рейсы на Ту-154М по маршруту Магадан-Анкоридж, которые были организованы Магаданским авиаконцерном ("МАК") совместно с производственно-коммерческим объединением "Аэрофлот - Советские авиалинии", созданным на базе ЦУМВС и МКУ ГА в июне 1991 г. ПКО "Аэрофлот - Советские авиалинии" имело полномочия по действующим межправительственным соглашениям о воздушном сообщении между СССР/РФ и зарубежными странами, а также по договорам и соглашениям Аэрофлота с иностранными авиакомпаниями, фирмами и организациями в области гражданской авиации. ПКО "Советские Авиалинии" заключило соглашение с а/к "Alaska Airlines" о совместной эксплуатации маршрута Магадан-Анкоридж, и с 7 июня 1992 г. американская а/к начала выполнять регулярные рейсы по этой авиалинии (
подробности). В аэропорту Магадан сохранился такой артефакт тех времён (взято
отсюда):
Для международных рейсов Магаданский авиаконцерн создал одноимённую государственную авиакомпанию "Magadan Air Concern"/"Magadan Aviakoncern"/"MAK". Значки а/к "МАК":
Папка для международного авиабилета:
Багажная бирка для рейсов из Анкориджа в Магадан:
Постановлением №267 от 1 апреля 1993 г. ПКО "Аэрофлот-советские авиалинии", ЦУМВС, международный а/п "Шереметьево", Международное коммерческое управление гражданской авиации, Шереметьевское авиационно-техническое предприятие, Центр международных расчётов гражданской авиации и Государственная дочерняя авиакомпания "Московские воздушные линии" были реорганизованы в а/к "Аэрофлот - российские международные авиалинии". Реклама а/к "МАК airlines" на задней обложке журнала "Гражданская авиация" №5/1993 г.:
23 марта 1994 года путём объединения структурных единиц авиаконцерна МАК — авиакомпании «Полёт», Магаданского агентства по продаже билетов, наземного комплекса по техническому обслуживанию воздушных судов, медсанчасти, грузовой службы и центра по подготовке и переподготовке авиаперсонала аэропорта «Сокол» было создано ФГУП «Авиакомпания „Магаданские авиалинии“» ("Мавиал"), унаследовавшее от а/к "МАК" её логотип. 28 апреля 1994 г. авиакомпания Мавиал выполнила первый рейс Магадан – Анкоридж – Сиэтл (
Глущенко Александр Григорьевич. Колымский хронограф. Часть 5. 1985-2000 гг). Значки в память о первом рейсе в Сиэтл и о пересечении Берингова пролива:
По информации сайта airlinehistory.co.uk Магаданский авиаконцерн был упразднён Федеральной службой воздушного транспорта 21 января 2000 г. в силу экономической нежизнеспособности. В том же году были ликвидированы аэропорты Синегорье, Сусуман и Магадан-13 км., после чего в регионе осталось 15 действующих аэропортов. Талон на бесплатное питание из заброшеннго а/п Синегорье:
В конце 70-х близ поселка воздвигли аэропорт Синегорье. Ради одного самолета АН-24, совершавшего один единственный за сутки рейс в Магадан! Фешенебельному аэропорту позавидовал бы любой современный областной центр. Два этажа. Шикарные буфет и зал ожидания, сверкающий…
alkrylov.livejournal.com
Билет а/к Мавиал 2001 г.:
A post from @plain_lazy. #mavial #magadanairlines #ticket #avia #aviation #airplane #plane #sky #flight #magadan #sokol #neve...
picdeer.com
Памятная медаль в честь 80-летия гражданской авиации России (2003 г.):
Журнал «Спутник авиапассажира» выходил с 2004 до конца 2008-го. Он был задуман как бортовой журнал а/к Магаданские авиалинии, выходящий раз в два месяца. Мавиал прекратил своё существование уже к третьему номеру, однако было принято решение продолжить выпускать журнал, несколько изменив его философию, превратив его, не меняя названия, в журнал для людей города и области.
Скачать сканы 20-ти номеров журнала можно
здесь.
В июле 2007 года суд объявил компанию "Мавиал" банкротом, как юридическое лицо она была ликвидирована 26 ноября 2012 г.