Билеты международных авиалиний
До 1955 г. на внутренних и международных авиалиниях прменялись бланки билетов единого образца. При зарубежных рейсах на билеты иногда ставился штамп "Перевозка подчиняется действию конвенции от 12 октября 1929 г." (имелась в виду Варшавская конвенция, которая является многосторонним международным соглашением, основным международно-правовым документом, регулирующим международные воздушные перевозки и ответственность воздушного перевозчика; СССР стал участником Конвенции в 1934 г.):
В 1955 г. Аэрофлот начал использовать бланки общемирового стандарта "Пассажирский билет и багажная квитанция", которые признавались всеми участниками IATA и, в отличие от бланковых билетов ГУГВФ, могли использоваться при оформлении билетов на рейсы любой иностранной авиакомпании: двухбуквенный IATA-код перевозчика вписывался в билет напротив соответствующих пунктов маршрута. В межправительственном соглашении о воздушном сообщении оговаривается коммерческое право каждой из сторон на свободную продажу своих билетов в другой стране - если этого права предоставлено не было, авиакомпания вынуждена организовывать продажу своих перевозок в стране, куда открываются ее полеты, через генерального агента, который оформляет эти билеты на своих бланках. Генеральный агент получает комиссионные за все продажи перевозок, произведенные на его территории (общие комиссионные) в размере 2—2,5% от суммы выручки. Если генеральный агент сам продал перевозки, то дополнительно может получить 9% от суммы выручки за продажу перевозок пассажиров.
С началом использования стандартных авиабилетов символика Аэрофлота на них обозначала лишь агента по оформлению билетов, а перевозчиком, выполнявшим рейс, мог быть как сам Аэрофлот, так и любая иностранная авиакомпания, билет на рейс которой он оформил, являясь её генеральным агентом на территории СССР. В 1956 г. Аэрофлот производил в СССР продажу билетов на рейсы
19-ти зарубежных авиакомпаний, с которыми он к тому времени заключил межправительственные соглашения о воздушном сообщении. Оформлять билеты этих перевозчиков на бланках формата ГУГВФ СССР было нельзя, право продавать в СССР билеты на своих бланках авиакомпаниям предоставлено не было, поэтому Аэрофлот и перешёл на стандартные бланки билетов формата IATA. В свою очередь, билеты на рейсы Аэрофлота за рубежом тоже, как правило, оформлялись на бланках его генеральных агентов: например, билет на трансферную перевозку Аэрофлота, оформленный в Восточном Берлине местной авиакомпанией "Интерфлюг":
1955-1975 гг.
В первый год использования стандартных билетов их номер указывался в формате "серия выпуска + 6-значный номер". Если рейс выполнял Аэрофлот, его название вписывалось в билет сокращённо как
"AFL". Заголовок на обложке билета "Для 1-4 перевозчиков" обозначал максимальное количество сегментов перевозки, на которое был рассчитан бланк (рейсы могли выполняться как одним, так и несколькими перевозчиками). На фото - билет на перевозку Аэрофлота, оформленный ВАО "Интурист" 4 ноября 1955 г. Так как один бланк билета был рассчитан максимум на 4 рейса, а вся перевозка состояла из 6 рейсов, она была оформлена на 2-х билетах: 1-ый - на рейсы Москва-Прага, Прага-Париж, Париж-Лондон, Лондон-Париж и 2-ой (на фото) - на рейсы Париж-Прага и Прага-Москва:
Бланк билета представлял из себя книжку, включавшую в себя 4-7 разноцветных купона с полётными данными, на обратную сторону каждого из которых (кроме последнего) был нанесён карбонированный слой, выполнявший функцию копирки для быстрого заполнения нижележащих купонов. После завершения перевозки у пассажира оставалась только обложка билета с пассажирским купоном:
1) купон "для контроля" (AUDIT COUPON) отрывался от билета после заполнения и являлся вспомогательным документом для проверки правильности применения тарифов, а также для контроля при расчётах с иностранными авиакомпаниями, которые перевезли пассажира по билету Аэрофлота
2) купон "для агента" (AGENT COUPON) предназначался для хранения в пункте продажи авиабилета
3-6) "полётные купоны 1-4" (FLIGHT COUPON) отрывались последовательно при регистрации на рейсы перевозки, каждый из них давал право пассажиру на полёт между двумя пунктами маршрута, очерченными на купоне жирной линией
7) купон "для пассажира" (PASSANGER COUPON) оставался у пассажира и служил доказательством заключения договора перевозки
Ниже на фото - неоторванный полётный купон на 2-й рейс перевозки Вена-
Москва-Молотов(Пермь), оформленный 13 августа 1955 г.:
Судя по
надписям на корешках купонов, бланки выпускались на некоей немецкой типографии - на данный момент известно, что Аэрофлот заказывал перевозочные документы у восточногерманской типографии "VEB Etikettendruck Muhlhausen" (см.
ярлык от упаковки багажных бирок), а также у западногерманской типографии "Bartsch International", которая выпускала бланки различных перевозочных документов Аэрофлота по крайней мере с середины 1970-х гг.
К ноябрю 1956 г. Аэрофлот получил свой 3-циферный код-префикс в системе IATA ("555"), который с тех пор добавляется перед номерами всех его документов в формате IATA. Соответственно, с 1956 г. номера на международных авиабилетах печатались уже в следующем формате: код-префикс, за ним - цифра, обозначавшая форму перевозочного документа IATA (цифра от "1" до "4" обозначала: "авиабилет с 1 - 4 полётными купонами"), а далее - 6-значный номер этого документа. Ниже на фото - билет, оформленный 8 ноября 1956 г.:
К 1957 г. Аэрофлот получил свой 2-значный IATA-код перевозчика - "SU", который стал использоваться вместо сокращения "AFL". К началу 1959 г. на обложке международных авиабилетов вместо поршневого Ил-12 стал изображаться турбореактивный Ту-104: по мере выхода на лини новых газотурбинных самолётов устаревшие поршневые самолёты переводились с международных, магистральных, союзного значения авиалиний на линии малой протяжённости. Корешки обложек окрашивались в 4 цвета, исходя из количества полётных купонов внутри бланка. У билетов этого выпуска использовались следующие цвета: красный корешок - один полётный купон, зелёный-два, синий-три, жёлтый-четыре. На фото снизу - билет, оформленный в международном аэропорту Внуково 10 января 1959 г. взамен другого авиабилета (иностранец пожелал сократить маршрут своей поездки:
Билет с сохранившимся полётным купоном на 3-й рейс перевозки Москва-Лондон-
Амстердам-Москва (оформлен 7 апреля 1961 г.):
К 1962 г. название авиакомпании стало указываться на обложке не только кириллицей, но и латиницей, также на обложке впервые приводился адрес авиакомпании, выпустившей билет, - сначала это был адрес Главного управления гражданского воздушного флота (ГУГВФ) СССР. 27 июля 1964 г. ГУГВФ было преобразовано в Министерство гражданской авиации (МГА) СССР и переехало в новое административное здание по адресу Ленинградский проспект, 37. В конце номера билета стала указываться серия выпуска - у всех известных экземпляров билетов этого вида стоит латинская "A" (1-й выпуск). У билетов этого выпуска цвета корешков обложек соответствовали следующему количеству полётных купонов: жёлтый - один, красный - два, зелёный - три, коричневый - четыре. 1-й выпуск включал в себя ограниченную партию удлинённых бланков, на купонах которых таблица для агентства была в 2 раза шире обычной из-за добавления дополнительных строк для указания стоимости каждого сегмента перевозки (20 против 8 ). Но, как показала практика, увеличение количества строк этой таблицы не оправдывало увеличения размера билета: редко когда маршрут перевозки пролегал через 20 городов, поэтому удлинённая разновидность не прижилась:
11 февраля 1964 г. вышел приказ начальника ГУГВФ "Об организации транспортного управления международных воздушных линий ГВФ (ТУМВЛ)": путём объединения аэропорта Шереметьево с международной авиагруппой Московского управления транспортной авиации было образовано самостоятельное хозрасчётное предприятие "ТУМВЛ". К концу 1965 г. Аэрофлот имел соглашения о воздушных сообщениях с 47 государствами, в 40 из которых экипажи ТУМВЛ выполняли регулярные рейсы. Большинство международных рейсов осуществлялось из аэропорта Шереметьево. На обложках международных авиабилетов 2-й половины 1960-х гг. вместо адреса ГУГВФ стал указываться адрес ТУМВЛ. У всех известных экземпляров билетов этого вида в конце номеров стоит латинская "В" (2-й выпуск). Цвет корешка билета для 4-х рейсов стал синим - в остальном цветовая маркировка бланков не изменилась:
В первой половине 1970-х гг. на обложках международных билетов указывался адрес административного здания Министерства гражданской авиации СССР (МГА СССР), являвшегося частью архитектурного комплекса, в который также входила гостиница "Аэрофлот" (близнец здания МГА) и Московский городской аэровокзал:
на фото гостиница - слева, здание МГА - справа, аэровокзал - на переднем плане. Комплекс был введён в строй одновременно с образованием МГА СССР в 1964 г. При указании адреса на обложке был использован 6-значный индекс, который начал использоваться в СССР в 1971 г., отсюда и нижний предел даты выпуска таких бланков. У всех известных экземпляров билетов этого вида в конце номеров стоит латинская "С" (3-й выпуск):