Архивные фото

Интересно, какого цвета полоса на фюзеляже. Голубая или оранжевая?
 
Реклама
ИМХО голубая - оттенок серого на звезде - отличается от оттенка на полосе. Оранжевого цвета в те года в авиации еще не применяли, в полярной авиации был красный - оранжевый пошел в конце 60-х
 
ИМХО голубая - оттенок серого на звезде - отличается от оттенка на полосе. Оранжевого цвета в те года в авиации еще не применяли, в полярной авиации был красный - оранжевый пошел в конце 60-х

Ничего подобного! Оранжевый был выбран специально для применения на эксплуатируемых в Арктике самолётах ещё в самом конце 30-х путём отдельного исследования, результаты которого можно найти в Сети.
Известный полярный штурман Валентин Аккуратов, в том числе, в своих воспоминаниях говорит об оранжевом цвете, в который был окрашен его АНТ-6.
А вот насчёт синего, которым его (и некоторые другие, например, СБ) всегда докрашивают на рисунках, я пока никаких подтверждений не нашёл.
Иногда начинаю думать, не красный ли он был (а некоторые АНТ-6 и содержали красные элементы, это как-то устанавливали уже на Полярной Почте).
В этом случае также хорошо помогают картины и рисунки художников-очевидцев. Я так восстанавливал окраску Ш-2 со спасения челюскинцев, в составе экспедиции был настоящий профессиональный художник. Вот найти бы такого с "Авиаарктикой"!
 
Алексей Коваль, крайне интересный вопрос - для узкой группы любителей.... Думаю, что я знаю почему Аккуратов писал про оранжевый цвет АНТ-6 :) Красили тогда самолеты краской ХВ. Нестойкая к выгоранию - первичный колер и года не "простоит" без изменения оттенка. Красная ХВ нанесенная на самолет полярной авиации вскорости уже становилось желтоватой, ну или оранжеватой - если угодно. Представить, что кто-то в СССР 30-х выпускал "оранжевую" краску специально для полярной авиации - извините, не могу, если только получение оранжевого смешиванием - как тогда было принято. Исследования "правильного" цвета для Арктики конечно могли быть, и рекомендации наверняка давались, что оранжевый лучше - на свету он и правда чуть заметнее. Но тогда почему в сети полно фото полярных Ли-2, Ил-14 и даже Ил-18 и прочих Ан-12 - КРАСНОГО цвета? А оранжевых - практически нету? Вот Ми-8 оранжевых полно - тут не поспоришь. Да и на картинах художников-современников арктических экспедиций 30-х - та же Ш-2 - красная. И откуда бралась красная краска - всем понятно. И звезды ею красить, да и "красные революционные шаровары..." :) Ну и вы конечно знаете, что свидетельства очевидца не всегда отражают суровую реальность - примеров масса.
Синие же цвета на самолетах - я думаю, что до войны и во время войны это и правда под большим вопросом - цветных фото почти нет, да и на немногочисленных картинах с самолетами синего не видать. Но вдруг после войны синий появляется на окантовках рядов окон Аэрофлотовских машин - повсеместно. Вот только вопрос - откуда такая традиция "вылезла"?
 
Красили тогда самолеты краской ХВ.
А можно уточнить? "Тогда" - это когда?

Синие же цвета на самолетах - я думаю, что до войны и во время войны это и правда под большим вопросом - цветных фото почти нет, да и на немногочисленных картинах с самолетами синего не видать.

Нормы расхода ЛКМ при ремонте ПС-9 на 1941 год:

Безымянный.jpg
 
Последнее редактирование:
passer, "тогда" - это до войны. И признаю, что поторопился, сославшись на ХВ, массово запущенную в производство только к концу войны. До войны "наше все" это нитрокраски, маслянные и глифталевые. Цветовая стойкость этих красок при воздействии ультрафиолета, еще ниже чем у ХВ - это я проверял и личным опытом. Все же мы покрасили не один и не два По-2, некоторые их которых и по сей день летают - правда последнее время почти все перекрашены, полиуретановыми красками - которые намного устойчивее ко всему. Свое субьективное мнение я основываю на трудах исследователя окрасок советской авиации Васи Вахламова, увы ныне покойного - моего соредактора в журнале "Ас". Он в своих трудах разбирал все довольно подробно. И все его статьи-монографии есть в сети. Каких только красок и окрасок Василий не упоминает - но оранжевых красок и окрасок у него НЕТ. Мы с ним в 90-е много общались на все эти темы - тогда еще было много "думающих" моделистов и мало архивной информации. Вася очень много поисков проводил в архивах и много обнаружил малоизвестного. Сейчас скорее стало наоборот :) Мое мнение остается неизменным, пока я не увижу реальных доказательств противного - самолеты полярной авиации до конца 40-х были скорее красными, чем оранжевыми.
 
Инженер-109, При всем уважении к памяти Василия Вахламова в его работах ни ни слова о линейке красок
СБ, применявшейся в ГВФ, как до сих пор не известна вся номенклатура этих ЛКМ. Вы до сего момента и в синий
цвет не верили, хотя как можно видеть из прикрепления к моему посту он вполне себе применялся. Насчет "ХВ",
ну а точнее ХВ-16, то такая аббревиатура появилась ЕМНИП только в начале 50-х годов, до того эти краски имели
другие названия и в войну не применялись, не было их! Единственное исключение - эмаль ДД-118Б.
 
passer, я не стремлюсь к абсолютной точности - Василий тоже всегда сетовал, что полной картины нет. Я про другое.... ЛКМ периода ВОВ и предвоенного - нестойки к выгоранию. ХВ я привел как пример - ХВ здесь я упомянул не как "марку" краски, а как "тип". Так же как глифталевые сейчас именуются ГФ - а раньше маркировались например как А-17.... и т.п. Это не существенно. Мое высказывание касалось предположения, что полярные самолеты окрашивались в 30-40-50-е скорее в красный - но никак не в оранжевый, который массово ИМХО появился позже. Ще-2 же на фото - это самолеты 2-го Васьковского авиаотряда в Архангельске. В 90-е бывал там с ихним бывшим командиром - Кожиным, много пили и беседовали в бывшем "красном" уголке, где у них был стенд с фото самолетов Ще-2 на службе в отряде. Там и услышал реплику, что голубые полосы на Ще-2 были - мне этот самолет был всегда интересен. Вот собс-но и все мои данные по "синим" полосам на Ще-2 - точных доказательств нет
 
Последнее редактирование:
Уважаемые коллеги, passer, Инженер-109, большое спасибо за ценные мнения в этом вопросе. Он реально важен для истории отечественной авиации.

Насчёт синей краски я не сомневаюсь, что её использовали (за документ совершенно отдельное спасибо! побольше бы таких найти!), но вот применительно именно к полярным машинам сомнения про синий остаются.

Оранжевый цвет был, и вот почему (кроме рекомендации об его использовании, которую что-то сходу не найду, но она есть): 1) например, был найдены два или три Г-1 в своё время, там сохранилась оригинальная краска, по ней восстанавливали, и в Ульяновске он был и остаётся окрашен в оранжевый именно поэтому, есть и цветные фото (см., фото взял с Полярной почты, Полярная Почта • Просмотр темы - Н-317 (Г-1) и Полярная Почта • Просмотр темы - Н-227 (Ант-4 / Г-1), но они изначально где-то ещё были опубликованы, там, емнип, не первоисточник), краска там очевидно оранжевая, 2) также выгорающий красный оранжевым не становится, это тоже вполне известно.

Также известно, что пытаться восстановить цвет по ч/б фото нереально, но! синий не может быть светлым совершенно точно, выгоревший красный становится сильно светлее, вообще ближе к белому, а чистый жёлтый выглядит темнее, чем в цвете. Это подтверждённые многими фото факты.

Исходя из перечисленного стоит заново оценить и Ще-2, и "Авиаарктику" АНТ-6, и СБ Мазурука. Да и FW-200, кстати. Позже приведу примеры по этим машинам, а также выгоранию красного.

350_aio-4.jpg
Н317 Г1 (59).jpg
В ОК у Цепилова.jpg
 
Последнее редактирование:
Реклама
passer, я не стремлюсь к абсолютной точности - Василий тоже всегда сетовал, что полной картины нет. Я про другое.... ЛКМ периода ВОВ и предвоенного - нестойки к выгоранию. ХВ я привел как пример - ХВ здесь я упомянул не как "марку" краски, а как "тип". Так же как глифталевые сейчас именуются ГФ - а раньше маркировались например как А-17.... и т.п. Это не существенно. Мое высказывание касалось предположения, что полярные самолеты окрашивались в 30-40-50-е скорее в красный - но никак не в оранжевый, который массово ИМХО появился позже. Ще-2 же на фото - это самолеты 2-го Васьковского авиаотряда в Архангельске. В 90-е бывал там с ихним бывшим командироv - Кожиным, много пили и беседовали в бывшем "красном" уголке, где у них был стенд с фото самолетов Ще-2 на службе в отряде. Там и услышал реплику, что голубые полосы на Ще-2 были - мне этот самолет был всегда интересен. Вот собс-но и все мои данные по "синим" полосам на Ще-2 - точных доказательств нет

Так они со звёздами, что ли, были в Васьково? Я изначально вопрошал про фото со звёздами и полосой от носа на фюзеляж, опубликованное здесь выше.
Известные по фото "рыбные" с регами на -Х были точно без полос.
Не пересняли фото со стенда? Пожалуй, можно Музей авиации севера запросить, да и на Васьково есть выход некоторый... может, сохранился стенд у них.
 
Последнее редактирование:
Я изначально вопрошал про фото со звёздами и полосой от носа на фюзеляж, опубликованное здесь выше.
Судя по имеющейся в сети информации, это опытный Ще-2ТМ, созданный на базе машины № 422047, который так и остался опытным. Машина построена в 1945 году и проходила испытания в ГК НИИ ВВС в 1946 году. Если учесть, что после войны авиапром переводили на мирные рельсы, то, думаю, не исключена попытка предложить данный самолёт и для гражданской авиации. Поэтому предполагаю, что полоса скорее голубая.
 
Судя по имеющейся в сети информации, это опытный Ще-2ТМ, созданный на базе машины № 422047, который так и остался опытным. Машина построена в 1945 году и проходила испытания в ГК НИИ ВВС в 1946 году. Если учесть, что после войны авиапром переводили на мирные рельсы, то, думаю, не исключена попытка предложить данный самолёт и для гражданской авиации. Поэтому предполагаю, что полоса скорее голубая.
Номер точно № 422047? Других вариантов нет?
 
Да, похоже первая цифра не 4 а все же 1. Завтра пересканирую "погромче" и посмотрим.
 
В книге В.Б. Шаврова "История конструкций самолётов в СССР 1938-1950 гг." указывается, что была модификация Ще-2 "с дизелями GMC, взятыми с американского танка (1945 г.)". Судя по всему, на прилагаемых фото как раз запечатлён стенд с крылом Ще-2 для отработка силовой установки именно с этими двигателями и винтом изменяемого шага.
Ще-2_мотор_1.jpg
Ще-2_мотор_2.jpg
 
IMG_20220220_101909_597.jpg


Подробностей о кадре пока нет, но утверждается, что это загрузка голубей для связи с землёй.) Я всё-таки думаю, что это "аварийная" связь, после вынужденной посадки.
 
Реклама
Назад