Бесплатные депутатские авиабилеты
Советы депутатов трудящихся были созданы Конституцией СССР 1936 г., а Конституцией 1977 г. были переименованы в Советы народных депутатов. До 1989 г. структура Советов депутатов была следующей: 1) Верховный Совет СССР, 2) Верховные Советы союзных республик, 3) Верховные Советы автономных республик, 4) Краевые и областные Советы, 5) Советы автономных областей и автономных округов, 6) Районные Советы, 7) Городские Советы и 8) Поселковые и сельские Советы.
Право на бесплатные авиабилеты имели только депутаты Верховных Советов СССР, союзных и автономных республик, а также кандидаты в депутаты этих Советов. В каждом случае право на бесплатный проезд предоставлялось только в пределах мандатной территории (СССР/ССР/АССР). Депутаты Верховного Совета СССР получили право на бесплатные авиабилеты с принятием постановления Президиума Верховного Совета СССР от 1 апреля 1958 г., депутаты Верховного Совета РСФСР - с принятием постановления Президиума Верховного Cовета РСФСР от 15 августа 1963 г., а депутаты Верховных Советов остальных союзных, а также автономных республик - с принятием постановлений Президиумов ВС соответствющих республик.
Первое время бесплатные авиабилеты выдавались на основании депутатского билета только если депутат следовал на сессию ВС. Если он отправлялся на постоянную комиссию ВС, то помимо депутатского билета требовалась телеграмма Президиума Верховного Совета, а если он выезжал на места для встречи с избирателями, то в дополнение к депутатскому билету требовалось письмо Президиума ВС союзной/автономной республики, либо исполнительного комитета краевого/областного Совета депутатов трудящихся.
В дальнейшем для получения бесплатного авиабилета уже не требовались приглашения: билеты на любой заявленный депутатом маршрут в пределах мандатной территории оформлялись на основании многоразового
вкладыша к депутатскому билету, в котором приводился перечень бесплатного транспорта. До 7-го созыва ВС СССР (1966 г.) на вкладыше к депутатскому билету был указан только водный и железнодорожный транспорт, а начиная с указанного созыва к ним был добавлен воздушный транспорт. После выхода закона Союза ССР
"О статусе депутатов Советов депутатов трудящихся в СССР" от 20 сентября 1972 г. список бесплатного транспорта на вкладышах к депутатским билетам Верховных Советов СССР/ССР/АССР был унифицирован:
Статья 31. Право депутата на бесплатный проезд
Депутат Верховного Совета СССР на территории Союза ССР, депутат Верховного Совета союзной республики, депутат Верховного Совета автономной республики на территории соответствующей республики пользуется правом бесплатного проезда по всем железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным внутренним путям сообщения и на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси).
С выходом этого закона утратили силу постановления Президиумов Верховных Советов СССР/ССР/АССР, на основании которых депутаты получали бесплатные билеты до 1972 г.
С 1958 по 1973 гг. билеты для депутатов Верховных Советов СССР/ССР/АССР оформлялись на обычных бланках (цитата из
"Инструкции билетного кассира Аэрофлота" 1973 г.):
"При оформлении билета депутату Верховного Совета СССР в графе "Фамилия" полностью записывается фамилия, имя и отчество, а над этой графой (на свободном поле) делается запись "Депутат. билет СССР №...". В графе "Тариф" делается прочерк. В графе "По документу" пишется - бесплатно. Страховой и комиссионный сбор не берётся. Сетка отрезается полностью".
С 1974 г. для оформления бесплатных авиабилетов депутатов использовались специальные бланки формы К-58:
В 1988 г. в соответствии с внесёнными изменениями в Конституцию СССР был учреждён Съезд народных депутатов СССР - высший орган государственной власти в СССР в 1988—1991 гг. Народные депутаты СССР получили право на бесплатный проезд на всех видах транспорта, кроме такси, на основании постановления ВС СССР "О Временном положении об обеспечении деятельности народных депутатов СССР" от 4 августа 1989 г.
В 1990 г. в соответствии с поправками к Конституции РСФСР был учреждён Съезд народных депутатов РСФСР/РФ - высший орган государственной власти РСФСР/Российской Федерации в 1990—1993 гг. Народные депутаты РСФСР получили право на бесплатный проезд на всех видах транспорта, кроме такси, на основании Постановления Съезда народных депутатов РСФСР "О Временном положении об обеспечении деятельности народных депутатов РСФСР" от 21 июня 1990 г.
Бесплатные авиабилеты народных депутатов СССР/РСФСР оформлялись следующим образом: у бланка отрезалась денежная сетка, в поле "вид билета" вписывалось "беспл.", в поле "код" - "ДП" (депутатский), в поле "разрешение" - "НД СССР/РСФСР" ("НД" - народные депутаты):
Воинские билеты
Как правило, воинские билеты оплачивались
воинскими требованиями на ж/д первозку с доплатой до стоимости авиабилета - см.
рекламу Аэрофлота 1951 г..
Из
"Правил применения тарифов на воздушных линиях Союза ССР" (ППТ-84):
§ 22. Перевозки пассажиров, багажа и грузов оплачиваются наличными деньгами, по безналичному расчету (чеками из лимитированных книжек и платежными поручениями, акцептованными банком), воинскими перевозочными документами Министерства обороны СССР, Министерства внутренних дел СССР, Комитета госбезопасности СССР, выданными на перевозку воздушным, железнодорожным, водным или автомобильным транспортом с доплатой разницы между стоимостью проезда воздушным и наземными видами транспорта.
Билет международных авиалиний на перевозку Вена-Москва-Молотов, оплаченный воинским требованием в 1955 г. (номер требования указан в таблице маршрута в левой части полётного купона). В июле 1945 г. было подписано соглашение о зонах оккупации в Австрии и об управлении Веной. Город был разделён на 4 сектора оккупации: советский, американский, английский и французский. Центр был выделен для совместной четырёхсторонней оккупации. 15 мая 1955 года была принята Декларация независимости Австрии, согласно которой для вывода оккупационных войск устанавливался 90-дневный срок. 19 октября 1955 года территорию суверенной Австрии покинул последний советский военнослужащий.
До начала 1960-х гг. при оформлении билетов для военнослужащих использовались бланки обычной формы с типографской пометкой "Воинский" и маркировкой в виде диагональных полос:
С начала 1960-х гг. авиабилеты для военнослужащих оформлялись уже бланках без типографской маркировки, хотя иногда на них ставились штампы "Воинский", а реже - "По воинскому требованию". В графу "по документу" вписывался номер воинского требования, которым оплачивался билет, в графу "наличными" - сумма доплаты до стоимости авиаперевозки (если поле "наличными" в билете незаполнено, значит воинское требование было оформлено на авиаперевозку). В середине 1960-х гг. для военнослужащих действовали скидки в 30% и 60%, если оплата авиабилета производилась наличными.
1964 г. - билет, оплаченный воинским требованием:
1967 г. - билет со штампом "По воинскому требованию":
1967 г. и 1976 г. - билеты со штампами "Воинский":
1983 г. - иногда в билетах указывалось ведомство, выдавшее воинское требование ("вт МО" - требование Министерства обороны СССР):
1987 г. - билет, оплаченный воинским требованием МВД СССР с доплатой в 44 рубля. На стандартных бланках образца 1980 г. в поле "вид билета" вписывалось "полный", в поле код - "ВС" (воинский):
1988 г. - билет, оплаченный воинским требованием Министерства обороны СССР с доплатой в 15 рублей:
Льготные студенческие билеты
Сезонная скидка на авиабилеты для студентов, курсантов и учащихся впервые стала предоставляться в 1963 г. До 1964-1965 учебного года включительно льготные билеты оформлялись на основании
заявок учебных заведений, а с 1965-1966 учебного года - на основании студенческого билета, ученического билета, книжки учащегося.
С 1963 по 1966 гг. студенческие билеты оформлялись на обычных бланках, иногда на них ставился штамп "Студенческий". На фото - билет на бланке 1962 г., оформленный в январе 1965 г.:
В 1967 г. появились специальные бланки льготных авиабилетов. При оформлении авиабилета в графу "по документу" вписывалось (хотя не всегда) "студенческий билет"/"ученический билет"/"книжка учащегося", в графу "наличными" - стоимость билета со скидкой:
В 1980-е гг. студенческие авиабилеты оформлялись как на льготных, так и на универсальных бланках образца 1980 г.: в поле "вид билета" вписывалось "льготн.", в поле "код" - "УЧ" (ученический), в поле "% льгот" - размер скидки:
Разные бесплатные билеты
Бесплатный билет на спецрейс, оформленный 10 октября 1966 г.: у билета отрезана денежная сетка, в поля "№ рейса" и "тариф" вписано "с/р" (спецрейс). К сожалению, не смог разобрать, что вписано в поле "по документу":
Бесплатный групповой билет на 14 спасателей, оформленный 25 декабря 1988 г. в период ликвидации последствий мощного землетрясения в Ленинакане, подробности -
здесь. У билета отрезана денежная сетка, в поле "вид билета" вписано "бесплатный", в поле "код" - "ГР" (групповой), под именем руководителя группы указано число сопровождаемых спасателей:
9 ноября 1991 г. группа из восьми чеченцев произвела захват и угон самолёта Ту-154, выполнявшего рейс по маршруту Минеральные воды - Екатеринбург. Самолёт приземлился в Анкаре. В Турции террористы сдались местным властям и добились того, чтобы их отправили в Чечню. Самолёт с пассажирами был возвращен в Грозный. На фото - бесплатный билет одного из пассажиров для возвращения из Анкары в Минводы: в поле для указания стоимости билета вписано "no fare" - бесплатно (вверху фото - визитная карточка посольства СССР в Турции):