Чартер - договор фрахтования воздушного судна, по которому фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату всю вместимость или часть вместимости одного или нескольких воздушных судов на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров и их багажа, груза, почты или иных целей. Туроператоры организуют чартерные рейсы для доставки своих клиентов к местам отдыха и обратно без пересадок, перевозка может осуществляться по маршруту, по которому у авиакомпании нет регулярных рейсов. Чартерные рейсы не вносятся в общее расписание, билеты на них распространяются через туроператоров.
В рассматриваемый период билеты на чартерные рейсы оформляли как турфирмы, так и сами перевозчики: в первом случае это делалось с использованием специальных бланков для чартерных рейсов, а во втором - с использованием обычных бланков авиабилетов:
Чартерные билеты, оформленные туроператорами. Туроператоры оформляли чартерные билеты на бланках, выпускавшихся авиакомпаниями либо в виде традиционной купонной книжки (см.
билет а/к "Olympic airways"), либо в виде бланкового билета с 2-мя купонами на рейсы "туда" и "обратно" (см.
билет а/к "TAP Air Portugal") - все известные билеты Аэрофлота относятся ко 2-му виду. В отличие от обычных билетов международных авиалиний, на бланках для чартерных рейсов отсутствовали поля для указания класса обслуживания, так как все пассажиры чартерных рейсов обслуживались одинаково.
Билет на чартерный рейс Аэрофлота с наиболее ранней датировкой был оформлен турфирмой "Horizon Holidays Ltd" 7 августа 1973 г. На бланке билета всё ещё присутствует старый логотип 1960-х гг. - на год использования билета пришлось обновление логотипа Аэрофлота в связи с 50-летием Гражданской авиации СССР. Примечательно, что логотип с приставкой "Soviet Airlines" появился в первую очередь на чартерных билетах, и лишь в 1974 г. - на основных билетах международных авиалиний. Под логотипом указывался адрес представительства Аэрофлота в стране выдачи билета - на рассматриваемом бланке указан дом в Лондоне по адресу Риджент-стрит, 292, в котором располагались представительства Аэрофлота и Интуриста (
фото). В отличие от основных билетов международных авиалиний Аэрофлота, бланки для чартерных рейсов не содержали ни слова на русском языке, так как предназначались исключительно для иностранных туристов:
Второй билет был оформлен 28 июня 1979 г. турфирмой "Progressive Tours Ltd". В апреле 1975 г. представительство Аэрофлота переехало в новый офис на Пикадилли (
фото), а прежнее помещение в здании на Риджент-стрит осталось за Интуристом, поэтому на бланке второго чартерного билета указан уже другой адрес. У перевозочного документа слегка изменилось название:
"Пассажирский билет на чартерный/частично чартерный рейс" (частичный чартер - перевозка с бронью блока мест на регулярном рейсе). К концу 1970-х гг. номера чартерных рейсов стали обозначаться 4-значными числами. Номера билетов стали наноситься на бланки печатным способом, да и сами бланки заполнялись уже не от руки, а на принтере - в билеты вписывалось только имя пассажира. Как и в случае с билетами-книжками, в 1979 г. на чартерных билетах была размещена символика московской Олимпиады 1980 г. В правой части рассматриваемого билета - неоторванный купон на обратный рейс:
Третий билет был оформлен турфирмой "Progressive Tours Ltd" 20 июня 1985 г. На фото - купон для пассажира и полётный купон на обратный рейс:
Чартерные билеты, оформленные Аэрофлотом. В случае, если чартерные билеты оформлялись самой авиакомпанией, это делалось с использованием обычных бланков билетов международных авиалиний. Выписывались как групповые, так и индивидуальные билеты. Групповой чартерный авиабилет удостоверял заключение между туроператором и перевозчиком разового договора по перевозке пассажиров и их багажа. Ниже на фото - групповой билет на чартерный рейс Баку-Рим, оформленный для некоей турфирмы в октябре 1980 г. в московском Центральном международном агентстве Аэрофлота. В поле для указания имени пассажира вписан проводник группы и количество сопровождаемых пассажиров (140), в поля для указания стоимости билета -
"CHRT" (charter/ чартер), а в поле для указания формы оплаты - "INV" (invoice/безналичная):
Если туроператор перевозил своих клиентов по групповому билету, то для каждого из них он оформлял авиабилеты на собственных бланках - эти билеты удостоверяли заключение договора перевозки между клиентами и их туроператором, зафрахтовавшим воздушное судно. Например, билет на чартерные рейсы Аэрофлота Лондон-Сочи-Лондон, оформленный на бланке турфирмы "Thomson Holidays" 12 августа 1982 г.:
Договор перевозки также мог заключаться непосредственно между клиентами турфирмы и перевозчиком - в этом случае для каждого пассажира чартерного рейса Аэрофлот оформлял индивидуальный билет. Например, TAT-билет на чартерные рейсы Болонья-Москва-Санкт-Петербург-Болонья, оформленный отделением Аэрофлота в Падуе (Италия) на клиента турфирмы "Clipper International":
Перевозочные документы при групповых перевозках туристов внутрисоюзными рейсами
Из книги
Букин Г.А., Волков М.М. Коммерческая эксплуатация воздушного транспорта: Учебное пособие. Л., ВАУ ГВФ, 1964.:
"В целях повышения рентабельности самолетомоторного парка в период снижения пассажиропотоков (осень, зима и весна) разрешено заключать с городскими экскурсионными бюро, а также предприятиями и учреждениями договоры на групповые перевозки туристов по отдельным незагруженным линиям ГВФ... Выделение специальных самолётов (внерейсовых) разрешается только на 100-местных вариантах Ту-104, Ил-18 и Ан-10 при условии оплаты организациями за все пассажирские кресла в оба конца... перевозка оформляется групповым билетом; расчеты за перевозку производятся за наличный расчет, по безналичному расчету и чеками из лимитированных книжек; перевозка осуществляется на прямых рейсах (без пересадок в пути следования и без остановок)."
При перевозке туристов по групповому билету бюро путешествий выдавало каждому члену группы по два посадочных талона - на рейсы к месту отдыха и в обратном направлении (это своего рода аналог рассмотренных выше
чартерных билетов на бланках иностранных турфирм):