Артефакты советского Аэрофлота (старые билеты, бирки и т.д.)

    Модератор темы: Freddy

    Freddy

    Старожил
    Вещевая книжка Гражданского воздушного флота образца 1947 г. (с Мешка):
    1.jpg

    2.jpg

    3.jpg

    4.jpg

    5.jpg

    6.jpg

    7.jpg

    8.jpg
     

    Freddy

    Старожил
    Заявка на авиабилет (г. Набережные Челны, 1979 г.):
    3638812.jpg


    Талон на заказ авиабилета (г. Ровно):
    163201491020164635.jpg


    Талон сбора за предварительное бронирование места
    Из "Правил применения тарифов на воздушных линиях Союза ССР" (ППТ-84):
    § 63. За каждое предварительно бронированное место на перевозку от аэропорта пересадки или аэропорта обратного следования, указанное в билете пассажира, с отдельных граждан, организаций, учреждений, предприятий (в том числе при групповых перевозках) взимается сбор в размере 50 коп.
    Если по маршруту следования имеется несколько пересадок и производится бронирование мест на полет от этих аэропортов, установленный сбор взимается за каждое забронированное место на полет от каждого аэропорта.
    Сбор за бронирование взимается независимо от формы бронирования (через автоматизированную систему бронирования мест, в счет постоянной брони и брони по запросу на полет от аэропорта пересадки или обратного вылета и т.д.).
    Этот сбор взимается также при продаже билетов на перевозку начальными рейсами от других городов (населенных пунктов).

    Талон на бланке образца 1973 г. - такие талоны применялись как минимум до 1982 г.


    Талон на бланке без указания года выпуска:



    Квитанция за предварительный заказ авиабилета по телефону
    Из "Правил применения тарифов на воздушных линиях Союза ССР" (ППТ-84):
    § 59. За предварительный заказ билета (места) в агентстве (аэропорту) гражданской авиации, в том числе по телефону, при условии получения билета самим пассажиром в агентстве (аэропорту) взимается сбор в размере 50 коп. за каждый заказанный билет в прямом и отдельно в обратном направлении. При заказе группового билета этот сбор взимается с каждого пассажира.
    Под предварительным приемом заказа билетов в этих случаях понимается организация групп приема предварительных заказов непосредственно от населения по телефону или лично. Заказанные билеты доставляются по адресу, указанному пассажиром (за дополнительную плату), или продаются в специальных кассах агентства в согласованный с пассажиром срок.
    На фото, похоже, квитанция 1979 г.:



    Талоны/квитанции комиссионного сбора за оформление авиабилета

    Комиссионным сбором называется плата агенту-посреднику за осуществление коммерческой операции, сделки, обычно исчисляемая в процентах от суммы сделки.

    По правилам 1960-х гг. комиссионный сбор за оформление авиабилета не был фиксированным и взыскивался только при приобретении билетов вне аэропорта:
    § 5. Комиссионный сбор при продаже билетов
    Главным управлением ГВФ установлен единый для всех подразделений ГВФ комиссионный сбор. Размер комиссионного сбора зависит от стоимости билета. При цене билета свыше 10 руб. комиссионный сбор взимается в размере 35 коп.; при цене билета от 3 до 10 руб. – 15 коп.; при цене билета до 3 руб. комиссионный сбор не взыскивается. Взыскание комиссионного сбора производится в случае продажи билета вне аэропорта (в агентствах, на железнодорожных станциях и т.д.). Комиссионный сбор взыскивается с пассажиров, приобретающих билеты за наличный расчет, по безналичному расчету и по воинским требованиям. С работников ГВФ, едущих по служебным билетам, комиссионный сбор не взимается
    По правилам 1980-х гг. комиссионный сбор за оформление авиабилета был фиксированным и взыскивался вне зависимости от места приобретения билета:
    § 51. При продаже билетов на воздушный транспорт независимо от места продажи взимается комиссионный сбор за оформление перевозки с каждого пассажира в размере 50 коп. при цене билета 5 руб. и выше. При цене билета до 5 руб., в том числе льготного (если тариф со скидкой составляет менее 5 руб.), комиссионный сбор не взимается.
    До конца 1950-х гг. оплата комиссионного сбора при покупке авиабилета удостоверялась штампом на бланке билета, в 1959 г. в левом верхнем углу бланка авиабилета появилась графа для указания взысканной суммы комиссионного сбора, а в 1980-е гг. при приобретении билетов через некоторых агентов пассажирам выдавались талоны комиссионного сбора. Так, если авиабилет приобретался в автовокзале, пассажиру выдавался талон Минавтотранса РСФСР:


    Квитанция комиссионного сбора за оформление авиабилета без указания агента:
     

    Freddy

    Старожил
    Ранняя разновидность посадочного талона для 100-местного Ту-104Б:
    163469429841257463.jpg


    У всех известных прежде посадочных талонов для Ту-104Б была упрощённая схема салона в виде таблицы - это более поздний вариант:
    423545345345435.jpg


    Ленинградская локализация посадочного талона:
    155167767015362625.jpg


    Отрывной корешок от ленинградского талона:
    162354832648956979.jpg


    Посадочные талоны для Ту-104, Ту-104А, Ил-14, Ил-18 и Ту-114 см. в обзоре "Посадочные талоны Аэрофлота СССР".
     
    Последнее редактирование:

    Freddy

    Старожил
    Брелок в честь 25-летия сотрудничества Аэрофлота с "Air Total", французской топливо-заправочной компанией:
    120587550.jpg

    Агрегат централизованной заправки Air Total в парижском аэропорту "Орли", 1963 г.:
    243243243.jpg


    Обратная сторона брелока: начало полётов в Париж Ту-104 (1957г.) и Ил-86 (1982 г.):
    120587548.jpg

    120587546.jpg


    Зарубежные брелоки Аэрофлота
     
    Последнее редактирование:

    Freddy

    Старожил
    В продолжение автомобильного поста от cloudy-joe:
    УАЗ-451 "Аэрофлот" (начало 1960-х гг.):
    4234543345.jpg


    На таком РАФ-977 доставляли пассажиров от станции метро "Динамо" на Московскую вертолётную станцию (1960 г.):
    234534534524.jpg


    Škoda 1200 "Аэрофлот" (машина этой же модели показана в посте cloudy-joe):
    234234534534.jpg


    ЕрАЗ-3730 "Аэрофлот":
    423423534543.jpg


    Саратов, трамвай с рекламой "(Приглашаем) в полёт" - это известный лозунг Аэрофлота:
    234345345345.jpg


    Автобус с надписью "Аэрофлот" в Кемерово, 1977 г.:
    42354353454.jpg


    Перронный автобус международного аэропорта Шереметьево с рекламой "Аэрофлотом - в Европу, Азию, Африку, Америку" (начало 1970-х гг.):
    234235345.jpg


    Аэрофлотский РАФ-2203 во Вьетнаме:
    23434534543.jpg

    РАФ - справа в кадре:
    423425345345.jpg


    Аэрофлотский ПАЗ-672 в Гаване:
    423345345345345.jpg


    Лондонский автобус с рекламой Аэрофлота:
    27220633153_41c5836318_c.jpg


    Лондонские автобусы с рекламой Аэрофлота
     
    Последнее редактирование:

    Freddy

    Старожил
    На фото снизу - предположительно, транзитный посадоный талон на международные рейсы, следовавшие через иркутский аэропорт в начале 1970-х гг. (с Мешка). О том, что это посадочный талон, говорит наличие контрольного талона в правой части бланка, а о том, что он транзитный на международные рейсы - указание на маршрутной карте авиалиний, следовавших из Москвы через Иркутск в Монголию, Китай, Северную Корею и Японию. Среди рейсов, обозначенных на маршрутной карте, интересен Москва–Иркутск–Хабаровск–Осака: в 1970 г. хабаровскому аэропорту был присвоен статус международного, из него был выполнен первый чартерный рейс Хабаровск–Осака - на борту находились участники международной выставки "ЭКСПО-70" (источник). В дальнейшем чартерные рейсы из Москвы в Осаку выполнялись во время Олимпиады-80, но так как на обратной стороне бланка размещена эмблема Аэрофлота 1964-1973 гг., данный талон относится к началу 1970-х гг. В центре бланка изображён иркутский аэровокзал 1935 г. постройки (второй аэровокзал был введён в эксплуатацию в 1976 г.):
    163581675531631086.jpg

    163581677971599822.jpg
     

    Freddy

    Старожил
    Летом 1978 г. в г. Сумы (УССР) в 1,7 км. от старого аэропорта был открыт новый, способный принимать воздушные суда вплоть до Ту-134. В новом аэропорту не было аэровокзала - первое время пассажиров предполагалось регистрировать в аэровокзале старого аэропорта, а затем доставлять их автобусами прямо к трапу самолёта. В сумском агентстве воздушных сообщений пассажирам вместе с авиабилетами выдавали такие памятки (с аукциона Violity):
    124575033.jpg


    Авиабилет 1980 г., к которому прилагалась памятка:
    124575032.jpg


    В итоге аэровокзал в новом сумском аэропорту так и не был достроен из-за неблагоприятной экономической обстановки в конце 1980-х гг. (подробнее).



    В июле 1983 г. новый аэропорт "Минск-2" начал принимать регулярные внутрисоюзные рейсы. В течение первых 10 лет работы авиапредприятия пассажиров обслуживали во временном аэровокзале, который представлял собой ангар размерами 48×50 м. и высотой 14 м. - постоянный аэровокзал был открыт полностью лишь в начале 1993 г. (подробнее).
    В 1988 г. прибывшим в "Минск-2" пассажирам выдавали такие анкеты, выпущенные тиражом 120000 экземпляров (найдено в группе Минского аэропорта на Одноклассниках):
    432423432423423.jpg
     
    Последнее редактирование:

    Freddy

    Старожил
    Меню зала ускоренного обслуживания на 29-31 декабря 1981 г., т.е. ему ровно 40 лет. Вполне возможно, что оно из ресторана Московского городского аэровокзала: недавно в теме было выложено меню оттуда с аналогичной обложкой на 27-29 апреля 1982 г.
    432543234234.jpg

    42342543543234.jpg


    Аэровокзальные меню:
    Меню ресторана при Московском городском аэровокзале на 26, 27, 28 апреля 1967 г.
    Меню ресторана при Московском городском аэровокзале на 27-29 апреля 1982 г.
    Меню ресторана при аэропорте Внуково на 11-12 июля 1978 г.
    Меню ресторана при аэропорте Внуково 1981 г.
    Меню ресторана при аэропорте Домодедово на 19 мая 1983 г.
    Обложка меню ресторана при международном аэропорте Шереметьево
    Меню ресторана при аэропорте Пулково на 8 марта 1979 г.
    Меню ресторана при аэропорте Казань на 9-10 сентября 1971 г.
    Меню ресторана при аэропорте Кольцово (г. Свердловск) на 1-2 октября 1968 г.
    Меню ресторана при ростовском аэропорте на 2 октября 1970 г. и на 20 декабря 1974 г.
    Меню ресторана а/п Иркутск на 10-11 августа 1971 г.
    Обложка меню ресторана при киеаском аэропорте Борисполь периода проведения Олимпиады-80
    Две обложки меню ресторана при аэропорте Одесса: 1, 2


    Бортовые меню:
    Меню на японском языке: 1, 2
    Меню с совместных рейсов Аэрофлот - Japan Airlines
    Меню международных рейсов: 1, 2, 3, 4
    Две папки бортового меню ЦУ МВС (80-е г.г.)
     
    Последнее редактирование:

    Freddy

    Старожил
    В отличие от бирок внутренних авиалиний, которые использовались во всех аэропортах СССР, на международных авиалиниях бирки Аэрофлота применялись только в тех зарубежных аэропортах, в которых у него были собственные стойки регистрации ("check-in"). Как правило, оформление багажа на рейсы Аэрофлота за рубежом производилось с использованием бирок местных авиакомпаний, которые действовали в качестве агентов по регистрации пассажиров (Interflug (ГДР), Air France (Франция), LOT (Польша), BEA (Великобритания) и т.д.).

    Одним из известных зарубежных аэропортов, в которых Аэрофлот сам производил регистрацию пассажиров на свои рейсы, был Дели (Индия). Ниже на фото представлена бирка для прямых рейсов Дели-Москва. Она индийской локализации, т.е. бирки такого вида использовались только в Дели - в международных аэропортах СССР в это время применялись бирки другого вида. Судя по логотипу Аэрофлота, эта бирка была выпущена до 1973 г.:
    AVvXsEj5WTQSl8P1tRkf1F4scDUl8lGAvwtVuGJsnpyZkJmWzrR_vgb06n1EMFLZCT30q6yO7ZdR9DWjXF2ssNoSgC2yw6Gpr38f3u0TvKs8x0tBYSqcJlegE2piGeinF_HV-dEc58Kqa1lwF0fOl1qqvCO-WFvPI3K7XDR-9JD26cp2nCPMbOyhiA0XPMtz=s800


    У "Air India" были бирки с таким же оформлением - с отрывными талонами они выглядели так:
    AVvXsEgtoJgl2Ad6Bqwe8rLrdFUrief6zdSWmvlarrBRBPApEpIOAnI4smX802obOlunCQemfRoSib2i0KRIUGkkovOves8ZSuuouyK5e6bjPrODfYUiH-4ORIk7G3GtYmLaSWWr2RYIFEHdHqPLHmkNLCfOyAFk77CCg0GqcXjN-hVxOTIjV-k89Y9Ti9Bb=s373


    А на прямых рейсах из СССР в 1970-е гг. применялись бирки следующего вида (1-е фото - с 1969 по 1972 гг., 2-е фото - лето 1972 г., 3-е фото - конец 1972 г., 4-е фото - начало 1973 г., 5-е фото - с 1973 по 1979 гг.). Такие бирки использовались не только на рейсах Аэрофлота, но и на рейсах иностранных авиакомпаний из СССР (н-р, Air France AF-725 (Москва-Париж), LOT LO-232 (Москва-Варшава), BEA BE-671 (Москва-Лондон), Interflug IF-603 (Москва-Берлин)):


    Ранее в теме была показана ещё одна бирка индийской локализации, только в отличие от показанной выше, она не на прямой рейс, а на трансферную перевозку рейсами "SU-536"/Дели-Москва с пересадкой на "SU-241"/Москва-Лондон. Её датировку можно ограничить 1971-1973 годами: рейс Дели-Москва имел номер "SU-536" с 1971 г., а эмблема Аэрофлота как на бирке применялась до 1973 г.:
    155245652898357056.jpg


    Трансферные бирки, применявшиеся в 1970-е гг. на рейсах из СССР (1-е фото - ~ 1969-1972 гг., 2-е - конец 1972 г., 3-е - 1973-1979 гг.):

    Обзор "Багажные бирки Аэрофлота СССР"
     
    Последнее редактирование:

    Freddy

    Старожил
    Бирка ручной клади международных авиалиний без маркировки "В кабину" (известна в единственном экземпляре). Заголовки полей для заполнения на её обратной стороне не содержат русскоязычного перевода, так что, похоже, эта бирка тоже зарубежной локализации, т.е. она выпускалась и использовалась только только в какой-то определённой зарубежной стране. Судя по логотипу Аэрофлота на обратной стороне бирки, она была выпущена после 1973 г.:
    AVvXsEgFd_SYjOTzhjdK90fbhWrPehz7nAMSWvQokWkpUKWXAc8EptXMogGGb2I8od2qfkq-QXdDj9PePUA2sW-o9-XsSMaJyAisMgAh8wYZpmeg5aaZmYC2_p9MZFu4qlwMjod9fZmEYWK2q6-RR92AO2oS1Yip7UqMW1bc8p6dhE72ZlMRgL-IOM10-19o=s800


    Основная бирка "В кабину", применявшаяся на международных рейсах из СССР как минимум с 1975 г. по начало 1990-х гг. (известна во множестве экземпляров). В 1990-е гг. на базе бирки этого вида была создана бирка "В кабину" авиакомпании "Аэрофлот - Russian International Airlines", правопреемника ЦУМВС (см. фото):
    0_89969_39683087_orig.jpeg


    Далее - показанная ранее бирка "В кабину" с указанием класса обслуживания (известна в единственном экземпляре). По-видимому, такой вид бирок предшествовал биркам как на предыдущем фото и использовался недолгое время ~ в 1972-1973 гг. Также возможно, что эта бирка зарубежной локализации:
    AVvXsEhnnvyUL0DTg24U09F7qT25xUbTaTA4BTcF_oHWFqj87fsKcPQMDWP2O-jCJ1LisohY3rDM9UodSE8mfJfRjuJFal6Eucghl42hUWjPfZv21RpQL71RYVsTgY-M3adNIqIBFs3FJHq-Pl-05JWyYSY7kDbUomIz87JfvRI9CRDnz7GvNRkx8LIPVrZj=s800


    Похожие бирки "В кабину" были у британской а/к "BOAC": бирка эконом-класса "BOAC" начала 1970-х гг. - возможно, примерно так выглядели и бирки Аэрофлота туристического класса:


    Бирки "BOAC" эконом-класса конца 1960-х гг. (слева) и первого класса начала 1970-х гг. (справа):
    nrk25623-img600x450-1465018950fjeoqe9772.jpg
    nrk25623-img600x450-1465018950ydzy8z9772.jpg


    Обзор "Специализированные бирки Аэрофлота СССР"