Артефакты советского Аэрофлота (старые билеты, бирки и т.д.)

Модератор темы: Freddy
В первой половине 1950-х гг. помимо традиционных бланковых билетов использовались картонные билеты на строго обозначенные рейсы:


В 1952 г. было изменено изображение Ил-12:


В 1954 г. с бланков временно исчезло изображение самолёта. Это был последний год использования на внутренних и международных авиалиниях Аэрофлота одинаковых бланков билетов.


В 1955 г. на международных авиалиниях Аэрофлота стали применяться билеты-книжки общемирового формата "Пассажирский билет и багажная квитанция" (они будут рассмотрены в следующем обзоре), а на внутренних авиалиниях продолжилось использование билетов рассмотренного выше формата. С этого года на международных билетах печатался заголовок "Аэрофлот СССР", а на внутренних - просто "Аэрофлот":


С 1957 по 1979 гг. на бланках билетов изображался Ту-104, первый реактивный самолёт Аэрофлота:


В 1959 г. на внутренних авиалиниях Аэрофлота стали использоваться билеты, объединённые с багажной квитанцией в один перевозочный документ. Особенность этого вида билета - в отсутсвии денежной сетки:


В 1961 г. была произведена диверсификация форм билетов для разных случаев применения: ниже на фото - билеты форм K-19 (взрослый для прямых рейсов), К-21 (взрослый для перевозок с пересадками), К-20 (для детей от 5 до 12 лет), К-23 (взрослый для авиалиний до 525 км.) и К-24 (детский для авиалиний до 525 км.):
 
27 июля 1964 г. Главное управление гражданского воздушного флота СССР было реорганизовано в Министерство гражданской авиации СССР (МГА СССР), а территориальные управления ГВФ - в управления ГА (УГА). В том же году был изменён цвет авиабилетов, в правом верхнем углу бланков стало указываться наименование УГА, на территории которого был оформлен авиабилет. В таком виде бланки печатались вплоть до 1980 г.:


Кроме того, в 1964 г. начался выпуск бланков формы К-54 для прямых рейсов, у которых пункты маршрута и стоимость билета заполнялись сразу на типографии - этой особенностью данные бланки напоминают показанные выше картонные билеты начала 1950-х гг. В 1977 г. были повышены цены на авиабилеты, поэтому на проданных в тот год билетах формы К-54 указанная стоимость затушевывалась и штемпелем проставлялась актуальная, а в 1978 г. были выпущены бланки с обновлённой стоимостью билета (фото см. здесь):


В 1963 г. на линиях Аэрофлота впервые были установлены льготы на проезд для студентов, курсантов и учащихся, а к 1967 г. появились бланки льготных авиабилетов - они выпускались в вариантах для прямых рейсов и для перевозок с пересадками:


Параллельно с билетами форм К для ручного заполнения с 1972 г. применялись билеты СИстемы РЕзервирования На Авиалиниях ("Сирена"), которые заполнялись на ЭВМ и распечатывались с использованием билетопечатающего устройства (подробности здесь):


В 1980 г. появились универсальные бланки билетов, на которых вид билета (бесплатный/льготный/полный) указывался в поле с соответствующим заголовком, а тип (детский/ученический/служебный/воинский/депутатский/групповой и т. д.) - в поле с заголовком "код". Такие бланки выпускались всего в 2-х вариантах: для прямых рейсов (форма К-1) и для рейсов с пересадками (форма К-2):


Тогда же бланки билетов системы "Сирена" были окрашены в такую же цветовую схему, как у бланков форм К-1 и К-2:


К началу 1984 г. началось применение бланков системы "Сирена-2":


Через год оформление бланков "Сирены-2" несколько изменилось: линии таблиц стали тонкими, заголовок "Место и время начала регистрации" был заменён на "Начало регистрации",


С помощью терминалов системы "Сирена-2" можно было оформлять билеты для трансферных перевозок: справа от поля с пунктами маршрута на бланках имелось небольшое поле для указания количества рейсов в перевозке, за которым следовало поле с перечислением трёхбуквенных кодов всех пунктов маршрута - всего в этой графе могло помеситься до пяти кодов. На дополнительных билетах нижние поля заполнялись звёздочками - стоимость и вид билета указывались только в основном билете. Основной и дополнительный билеты на перевозку Москва-Баку-Нахичевань (1989 г.):


Согласно приказу от 5 октября 1995 г. N ДВ-104 "Об Утверждении и регистрации форм перевозочных документов строгой отчетности" применение бланков билетов форм К-1 и К-2 на авиалиниях федерального значения было прекращено к 15 октября 1995 г., а на внутрирегиональных авиалиниях - к 30 июня 1996 г. Тем не менее, известны случаи использования таких бланков малыми авиапредприятиями даже в 2010-е гг.: например, билет на рейс "Второго Уральского авиапредприятия" по маршруту Сосьва-Гари-Пуксинка (расстояние - 95 км), оформленный на 24 июля 2010 г. А применение билетов системы "Сирена" было полностью прекращено к 1 ноября 1995 г.
 
Последнее редактирование:

Спасибо! Я упустил из виду, что билеты могли оформляться одним управлением и использоваться на рейсах других управлений.

В дополнение к обзору:
Бланки билетов выпускались в виде книжек, содержавших попарно бланки для пассажиров и заполнявшиеся с них под копирку копии для учёта проданных билетов. Книжки с бланками билетов форм К-1 и К-2:


Билеты вырезались из книжки либо по денежной сетке, либо по линии отреза, если стоимость билета была указана на бланке типографским способом (форма К-54, билет местных авиалиний), а также если билет был бесплатным (служебным/депутатским). Бесплатный билет мог быть оформлен и на обычном бланке - в этом случае денежная сетка отрезалась полностью.

Упаковка билетов формы К-1:
 
Последнее редактирование:
Сегодня теме "Артефакты советского Аэрофлота" исполняется ровно 10 лет!
С юбилеем! Одна из самых любимых тем авиафорума! Спасибо большое за интересную подборку и полезную информацию!
 
Билеты международных авиалиний

До 1955 г. на внутренних и международных авиалиниях прменялись бланки билетов единого образца. При зарубежных рейсах на билеты иногда ставился штамп "Перевозка подчиняется действию конвенции от 12 октября 1929 г." (имелась в виду Варшавская конвенция, которая является многосторонним международным соглашением, основным международно-правовым документом, регулирующим международные воздушные перевозки и ответственность воздушного перевозчика; СССР стал участником Конвенции в 1934 г.):


В 1955 г. Аэрофлот начал использовать бланки общемирового стандарта "Пассажирский билет и багажная квитанция", которые признавались всеми участниками IATA и, в отличие от бланковых билетов ГУГВФ, могли использоваться при оформлении билетов на рейсы любой иностранной авиакомпании: двухбуквенный IATA-код перевозчика вписывался в билет напротив соответствующих пунктов маршрута. В межправительственном соглашении о воздушном сообщении оговаривается коммерческое право каждой из сторон на свободную продажу своих билетов в другой стране - если этого права предоставлено не было, авиакомпания вынуждена организовывать продажу своих перевозок в стране, куда открываются ее полеты, через генерального агента, который оформляет эти билеты на своих бланках. Генеральный агент получает комиссионные за все продажи перевозок, произведенные на его территории (общие комиссионные) в размере 2—2,5% от суммы выручки. Если генеральный агент сам продал перевозки, то дополнительно может получить 9% от суммы выручки за продажу перевозок пассажиров.
С началом использования стандартных авиабилетов символика Аэрофлота на них обозначала лишь агента по оформлению билетов, а перевозчиком, выполнявшим рейс, мог быть как сам Аэрофлот, так и любая иностранная авиакомпания, билет на рейс которой он оформил, являясь её генеральным агентом на территории СССР. В 1956 г. Аэрофлот производил в СССР продажу билетов на рейсы 19-ти зарубежных авиакомпаний, с которыми он к тому времени заключил межправительственные соглашения о воздушном сообщении. Оформлять билеты этих перевозчиков на бланках формата ГУГВФ СССР было нельзя, право продавать в СССР билеты на своих бланках авиакомпаниям предоставлено не было, поэтому Аэрофлот и перешёл на стандартные бланки билетов формата IATA. В свою очередь, билеты на рейсы Аэрофлота за рубежом тоже, как правило, оформлялись на бланках его генеральных агентов: например, билет на трансферную перевозку Аэрофлота, оформленный в Восточном Берлине местной авиакомпанией "Интерфлюг":


1955-1975 гг.
В первый год использования стандартных билетов их номер указывался в формате "серия выпуска + 6-значный номер". Если рейс выполнял Аэрофлот, его название вписывалось в билет сокращённо как "AFL". Заголовок на обложке билета "Для 1-4 перевозчиков" обозначал максимальное количество сегментов перевозки, на которое был рассчитан бланк (рейсы могли выполняться как одним, так и несколькими перевозчиками). На фото - билет на перевозку Аэрофлота, оформленный ВАО "Интурист" 4 ноября 1955 г. Так как один бланк билета был рассчитан максимум на 4 рейса, а вся перевозка состояла из 6 рейсов, она была оформлена на 2-х билетах: 1-ый - на рейсы Москва-Прага, Прага-Париж, Париж-Лондон, Лондон-Париж и 2-ой (на фото) - на рейсы Париж-Прага и Прага-Москва:


Бланк билета представлял из себя книжку, включавшую в себя 4-7 разноцветных купона с полётными данными, на обратную сторону каждого из которых (кроме последнего) был нанесён карбонированный слой, выполнявший функцию копирки для быстрого заполнения нижележащих купонов. После завершения перевозки у пассажира оставалась только обложка билета с пассажирским купоном:
1) купон "для контроля" (AUDIT COUPON) отрывался от билета после заполнения и являлся вспомогательным документом для проверки правильности применения тарифов, а также для контроля при расчётах с иностранными авиакомпаниями, которые перевезли пассажира по билету Аэрофлота
2) купон "для агента" (AGENT COUPON) предназначался для хранения в пункте продажи авиабилета
3-6) "полётные купоны 1-4" (FLIGHT COUPON) отрывались последовательно при регистрации на рейсы перевозки, каждый из них давал право пассажиру на полёт между двумя пунктами маршрута, очерченными на купоне жирной линией
7) купон "для пассажира" (PASSANGER COUPON) оставался у пассажира и служил доказательством заключения договора перевозки
Ниже на фото - неоторванный полётный купон на 2-й рейс перевозки Вена-Москва-Молотов(Пермь), оформленный 13 августа 1955 г.:


Судя по надписям на корешках купонов, бланки выпускались на некоей немецкой типографии - на данный момент известно, что Аэрофлот заказывал перевозочные документы у восточногерманской типографии "VEB Etikettendruck Muhlhausen" (см. ярлык от упаковки багажных бирок), а также у западногерманской типографии "Bartsch International", которая выпускала бланки различных перевозочных документов Аэрофлота по крайней мере с середины 1970-х гг.

К ноябрю 1956 г. Аэрофлот получил свой 3-циферный код-префикс в системе IATA ("555"), который с тех пор добавляется перед номерами всех его документов в формате IATA. Соответственно, с 1956 г. номера на международных авиабилетах печатались уже в следующем формате: код-префикс, за ним - цифра, обозначавшая форму перевозочного документа IATA (цифра от "1" до "4" обозначала: "авиабилет с 1 - 4 полётными купонами"), а далее - 6-значный номер этого документа. Ниже на фото - билет, оформленный 8 ноября 1956 г.:


К 1957 г. Аэрофлот получил свой 2-значный IATA-код перевозчика - "SU", который стал использоваться вместо сокращения "AFL". К началу 1959 г. на обложке международных авиабилетов вместо поршневого Ил-12 стал изображаться турбореактивный Ту-104: по мере выхода на лини новых газотурбинных самолётов устаревшие поршневые самолёты переводились с международных, магистральных, союзного значения авиалиний на линии малой протяжённости. Корешки обложек окрашивались в 4 цвета, исходя из количества полётных купонов внутри бланка. У билетов этого выпуска использовались следующие цвета: красный корешок - один полётный купон, зелёный-два, синий-три, жёлтый-четыре. На фото снизу - билет, оформленный в международном аэропорту Внуково 10 января 1959 г. взамен другого авиабилета (иностранец пожелал сократить маршрут своей поездки:


Билет с сохранившимся полётным купоном на 3-й рейс перевозки Москва-Лондон-Амстердам-Москва (оформлен 7 апреля 1961 г.):


К 1962 г. название авиакомпании стало указываться на обложке не только кириллицей, но и латиницей, также на обложке впервые приводился адрес авиакомпании, выпустившей билет, - сначала это был адрес Главного управления гражданского воздушного флота (ГУГВФ) СССР. 27 июля 1964 г. ГУГВФ было преобразовано в Министерство гражданской авиации (МГА) СССР и переехало в новое административное здание по адресу Ленинградский проспект, 37. В конце номера билета стала указываться серия выпуска - у всех известных экземпляров билетов этого вида стоит латинская "A" (1-й выпуск). У билетов этого выпуска цвета корешков обложек соответствовали следующему количеству полётных купонов: жёлтый - один, красный - два, зелёный - три, коричневый - четыре. 1-й выпуск включал в себя ограниченную партию удлинённых бланков, на купонах которых таблица для агентства была в 2 раза шире обычной из-за добавления дополнительных строк для указания стоимости каждого сегмента перевозки (20 против 8 ). Но, как показала практика, увеличение количества строк этой таблицы не оправдывало увеличения размера билета: редко когда маршрут перевозки пролегал через 20 городов, поэтому удлинённая разновидность не прижилась:


11 февраля 1964 г. вышел приказ начальника ГУГВФ "Об организации транспортного управления международных воздушных линий ГВФ (ТУМВЛ)": путём объединения аэропорта Шереметьево с международной авиагруппой Московского управления транспортной авиации было образовано самостоятельное хозрасчётное предприятие "ТУМВЛ". К концу 1965 г. Аэрофлот имел соглашения о воздушных сообщениях с 47 государствами, в 40 из которых экипажи ТУМВЛ выполняли регулярные рейсы. Большинство международных рейсов осуществлялось из аэропорта Шереметьево. На обложках международных авиабилетов 2-й половины 1960-х гг. вместо адреса ГУГВФ стал указываться адрес ТУМВЛ. У всех известных экземпляров билетов этого вида в конце номеров стоит латинская "В" (2-й выпуск). Цвет корешка билета для 4-х рейсов стал синим - в остальном цветовая маркировка бланков не изменилась:


В первой половине 1970-х гг. на обложках международных билетов указывался адрес административного здания Министерства гражданской авиации СССР (МГА СССР), являвшегося частью архитектурного комплекса, в который также входила гостиница "Аэрофлот" (близнец здания МГА) и Московский городской аэровокзал: на фото гостиница - слева, здание МГА - справа, аэровокзал - на переднем плане. Комплекс был введён в строй одновременно с образованием МГА СССР в 1964 г. При указании адреса на обложке был использован 6-значный индекс, который начал использоваться в СССР в 1971 г., отсюда и нижний предел даты выпуска таких бланков. У всех известных экземпляров билетов этого вида в конце номеров стоит латинская "С" (3-й выпуск):
 
Последнее редактирование:
В 1974 г. значительно изменилось оформление обложек билетов, на них стал изображаться флагман Аэрофлота тех лет - первый советский турбореактивный дальнемагистральный пассажирский самолёт Ил-62, а название авиакомпании стало указываться не только кириллицей и латиницей, но и в развёрнутом виде на английском языке - "Soviet Airlines": к тому времени за рубежом это сочетание уже успело стать равнозначным слову "Аэрофлот". Логотип с приставкой "Советские авиалинии" сначала использовался в авиарекламе 1960-х гг. (на карманных календариках - с 1965 г.), в 1968 г. он стал размещаться на страницах авиарасписаний, а к 1969 г. появился и на бланках некоторых перевозочных документов (например, на багажных и авиагрузовых бирках). В 1973 г. в связи с 50-летием ГА СССР началось использование обновлённого логотипа Аэрофлота, при этом изменился и шрифт написания "Soviet Airlines" - этот вариант и был впервые размещён на обложках билетов-книжек. Тем не менее, на купонах авиабилетов авиакомпания по-прежнему именовалась как "Аэрофлот СССР". Номера билетов стали 7-значными, при этом перестали указываться серии выпусков. Билеты этого вида стали последними, у которых были разноцветные корешки. Количество перевозчиков стало обозначаться римскими цифрами:


Второй полётный купон билета на обратный рейс перевозки Москва-Амстердам-Москва, оформленный 1 июля 1976 г.:



1976-1978 гг.:
В 1930 г. IATA утвердила стандарт международного авиабилета с несколькими полётными купонами для ручного заполнения. 1 декабря 1971 г. была утверждена резолюция IATA 722 "Transitional Automated Ticket (TAT)" ("копирующийся автоматический билет"), 15 декабря 1972 г. принята резолюция IATA 720a "Passenger Ticket and Baggage Check - Issuance and Honouring Procedures" (процедура выпуска и оплаты билетов), а 1 ноября 1974 г. - резолюция 720 "Passenger Ticket and Baggage Check - Technical Specifications" (техническая спецификация бланков). Так в первой половине 1970-х гг. появился новый формат международного авиабилета, данные для которого генерировались автоматически на компьютере, а бланк заполнялся с использованием принтера. Билеты, оформлявшиеся непосредственно авиакомпаниями, назывались "Transitional Automated Ticket" (TAT), а билеты, оформлявшиеся лицензированными IATA агентами (н-р, турфирмами), - "Off-Premise Transitional Automated Ticket" (OPTAT). Бланки ручного и машинописного заполнения были унифицированы, поэтому применение бланков для ручного заполнения старого формата было прекращено.
К 1976 г. у Аэрофлота появились бланки билетов, отвечавшие новым требованиям IATA, - вплоть до прекращения использования в 2008 г. они выпускались на специализированной западногерманской типографии "Bartsch International". На обложке билетов появилось поле для указания имени пассажира ("выдан/delivered to"), номер билета стал 9-значным, количество перевозчиков стало указываться горизонтальными чёрточками в левом верхнем углу обложки:


На внутренней стороне передней обложки указывалось время прибытия пассажира в аэропорт/аэровокзал, на третьей и четвертой страницах билета были отпечатаны «Условия договора о международной воздушной перевозке» на русском и английском языках, на пятой и шестой страницах были отпечатаны «Ответственность перевозчика при международной перевозке» на русском и английском языках, на седьмой странице билета был указан перечень на русском и английском языках предметов и материалов, запрещенных к перевозке, на восьмой странице билета был приведён перечень на русском и английском языках предметов, которые разрешалось перевозить бесплатно. Далее следовали разноцветные купоны билета, на которых, наконец, появился логотип "Soviet Airlines" (назначение каждого из них см. в начале обзора):


На обратной стороне каждого из купонов, кроме последнего, имелся карбонированный копировальный слой, который предназначался для ускорения заполнения бланков билетов:


Купон для пассажира находился на внутренней стороне задней обложки, а на её внешней стороне была размещена реклама Аэрофлота. Пассажирский купон раннего TAT-билета Аэрофлота:



1979-1988 гг.:
В 1979 г. изменилось оформление обложки, с неё было убрано поле для указания имени пассажира - оно стало указываться на обложке папки для билета. Тогда же изменился и формат написания номера билета: за кодом-префиксом (555) следовало 4 цифры, обозначавшие тип и форму документа IATA, за которыми следовал 7-значный номер:


Второй полётный купон билета для 2-х перевозчиков:


В том же 1979 г. появилась разновидность билета с добавленной на обложку олимпийской символикой, которая использовалась в период проведения московской Олимпиады 1980 г.:


После завершения Олимпиады 1980 г. с обложки убрали олимпийскую символику, а чёрточки, обозначавшие количество полётных купонов в билете, первое время всё ещё находились в нижней части корешка обложки - вскоре их перенесли в центральную часть корешка, как это было у исходного билета 1979 г.:
 
К 1982 г. на билетах снова стал указываться адрес в Шереметьево - на этот раз адресатом являлось Центральное управление международных воздушных сообщений (ЦУМВС), созданное в 1971 г. на базе ТУМВЛ. В первой половине 1980-х гг. "шереметьевские" бланки использовались наряду с предшествующими бланками с указанием адреса МГА СССР на Ленинградском проспекте:


У бланков с адресом МГА имелась разновидность на арабском и английском языках:


Купоны англоарабского билета заметно отличались по оформлению от купонов обычного англорусского билета (оба билета снизу - на 4 рейса):


Также у них различались и задние обложки. Во 2-й половине 1980-х гг. на задней обложке "шереметьевских" бланков вместо фотографии с видом на Московский Кремль была размещена реклама Аэрофлота с изображением полушарий Земли:


К концу 1980-х гг. у Аэрофлота появились бланки TAT-билетов нового вида, которые состояли из 2-х отдельных частей: 1) обложки с прикреплёнными к ней информационными страницами и 2) блока с купонами. Блок с купонами вставлялся в принтер и после заполнения вклеивался в обложку. Судя по тому, что билеты с такими обложками рассматриваемого периода известны всего в 3-х экземплярах, до 1989 г. они выпускались малыми партиями - гораздо большее распространение такие билеты получили в 1990-е и 2000-е гг. Бланки с вклеиваемыми блоками выпускались в 2-х вариантах: с обложкой, открывавшейся вертикально и горизонтально. В первом случае на обложке всё ещё указывался номер билета:


На обложках, открывавшихся горизонтально, номер уже не печатался - это позволяло использовать при оформлении билетов обложки и блоки из разных партий. На фото снизу представлена обложка, выпущенная до 1989 г., а вклеенный в неё блок был выпущен в 1992 г. (к 1990 г. год выпуска стал указываться в правом верхнем углу купонов):



1989-1992 гг.
В 1989 г. Аэрофлот стал полноправным членом IATA - с того года соответствующее упоминание присутствовало на обложках билетов. На билетах, выпускавшихся с 1989 по 1992 гг., снова указывался адрес МГА СССР на Ленинградском проспекте:


К 1990 г. в значительной степени изменилось оформление купонов билетов ручного заполнения. Номер стал указываться в нижней части купонов, причём на купоне для контроля и на полётных купонах он указывался не только в цифровом варианте, но и в виде штрихкода. На все служебные купоны был добавлен гильош (орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой):


Изменилось и оформление купонов TAT-билетов, распечатываемых на принтере. Все известные обложки для вклеиваемых блоков, выпущенные после 1989 г., открываются горизонтально:


В 1992 г., в связи с распадом Советского Союза, на обложках билетов было изменено название страны приписки авиакомпании с "СССР" на "Россия":


1 апреля 1993 г. Постановлением "Об акционерном обществе "Аэрофлот - российские международные авиалинии" производственно-коммерческое объединение "Аэрофлот - советские авиалинии", Центральное управление международных воздушных сообщений, международный аэропорт Шереметьево, Международное коммерческое управление гражданской авиации, Шереметьевское авиационно-техническое предприятие, Центр международных расчётов гражданской авиации и государственная авиакомпания "Московские воздушные линии" были реорганизованы в акционерное общество "Аэрофлот — Российские международные авиалинии".
В 1993 г. у АО "Аэрофлот", правопреемника ЦУМВС, появились тёмно-синие бланки билетов. Билеты этого цвета выпускались и в 1980-е гг., но малыми партиями - это довольно редкие разновидности голубых билетов: 1) с указанием адреса "Ленинградский проспект", 2) с указанием адреса "Шереметьево" и 3) с упоминанием про членство Аэрофлота в IATA.
 
Последнее редактирование:
Этот Корчной В. Л. -- тот самый Корчной?
И это тот самый неиспользованный билет на возвращение в Москву!
Исторический документ, однако.
 
Последнее редактирование:

Да, это его билет. Фото найдено здесь (там же описана история, связанная с этим билетом).

 
Билеты на чартерные рейсы Аэрофлота

Чартер - договор фрахтования воздушного судна, по которому фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату всю вместимость или часть вместимости одного или нескольких воздушных судов на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров и их багажа, груза, почты или иных целей. Туроператоры организуют чартерные рейсы для доставки своих клиентов к местам отдыха и обратно без пересадок, перевозка может осуществляться по маршруту, по которому у авиакомпании нет регулярных рейсов. Чартерные рейсы не вносятся в общее расписание, билеты на них распространяются через туроператоров.
В рассматриваемый период билеты на чартерные рейсы оформляли как турфирмы, так и сами перевозчики: в первом случае это делалось с использованием специальных бланков для чартерных рейсов, а во втором - с использованием обычных бланков авиабилетов:

Чартерные билеты, оформленные туроператорами. Туроператоры оформляли чартерные билеты на бланках, выпускавшихся авиакомпаниями либо в виде традиционной купонной книжки (см. билет а/к "Olympic airways"), либо в виде бланкового билета с 2-мя купонами на рейсы "туда" и "обратно" (см. билет а/к "TAP Air Portugal") - все известные билеты Аэрофлота относятся ко 2-му виду. В отличие от обычных билетов международных авиалиний, на бланках для чартерных рейсов отсутствовали поля для указания класса обслуживания, так как все пассажиры чартерных рейсов обслуживались одинаково.

Билет на чартерный рейс Аэрофлота с наиболее ранней датировкой был оформлен турфирмой "Horizon Holidays Ltd" 7 августа 1973 г. На бланке билета всё ещё присутствует старый логотип 1960-х гг. - на год использования билета пришлось обновление логотипа Аэрофлота в связи с 50-летием Гражданской авиации СССР. Примечательно, что логотип с приставкой "Soviet Airlines" появился в первую очередь на чартерных билетах, и лишь в 1974 г. - на основных билетах международных авиалиний. Под логотипом указывался адрес представительства Аэрофлота в стране выдачи билета - на рассматриваемом бланке указан дом в Лондоне по адресу Риджент-стрит, 292, в котором располагались представительства Аэрофлота и Интуриста (фото). В отличие от основных билетов международных авиалиний Аэрофлота, бланки для чартерных рейсов не содержали ни слова на русском языке, так как предназначались исключительно для иностранных туристов:


Второй билет был оформлен 28 июня 1979 г. турфирмой "Progressive Tours Ltd". В апреле 1975 г. представительство Аэрофлота переехало в новый офис на Пикадилли (фото), а прежнее помещение в здании на Риджент-стрит осталось за Интуристом, поэтому на бланке второго чартерного билета указан уже другой адрес. У перевозочного документа слегка изменилось название: "Пассажирский билет на чартерный/частично чартерный рейс" (частичный чартер - перевозка с бронью блока мест на регулярном рейсе). К концу 1970-х гг. номера чартерных рейсов стали обозначаться 4-значными числами. Номера билетов стали наноситься на бланки печатным способом, да и сами бланки заполнялись уже не от руки, а на принтере - в билеты вписывалось только имя пассажира. Как и в случае с билетами-книжками, в 1979 г. на чартерных билетах была размещена символика московской Олимпиады 1980 г. В правой части рассматриваемого билета - неоторванный купон на обратный рейс:


Третий билет был оформлен турфирмой "Progressive Tours Ltd" 20 июня 1985 г. На фото - купон для пассажира и полётный купон на обратный рейс:



Чартерные билеты, оформленные Аэрофлотом. В случае, если чартерные билеты оформлялись самой авиакомпанией, это делалось с использованием обычных бланков билетов международных авиалиний. Выписывались как групповые, так и индивидуальные билеты. Групповой чартерный авиабилет удостоверял заключение между туроператором и перевозчиком разового договора по перевозке пассажиров и их багажа. Ниже на фото - групповой билет на чартерный рейс Баку-Рим, оформленный для некоей турфирмы в октябре 1980 г. в московском Центральном международном агентстве Аэрофлота. В поле для указания имени пассажира вписан проводник группы и количество сопровождаемых пассажиров (140), в поля для указания стоимости билета - "CHRT" (charter/ чартер), а в поле для указания формы оплаты - "INV" (invoice/безналичная):


Если туроператор перевозил своих клиентов по групповому билету, то для каждого из них он оформлял авиабилеты на собственных бланках - эти билеты удостоверяли заключение договора перевозки между клиентами и их туроператором, зафрахтовавшим воздушное судно. Например, билет на чартерные рейсы Аэрофлота Лондон-Сочи-Лондон, оформленный на бланке турфирмы "Thomson Holidays" 12 августа 1982 г.:


Договор перевозки также мог заключаться непосредственно между клиентами турфирмы и перевозчиком - в этом случае для каждого пассажира чартерного рейса Аэрофлот оформлял индивидуальный билет. Например, TAT-билет на чартерные рейсы Болонья-Москва-Санкт-Петербург-Болонья, оформленный отделением Аэрофлота в Падуе (Италия) на клиента турфирмы "Clipper International":



Перевозочные документы при групповых перевозках туристов внутрисоюзными рейсами
Из книги Букин Г.А., Волков М.М. Коммерческая эксплуатация воздушного транспорта: Учебное пособие. Л., ВАУ ГВФ, 1964.: "В целях повышения рентабельности самолетомоторного парка в период снижения пассажиропотоков (осень, зима и весна) разрешено заключать с городскими экскурсионными бюро, а также предприятиями и учреждениями договоры на групповые перевозки туристов по отдельным незагруженным линиям ГВФ... Выделение специальных самолётов (внерейсовых) разрешается только на 100-местных вариантах Ту-104, Ил-18 и Ан-10 при условии оплаты организациями за все пассажирские кресла в оба конца... перевозка оформляется групповым билетом; расчеты за перевозку производятся за наличный расчет, по безналичному расчету и чеками из лимитированных книжек; перевозка осуществляется на прямых рейсах (без пересадок в пути следования и без остановок)."

При перевозке туристов по групповому билету бюро путешествий выдавало каждому члену группы по два посадочных талона - на рейсы к месту отдыха и в обратном направлении (это своего рода аналог рассмотренных выше чартерных билетов на бланках иностранных турфирм):
 
Последнее редактирование:
Сайт переехал сюда. Чем можете помочь? Следите за обзорами - если в них будут отсутствовать артефакты, которые имеются у Вас, прошу выложить их фотографии в этой теме (фото желательно с обеих сторон)! Также приветствуются замечания и дополнения по тексту.

Служебные билеты Аэрофлота

Служебные билеты разделялись на разовые и годовые: первые давали право как бесплатного, так и льготного проезда, а вторые - только бесплатного проезда. Согласно "Правилам применения тарифов на воздушных линиях Союза ССР (ППТ-84)" бесплатные служебные билеты применялись при командировочных перевозках работников ГА, а также при перевозках работников ГА к местам обучения для повышения квалификации (§367, 389, 397), а льготные со скидкой 50% - при перевозках студентов вузов ГА (§390). При перевозках работников ГА и их семей к местам отдыха применялись как льготные, так и бесплатные разовые служебные билеты (§411). Кроме того, служебные билеты применялись при перевозках работников сторонних учреждений и ведомств, выполнявших поручения, связанные с деятельностью гражданской авиации (например, служебные билеты выдавались представителям управлений почтовой связи при совместных с работниками ГА проверках состояния организации перевозок авиапочты).


1930-е - конец 1950-х гг.
Наиболее ранние сведения о служебных билетах Аэрофлота из известных на данный момент относятся ко 2-й половине 1930-х гг.: согласно Инструкции ГУГВФ от 25.04.1937 г. служебные перевозки оформлялись нарядами, которые затем обменивались в аэропортах отправления на билеты обычной формы с пометкой "служебный". Как правило, выписывались льготные служебные билеты со скидкой 50% - бесплатные же оформлялись только в особых случаях, по персональным разрешениям начальников управлений ГВФ. Оплата льготных служебных билетов производилась из средств, выделявшихся учреждениями ГА на командировочные или транспортные расходы. Уже в 1930-е гг. существовала система зонирования служебных перевозок: территориальные управления ГВФ могли оформлять наряды на служебные перевозки, совершаемые только в пределах своих территорий, а ГУГВФ - на перевозки по всей территории СССР. В инструкции упоминаются только разовые билеты - по-видимому, годовых бесплатных служебных билетов на момент выхода документа ещё не существовало.
Ниже на фото представлен наиболее ранний из известных служебных билетов Аэрофлота, причём - годовой: он был оформлен в конце 1945 г. и затем был продлён до конца 1947 г. Судя по дате выпуска этого бланка, годовые служебные билеты появились к 1944 г. До начала 1960-х гг. зоны действия служебных перевозочных документов обозначались на них "сериями": серия "Ц" - на право бесплатных полётов по всем воздушным линиям ГУГВФ, серия "У" - для полётов в пределах одного территориального управления ГВФ:


До конца 1950-х гг. разовые служебные билеты оформлялись на бланках билетов обычной формы с пометкой "Служебный" и маркировкой в виде диагональных линий. Судя по заголовку графы для указания основания выдачи билета, вплоть до 1959 г. разовые служебные билеты выдавались по нарядам на служебную перевозку. На фото - разовый служебный билет на бланке 1955 г., оформленный в 1959 г.:


Ниже на фото - ещё один годовой бесплатный служебный билет серии "Ц", оформленный в конце 1959г. Бланк этого билета явно был выпущен не к 1960-му году - об этом говорит заголовок "действителен по___195_г.", так что указание года использования "1960" - просто надпечатка:



Начало 1960-х - 1979 г.
В начале 1960-х гг. зоны действия служебных перевозочных документов стали называться вместо "серий" "литерами": литер "ЦА" - для полётов работников центрального аппарата ГУГВФ по всем внутрисоюзным авиалиниям, литер "Ц" - для полётов по всем внутрисоюзным авиалиниям, литер "У" - для полётов по всем авиалиниям одного территориального управления или отдельной авиагруппы, литер "М" - для полётов по местным воздушным линиям одного авиапредприятия (аэропорта). С 1960 или с 1961 г. бланки разовых служебных билетов стали значительно отличаться от бланков обычных авиабилетов как по форме, так и по внешнему оформлению. Нововведение заключалось также в том, что билеты выдавались уже не на основании служебных нарядов, а по "требованиям на выдачу служебных билетов", оформлявшимся предприятиями, учреждениями и организациями ГВФ. На фото - разовый льготный билет литера "Ц" со скидкой 50%, оформленный в 1961 г. (были также льготные служебные билеты со скидкой в 75 %):


Далее - разовый бесплатный билет литера "Ц", оформленный в 1965 г. на бланке 1-й половины 1960-х гг.:


С 1965 г. бланки разовых служебных билетов были приближены по оформлению к бланкам обычных авиабилетов. Разовые билеты литеров "ЦА", "Ц" и "У" были идентичны по форме и различались только буквами литер, а также цветами и количеством диагональных линий на лицевой стороне бланков. Литеры указывались не только в шапке билета, но и на контрольных талонах, отрывавшихся в аэропортах отправления и использовавшихся для учёта отправленных служебных пассажиров (например, "2У" на контрольном талоне означало: 2-й талон, литер "У"). Ниже на фото - четыре разовых служебных билета на бланках образца 1965 г.:
Бесплатный литера "Ц" (форма № К-40):


Бесплатный литера "У" (форма № К-42):


Льготный литера "У":


Бесплатный литера "М":


Далее - разовый бесплатный билет литера "У" на бланке образца 1974 г.: фамилия, имя служебного пассажира и номер его документа стали указываться не на лицевой, а на обратной стороне контрольных талонов, также изменился текст правил перевозки:
 
Годовые билеты литеров "У" и "М" 1970-х гг.:




1979 г. - начало 1990-х гг.
1 января 1979 г. вступили в действие новые Правила выдачи служебных билетов работникам ГА. По этим правилам, на которые ссылается "ППТ-84", годовые билеты подразделялись на "именные" и "на предъявителя": именные давали право бесплатного полёта между всеми аэропортами в зоне действия билета, а на предъявителя - только между определёнными аэропортами, указанными в командировочном удостоверении (исключение - билет литера "ЦА" на предъявителя: как и именной, такой билет давал право бесплатного полёта по всем внутрисоюзным авиалиниям).

Годовые именные билеты литеров "ЦА" и "Ц" выпускались в форме удостоверения и предъявлялись без каких-либо дополнительных документов. На фото - годовой именной билет литера "Ц" на бланке 1986 г. с возможностью продления на 6 лет:


Годовые билеты остальных форм (именные литера "У" и на предъявителя литеров "ЦА", "Ц" и "У") выпускались в виде бланкового билета и предъявлялись вместе с удостоверением личности и командировочным удостоверением. Бланк годового именного билета литера "У" на 1986 г.:


В 1980-е гг. разовые служебные билеты оформлялись как на специальных бланках 1970-х гг, так и на универсальных бланках образца 1980 г.: в поле "вид билета" вписывалось "беспл."/"льгот.", в поле "код" - "сл.". Если билет был бесплатным, у бланка полностью отрезалась денежная сетка:



Служебные билеты на международных авиалиниях
На международных авиалиниях служебные билеты оформлялись на обычных бланках билетов международных авиалиний, при этом в специальную графу авиабилета вписывался код «IDOOS», если путешествие было связано с выполнением служебных обязанностей и осуществлялось на авиалиниях предприятия, в котором работал сотрудник; «IDOOR», если путешествие имело личный характер и перевозка осуществлялась по авиалиниям предприятия, в котором сотрудник работал; «IDOON», если путешествие по делам, а также личного характера осуществлялось по авиалиниям иного перевозчика, в котором сотрудник не работал (подробнее).
 
Последнее редактирование:
Поискал по ветке, не нашел. Может и не в тему.

Медалька "Полярная Авиация МГА 40лет"
На другой стороне 1929-1969

Белый медведь и пингвины.
Такая эмблема замечена на Ан-26 Хатангского ОАО Красноярского УГА.
Позднее стиралась, либо перекрашивалась в "Полярную авиацию РФ"





 
Бесплатные депутатские авиабилеты
Советы депутатов трудящихся были созданы Конституцией СССР 1936 г., а Конституцией 1977 г. были переименованы в Советы народных депутатов. До 1989 г. структура Советов депутатов была следующей: 1) Верховный Совет СССР, 2) Верховные Советы союзных республик, 3) Верховные Советы автономных республик, 4) Краевые и областные Советы, 5) Советы автономных областей и автономных округов, 6) Районные Советы, 7) Городские Советы и 8) Поселковые и сельские Советы.
Право на бесплатные авиабилеты имели только депутаты Верховных Советов СССР, союзных и автономных республик, а также кандидаты в депутаты этих Советов. В каждом случае право на бесплатный проезд предоставлялось только в пределах мандатной территории (СССР/ССР/АССР). Депутаты Верховного Совета СССР получили право на бесплатные авиабилеты с принятием постановления Президиума Верховного Совета СССР от 1 апреля 1958 г., депутаты Верховного Совета РСФСР - с принятием постановления Президиума Верховного Cовета РСФСР от 15 августа 1963 г., а депутаты Верховных Советов остальных союзных, а также автономных республик - с принятием постановлений Президиумов ВС соответствющих республик.

Первое время бесплатные авиабилеты выдавались на основании депутатского билета только если депутат следовал на сессию ВС. Если он отправлялся на постоянную комиссию ВС, то помимо депутатского билета требовалась телеграмма Президиума Верховного Совета, а если он выезжал на места для встречи с избирателями, то в дополнение к депутатскому билету требовалось письмо Президиума ВС союзной/автономной республики, либо исполнительного комитета краевого/областного Совета депутатов трудящихся.
В дальнейшем для получения бесплатного авиабилета уже не требовались приглашения: билеты на любой заявленный депутатом маршрут в пределах мандатной территории оформлялись на основании многоразового вкладыша к депутатскому билету, в котором приводился перечень бесплатного транспорта. До 7-го созыва ВС СССР (1966 г.) на вкладыше к депутатскому билету был указан только водный и железнодорожный транспорт, а начиная с указанного созыва к ним был добавлен воздушный транспорт. После выхода закона Союза ССР "О статусе депутатов Советов депутатов трудящихся в СССР" от 20 сентября 1972 г. список бесплатного транспорта на вкладышах к депутатским билетам Верховных Советов СССР/ССР/АССР был унифицирован:
С выходом этого закона утратили силу постановления Президиумов Верховных Советов СССР/ССР/АССР, на основании которых депутаты получали бесплатные билеты до 1972 г.

С 1958 по 1973 гг. билеты для депутатов Верховных Советов СССР/ССР/АССР оформлялись на обычных бланках (цитата из "Инструкции билетного кассира Аэрофлота" 1973 г.): "При оформлении билета депутату Верховного Совета СССР в графе "Фамилия" полностью записывается фамилия, имя и отчество, а над этой графой (на свободном поле) делается запись "Депутат. билет СССР №...". В графе "Тариф" делается прочерк. В графе "По документу" пишется - бесплатно. Страховой и комиссионный сбор не берётся. Сетка отрезается полностью".
С 1974 г. для оформления бесплатных авиабилетов депутатов использовались специальные бланки формы К-58:


В 1988 г. в соответствии с внесёнными изменениями в Конституцию СССР был учреждён Съезд народных депутатов СССР - высший орган государственной власти в СССР в 1988—1991 гг. Народные депутаты СССР получили право на бесплатный проезд на всех видах транспорта, кроме такси, на основании постановления ВС СССР "О Временном положении об обеспечении деятельности народных депутатов СССР" от 4 августа 1989 г.
В 1990 г. в соответствии с поправками к Конституции РСФСР был учреждён Съезд народных депутатов РСФСР/РФ - высший орган государственной власти РСФСР/Российской Федерации в 1990—1993 гг. Народные депутаты РСФСР получили право на бесплатный проезд на всех видах транспорта, кроме такси, на основании Постановления Съезда народных депутатов РСФСР "О Временном положении об обеспечении деятельности народных депутатов РСФСР" от 21 июня 1990 г.
Бесплатные авиабилеты народных депутатов СССР/РСФСР оформлялись следующим образом: у бланка отрезалась денежная сетка, в поле "вид билета" вписывалось "беспл.", в поле "код" - "ДП" (депутатский), в поле "разрешение" - "НД СССР/РСФСР" ("НД" - народные депутаты):




Воинские билеты
Как правило, воинские билеты оплачивались воинскими требованиями на ж/д первозку с доплатой до стоимости авиабилета - см. рекламу Аэрофлота 1951 г..

Билет международных авиалиний на перевозку Вена-Москва-Молотов, оплаченный воинским требованием в 1955 г. (номер требования указан в таблице маршрута в левой части полётного купона). В июле 1945 г. было подписано соглашение о зонах оккупации в Австрии и об управлении Веной. Город был разделён на 4 сектора оккупации: советский, американский, английский и французский. Центр был выделен для совместной четырёхсторонней оккупации. 15 мая 1955 года была принята Декларация независимости Австрии, согласно которой для вывода оккупационных войск устанавливался 90-дневный срок. 19 октября 1955 года территорию суверенной Австрии покинул последний советский военнослужащий.


До начала 1960-х гг. при оформлении билетов для военнослужащих использовались бланки обычной формы с типографской пометкой "Воинский" и маркировкой в виде диагональных полос:


С начала 1960-х гг. авиабилеты для военнослужащих оформлялись уже бланках без типографской маркировки, хотя иногда на них ставились штампы "Воинский", а реже - "По воинскому требованию". В графу "по документу" вписывался номер воинского требования, которым оплачивался билет, в графу "наличными" - сумма доплаты до стоимости авиаперевозки (если поле "наличными" в билете незаполнено, значит воинское требование было оформлено на авиаперевозку). В середине 1960-х гг. для военнослужащих действовали скидки в 30% и 60%, если оплата авиабилета производилась наличными.
1964 г. - билет, оплаченный воинским требованием:


1967 г. - билет со штампом "По воинскому требованию":


1967 г. и 1976 г. - билеты со штампами "Воинский":


1983 г. - иногда в билетах указывалось ведомство, выдавшее воинское требование ("вт МО" - требование Министерства обороны СССР):


1987 г. - билет, оплаченный воинским требованием МВД СССР с доплатой в 44 рубля. На стандартных бланках образца 1980 г. в поле "вид билета" вписывалось "полный", в поле код - "ВС" (воинский):


1988 г. - билет, оплаченный воинским требованием Министерства обороны СССР с доплатой в 15 рублей:




Льготные студенческие билеты
Сезонная скидка на авиабилеты для студентов, курсантов и учащихся впервые стала предоставляться в 1963 г. До 1964-1965 учебного года включительно льготные билеты оформлялись на основании заявок учебных заведений, а с 1965-1966 учебного года - на основании студенческого билета, ученического билета, книжки учащегося.
С 1963 по 1966 гг. студенческие билеты оформлялись на обычных бланках, иногда на них ставился штамп "Студенческий". На фото - билет на бланке 1962 г., оформленный в январе 1965 г.:


В 1967 г. появились специальные бланки льготных авиабилетов. При оформлении авиабилета в графу "по документу" вписывалось (хотя не всегда) "студенческий билет"/"ученический билет"/"книжка учащегося", в графу "наличными" - стоимость билета со скидкой:


В 1980-е гг. студенческие авиабилеты оформлялись как на льготных, так и на универсальных бланках образца 1980 г.: в поле "вид билета" вписывалось "льготн.", в поле "код" - "УЧ" (ученический), в поле "% льгот" - размер скидки:



Разные бесплатные билеты
Бесплатный билет на спецрейс, оформленный 10 октября 1966 г.: у билета отрезана денежная сетка, в поля "№ рейса" и "тариф" вписано "с/р" (спецрейс). К сожалению, не смог разобрать, что вписано в поле "по документу":


Бесплатный групповой билет на 14 спасателей, оформленный 25 декабря 1988 г. в период ликвидации последствий мощного землетрясения в Ленинакане, подробности - здесь. У билета отрезана денежная сетка, в поле "вид билета" вписано "бесплатный", в поле "код" - "ГР" (групповой), под именем руководителя группы указано число сопровождаемых спасателей:


9 ноября 1991 г. группа из восьми чеченцев произвела захват и угон самолёта Ту-154, выполнявшего рейс по маршруту Минеральные воды - Екатеринбург. Самолёт приземлился в Анкаре. В Турции террористы сдались местным властям и добились того, чтобы их отправили в Чечню. Самолёт с пассажирами был возвращен в Грозный. На фото - бесплатный билет одного из пассажиров для возвращения из Анкары в Минводы: в поле для указания стоимости билета вписано "no fare" - бесплатно (вверху фото - визитная карточка посольства СССР в Турции):
 
Последнее редактирование:
Багажная квитанция

Багажная квитанция - документ, удостоверяющий приём к перевозке зарегистрированного багажа. Зарегистрированный багаж - вещи пассажира, превышающие норму провоза в салоне и перевозящиеся в изолированном багажном отсеке самолёта. Незарегистрированный багаж (ручная кладь) - вещи, которые после оформления остаются на руках у пассажира и перевозятся либо в салоне самолёта, либо в багажном отделении под присмотром бортпроводника. Ответственность за сохранность зарегистрированного багажа несёт перевозчик, а за сохранность незарегистрированного - пассажир.

Багажная квитанция является одним из трёх основных перевозочных документов в гражданской авиации. Согласно "Воздушному кодексу СССР" 1935 г. "договор воздушной перевозки удостоверяется перевозочным документом, выдаваемым воздушно-транспортным предприятием. Перевозочным документом является: по перевозке пассажиров - билет, по перевозке грузов - грузовая квитанция, по перевозке багажа - багажная квитанция." По "Правилам воздушной перевозки пассажиров, багажа и грузов в СССР" 1930-х гг. авиабилет обозначался как "форма № 1", багажная квитанция - "форма № 2", грузовая квитанция - "форма № 3".
До 1955 г. на международных и до 1959 г. на внутренних авиалиниях багажная квитанция представляла из себя отдельный от авиабилета перевозочный документ и выполняла следующие функции: 1) наложение на перевозчика ответственности за сохранность сдаваемого багажа, 2) документирование веса перевозимых вещей пассажира, 3) удостоверение оплаты багажных мест в самолёте, 4) удостоверение оплаты объявленной ценности багажа. Багажная квитанция выписывалась в 3-х экземплярах: 1-й выдавался пассажиру, 2-й следовал до аэропорта назначения, 3-й сдавался в бухгалтерию аэропорта отправления. По правилам тех лет багажная квитанция отбиралась у пассажира при выдаче багажа в аэропорту назначения, что означало успешное завершение перевозки, поэтому такие квитанции попадаются значительно реже, чем авиабилеты. На фото снизу - багажная квитанция, использованная в 1935 г. На бланке присутствует графа для указания управления ГВФ, что позволяет ограничить дату выпуска бланка 1934-1935 годами: 12 территориальных управлений ГВФ были образованы постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 19 мая 1934 г.


По правилам перевозки 1930-х гг. пассажир мог перевозить при себе до 5 кг. ручной клади, а остальные вещи оформлялись как сдаваемый багаж. Однако не на всех типах самолётов имелась возможность перевозить сдаваемый багаж - в таких случаях все вещи оформлялись как ручная кладь, а багажная квитанция после перевозки оставалась у пассажира. Например, квитанция на перевозку ручной клади общим весом 45 кг. на двухместном По-2 СССР-Л983. На бланке поставлена пометка "на руках", которая снимала с перевозчика ответственность за принятый к перевозке багаж:


Также весь багаж оформлялся как ручная кладь при перевозках пассажиров транспортными самолётами, у которых не было багажных отделений: пассажиры размещались на откидных сиденьях вдоль борта, вместе с ними в одной грузовой кабине перевозился их багаж, а также почта и грузы. Ниже на фото - багажная квитанция на оплату провоза 272 кг. ручной клади. Эта квитанция была оформлена 29 марта 1945 г. в аэропорту трансфера Уэлькаль - перевозка выполнялась по воздушной трассе Алсиб:


К концу 1940-х гг. на внутрисоюзных рейсах комфортабельных пассажирских самолётов появился смешанный вид багажных перевозок: вещи можно было оформить либо как сдаваемый багаж, перевозившийся в багажном отделении самолёта под ответственностью перевозчика, либо как ручную кладь, перевозившуюся на руках у пассажира в салоне самолёта - теперь её вес мог значительно превышать вышеупомянутый лимит в 5 кг. В первом случае пассажиру выдавалась багажная квитанция, а во втором - "квитанция уплаты за ручную кладь", которая лишь удостоверяла оплату провоза вещей:


В то же время на международных рейсах максимальный вес ручной клади был ограничен 5 кг., а вещи сверх этого веса оформлялись как сдаваемый багаж. Эта двойственность была обусловлена тем, что внутрисоюзные перевозки регулировались правилами ГУГВФ СССР, а международные - правилами Варшавской конвенции 1929 г., к которой СССР присоединился в 1934 г. Статья 4 Конвенции определяет ручную кладь как "мелкие личные вещи, оставляемые пассажирами при себе", а ответственность за сохранность остального багажа возлагает на перевозчика. Ниже на фото - багажные квитанции с зарубежных рейсов 1949 и 1951 гг.:


С 1955 г. на международных рейсах из СССР вместо билета и багажной квитанции на раздельных бланках ГУГВФ стал применяться единый документ общемирового стандарта - "Билет и багажная квитанция", в результате чего багажная квитанция стала представлять из себя небольшую таблицу на купонах билета. С повышением лимитов бесплатного провоза багажа до приемлемого уровня в 20 кг. платный багаж стал оформляться относительно редко, поэтому форма для его оформления стала вторичной и была выделена из багажной квитанции в отдельный документ - "Квитанцию платного багажа", что позволило уменьшить место, занимаемое багажной квитанцией на купонах билета-книжки:


Осенью 1956 г. началась эксплуатация Ту-104 - первого самолёта Аэрофлота с газотурбинными двигателями. "Применение новых типов самолётов выдвинуло проблему правильного размещения в самолёте пассажиров, багажа и др. загрузки относительно центра тяжести самолета (с целью соблюдения его правильной центровки в полете). Это, в свою очередь, потребовало от воздушно-транспортных предприятий организации точного весового учёта личных вещей пассажиров и размещения их в багажных и грузовых помещениях самолетов в соответствии с требованиями центровки. Вот почему обязательным требованием к пассажиру при оформлении полёта на многоместных газотурбинных самолетах является сдача личных вещей в багаж, который загружается и размещается в багажниках самолета работниками аэропортов" (Фёдоров А. В. Гражданскоправовое регулирование воздушных перевозок пассажиров. Дисс. на соискание ученой степени канд. юр. наук. Одесса, 1967.).
Таким образом, во 2-й половине 1950-х гг. на внутрисоюзных авиалиниях существовала следующая двойственность: на рейсах поршневых самолётов пассажиры могли либо перевозить свой багаж при себе, либо сдать его перевозчику, тогда как на рейсах газотурбинных самолётов в салон можно было взять до 5 кг. вещей, а остальное оформлялось как сдаваемый багаж. В 1959 г. багажная квитанция внутренних авиалиний была объединена с авиабилетом в один перевозочный документ:


По мере выхода на линии новых газотурбинных самолётов Ту-104, Ил-18 и Ан-10, устаревшие "поршневики" Ли-2, Ил-12 и Ил-14 постепенно переводились на линии малой протяжённости. С начала 1960-х гг. на поршневых самолётах перестал перевозиться сдаваемый багаж - все вещи пассажиров оформлялись только как ручная кладь. Соответственно, в 1961 г. вместо универсального бланка билета образца 1959 г. появились бланки различных форм (для магистральных и местных авиалиний, для прямых рейсов и перевозок с пересадками, взрослые и детские) - одни из них включали в себя багажную квитанцию, другие - нет. На рейсах по магистральным авиалиниям и линиям союзного значения применялись бланки билетов с багажной квитанцией - такие перевозки, как правило, совершались на газотурбинных самолётах:


Багажная квитанция имелась только на бланках билетов для взрослых и состояла из 3-х блоков: 1) таблицы для указания веса багажа и ручной клади, 2) графы для указания номера квитанции платного багажа и 3) места для проставления штампа багажного кладовщика. На бланке билета формы К-21 (для рейсов с пересадками) первые два блока находились на лицевой стороне, а третий был перенесён на обратную сторону - это было сделано, чтобы не загромождать штампами багажных кладовщиков промежуточных аэропортов лицевую сторону билета:


Для рейсов по линиям малой протяжённости (до 525 км.) был создан бланк билета формы К-23, в котором мог указываться вес только ручной клади, так как при перевозках поршневыми самолётами зарегистрированный багаж не оформлялся:


Тем не менее, поршневые Ил-14 продолжали выполнять рейсы по линиям союзного значения - в таких случаях использовались билеты с багажной квитанцией, только вес всех вещей вписывался в ячейку "ручная кладь, кг." (на фото снизу туда вписано 20 с чем-то кг.). В 1960-е гг. на линии Аэрофлота поступили ближнемагистральные газотурбинные самолёты Ан-24 и Як-40 - багажные перевозки на этих типах воздушных судов оформлялись как на рейсах поршневых самолётов:


Специализированные бланки разовых служебных билетов литеров ЦА, Ц и У первое время (с 1961 по 1964 г.) не содержали багажную квитанцию - она появилась на них с изменением формата бланков в 1965 г.: багажная квитанция впервые была размещена на обратной стороне бланка, из-за чего её можно лицезреть в цельном виде, а не в виде 3-х разрозненных по всему бланку блоков:


В 1972 г. началось применение бланков машинописного заполнения системы "Сирена", багажная квитанция у которых также находилась на обратной стороне билета. Бланки системы "Сирена" были рассчитаны только на один рейс, поэтому содержали багажную квитанцию на один сегмент перевозки:


В 1980 г. появились билеты аналогичного формата и для ручного заполнения. На фото снизу - багажные квитанции на прямой рейс (билет формы К-1) и на перевозку с пересадками (билет формы К-2). 26 декабря 1980 г. началась эксплуатация широкофюзеляжного самолёта Ил-86, на котором практиковался смешанный вид багажных перевозок - приём и оформление вещей пассажиров осуществлялись в двух местах: 1) в аэровокзале, после чего зарегистрированный багаж комплектовался в контейнеры и затем загружался в грузовые отсеки Ил-86 и 2) на нижней палубе самолёта, где незарегистрированный багаж принимался у пассажиров либо бортпроводниками, либо приемосдатчиками багажа и размещался на полках багажных отделений. Перевозка "багажа при себе" на Ил-86 стала возможной благодаря большой массе самолёта и широкому диапазону полётных центровок.


Применение билетов форм К-1 и К-2 на рейсах по авиалиниям федерального значения было прекращено 15 октября 1995 г., а билетов системы "Сирена" - 1 ноября 1995 г. (на замену им пришёл билет и багажная квитанция в виде купонной книжки).

P.S. На многих внутрисоюзных билетах 1959-1980-х гг. багажные квитанции не заполнены - дело в том, что помимо обычной процедуры оформления зарегистрированного багажа на внутренних авиалиниях существовала ещё и упрощённая (цитата из РОП-80): "багаж каждого пассажира не взвешивается. Взвешивание проводится только в случае явного превышения массы предъявляемого багажа (ручной клади) нормы бесплатного провоза, например, при наличии нескольких мест багажа (ручной клади) или при оформлении к перевозке вещей, провоз которых подлежит обязательной оплате (лыжи, телевизор, радиоприемник и т.д.) ... весь принятый от пассажиров багаж взвешивается одной партией на специальных большегрузных весах ... багажная квитанция в билете не заполняется, на каждое место багажа пассажиру выдается отрывной талон багажной бирки, который удостоверяет оформление и приём багажа для перевозки под ответственность Аэрофлота".
 
Последнее редактирование:
Квитанция платного багажа
Квитанция платного багажа - документ, удостоверявший оплату провоза сверхнормативного багажа, а также багажа с объявленной ценностью.

По правилам перевозки 1932 г. весь сдаваемый багаж был платным, поэтому потребность в каком-либо вспомогательном документе, помимо багажной квитанции, изначально отсутствовала (бесплатно перевозилась только ручная кладь весом до 5 кг., которую пассажир мог взять с собой в салон). К середине 1940-х гг. появился вариант провоза вещей при себе сверх лимита в 5 кг.: на бланк багажной квитанции было добавлено поле для пометки "на руках", при наличии которой вещи пассажира считались ручной кладью. К 1953 гг. лимит бесплатного провоза багажа и ручной клади был повышен до 20 кг., в результате чего оплата перевозки вещей пассажиров стала оформляться сравнительно редко. В 1947 г. для документирования оплаты провоза ручной клади вместо багажной квитанции с пометкой "на руках" стала использоваться "Квитанция уплаты за ручную кладь":


В 1956 г. началась эксплуатация Ту-104, первых газотурбинных самолётов Аэрофлота, на рейсах которых вес ручной клади не мог превышать 5 кг., а вещи сверх этого лимита оформлялись только как сдаваемый багаж. Соответственно, квитанция уплаты за ручную кладь применялась только на внутренних рейсах поршневых самолётов: в данном случае пассажир мог выбирать, сдавать ли свои вещи в багаж или же перевозить их при себе. К 1957 г. на бланках квитанции стали указываться серии выпусков:



Квитанция платного багажа на международных авиалиниях
В то же время на международных рейсах Аэрофлота действовали другие правила: максимальный вес ручной клади был ограничен 5 кг., а вещи сверх этого веса оформлялись как сдаваемый багаж: до 20 кг. из них перевозились бесплатно, а сверх этого лимита оплачивались по багажному тарифу; кроме того, за дополнительную плату пассажир мог оформить объявленную ценность сданного багажа - всё это фиксировалось в бланковой багажной квитанции.
В 1955 г. Аэрофлот начал использовать на международных авиалиниях перевозочные документы общемирового стандарта - "Пассажирский билет и багажную квитанцию" и "Квитанцию платного багажа". Как было отмечено выше, с повышением лимита бесплатного провоза до 20 кг. оформление платного багажа стало производиться относительно редко. Учитывая это, для экономии занимаемого багажной квитанцией места на купонах билета-книжки, из неё была выделена в отдельный документ форма для платного багажа: резолюция IATA 742a "Excess Baggage Ticket - Issuance procedures" была принята в первой редакции 16 апреля 1949 г., а резолюция 742 "Excess Baggage Ticket - Technical Specifications" - 7 марта 1950 г.
Квитанция платного багажа не являлась документом, удостоверявшим заключение договора багажной перевозки (таким документом была багажная квитанция на купонах билета-книжки), - она лишь подтверждала оплату провоза сверхнормативного багажа, а также фиксировала, была ли произведена оплата объявленной ценности багажа.


1955-1960 гг.
Квитанция платного багажа была стандартным перевозочным документом IATA, который признавался всеми участниками этой организации. Символика авиакомпании на бланке обозначала агента по оформлению багажа в аэропорту отправления, а перевозчиком мог быть как сам Аэрофлот, так и любая иностранная авиакомпания, багаж пассажиров которой он оформлял: 2-буквенный IATA-код перевозчика вписывался в квитанцию напротив данных рейса. Цифра в левом верхнем углу обложки обозначала максимальное количество сегментов перевозки с учётом пересадок, на которое был рассчитан бланк квитанции (перевозка могла выполняться несколькими перевозчиками - их могло быть от 1 до 4-х). Квитанция представляла из себя книжку с купонами, на обратную сторону каждого из которых, кроме последнего, был нанесён карбонированный слой, выполнявший функцию копирки для быстрого заполнения нижележащих купонов:
- купоны "для контроля" (AUDIT COUPON) и "для агента" (AGENT COUPON) отрывались при оформлении багажа в начале перевозки;
- "полётные купоны 1-4" (FLIGHT COUPON) отрывались последовательно при регистрации на рейсы перевозки. На каждом полётном купоне жирной линией был обведён тот сегмент перевозки, к которому он относился;
- купон "для пассажира" (PASSANGER COUPON) оставался у пассажира в подтверждение о совершённой перевозке.
Ниже на фото - квитанция платного багажа 1957г. с сохранившимся полётным купоном на 2-й рейс перевозки Москва-Кабул-Дели:



1961-1975 гг.
В 1956 г.Аэрофлот получил свой 3-циферный код-префикс в системе IATA ("555"), который с тех пор добавляется перед номерами всех перевозочных документов Аэрофлота "Квитанцией для оплаты сверхнормативного багажа". До конца 1970-х гг. следующая за кодом-префиксом цифра обозначала номер формы документа IATA. Например, сочетание "5556" означало: "квитанция платного багажа Аэрофлота для 2-х перевозчиков", а "5558" - для 4-х:



1976-1979 гг.
Cо второй половины 1970-х гг. документ стал называться "Квитанцией для оплаты сверхнормативного багажа" , что является более точным переводом английского названия "Excess Baggage Ticket" (на внутренних авиалиниях название квитанции не менялось). Количество полётных купонов у бланка квитанции стало обозначаться не цифрами, а палочками в верхнем левом углу обложки. С середины 1970-х гг. бланки международных перевозочных документов, включая эту квитанцию, выпускала для Аэрофлота западногерманская компания "Bartsch International". На обложке квитанции платного багажа впервые стал указываться адрес авиакомпании, выпустившей бланк, - в данном случае это адрес административного здания Министерства гражданской авиации СССР:

Квитанция с сохранившимся 2-ым полётным купоном:



1980-е гг.
Номера форм документов IATA стали обозначаться сочетанием 4-х цифр, следующих после кода-префикса авиакомпании (н-р, "555 4520" - квитанция сверхнормативного багажа для 2-х перевозчиков). Палочки для обозначения количества полётных купонов были перенесены в правый верхний угол обложки. На купонах появилась форма для указания вида багажа: лыжи/экипировка для гольфа/животные/количество мест, занимаемых крупногабаритным багажом и пр.:

В 1989 г. Аэрофлот стал полноправным членом IATA - с того года соответствующее упоминание присутствовало на обложках билетов и квитанций сверхнормативного багажа:



Начало 1990-х гг.
В начале 1990-х гг. квитанция сверхнормативного багажа стала одной длины с авиабилетом, номер документа стал находиться в правом нижнем углу купонов:
 
Последнее редактирование: