По состоянию на 1977 г.:
Безрук Н.А. Договор воздушной перевозки. Лекции для студентов ВЮЗИ. - М. 1977. - 37 с. (
http://www.aerohelp.ru/law/info/69 )
Правовое регулирование отношений по перевозке пассажиров воздушным транспортом отнесено ст.3 "Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик" [3] к компетенции общесоюзного законодательства. В "Основах" выделена специальная глава 9 «Перевозка». Аналогичные главы имеются и в гражданских кодексах союзных республик. Перевозка пассажира воздушным транспортом нормируется также специальными актами, к их числу относится
"Воздушный кодекс Союза ССР", утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1961г.[4].
«Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов по воздушным линиям Союза ССР» введены в действие с 1 января 1972г.[5].
............................
В §55 ст.9 гл.II Правил перевозки определен порядок проезда детей в возрасте до 12 лет. Дети в возрасте до 12 лет совершают проезд в сопровождении взрослых. Они перевозятся на основании договора, заключенного взрослым пассажиром. Поскольку в "Правилах перевозки" отсутствует норма, запрещающая самостоятельный проезд лицам, достигшим 12 лет, то некоторые ученые высказались за предоставление права самостоятельного заключения договора воздушной перевозки пассажира лицам 12 лет и старше. Такой вывод делают М.А. Тарасов и Н.И. Гончаров.
По мнению Н.И. Гончарова, в правовой норме содержится прямо выраженное согласие заключить договор перевозки непосредственно с несовершеннолетним без согласия законных представителей[22]. Несостоятельность правового обоснования высказанных в основном правильных соображений очевидна. Дело в том, что Правила перевозки вовсе не регулируют возможность самостоятельного заключения договора. Правила перевозки предоставляют возможность лицам старше 12 лет самостоятельно осуществлять права, возникшие из договора перевозки.
Ни в одном нормативном акте, регулирующем договор воздушной перевозки, не оговорено самостоятельное участие двенадцатилетних в заключении договора.
Е.А. Пассе также признает за этой категорией лиц самостоятельное право на заключение договора перевозки пассажира, обосновывая сделанный вывод общими нормами гражданского права, допускающими заключение в быту мелких сделок с несовершеннолетними без разрешения на это родителей, усыновителей, опекунов и попечителей[23].
Г.А. Букин и М.М. Волков[24] также считают лиц в возрасте 12 лет самостоятельными участниками договора воздушной перевозки.
Сделанный ими вывод основан на установившейся практике продажи авиабилетов в любом направлении по указанному маршруту при условии предъявления документа, удостоверяющего личность и возраст. Таким документом может быть свидетельство о рождении. Так, в частности, Г.А. Букин и М.М. Волков пишут: «Пассажирские билеты выдаются гражданам, достигшим двенадцати лет».
По смыслу ст.13 ГК РСФСР такие сделки не являются мелкими бытовыми ни по сумме, ни по последствиям. Следовательно, сложившаяся практика не основана на законе. Она лишь в известной мере восполняет имеющийся пробел в законодательстве.
В литературе правильно отмечается, что положение о мелких бытовых сделках должно применяться к более широкому кругу отношений, чем бытовые связи[25]. Очевидно, к такого рода отношениям и надо отнести договор воздушной перевозки пассажира, дополнив действующие правила перевозки специальной статьей, с указанием возраста лиц, имеющих право заключить договор, маршрута и предельной стоимости билета. Лица в возрасте с 15 до 18 лет вправе заключать данный договор в порядке самостоятельного распоряжения своим заработком.
Что касается недееспособного лица, признанного таковым в установленном законом порядке, то оно не может самостоятельно от своего имени участвовать в заключении договора воздушной перевозки, так как эти лица не могут своими действиями обеспечивать реализацию прав и обязанностей.