Добавил в базу ещё один интересный самолёт и написал о нём заметку.
_____________________________________________________________
Louis Paulhan в 1905 - 1908 годах находился на военной службе. Затем конструировал самолёты на фирме Astra, а в 1910 г. построил первый свой самолёт, который назвал просто "машиной для полёта" (màchine a voler).
В этом же 1910 году Полан стал первым в мире по сумме полученных призов на авиационных соревнованиях - 14000 фунтов стерлингов. На втором - четвёртом местах оказались Latham с суммарным выигрышем 11540 GBP, Morane, 11530 GBP и Grahame-White, 10280 GBP.
Как и большинство аппаратов 1910 г., это был биплан с передним рулём высоты, но в нём имелось много необычных элементов.
ОПИСАНИЕ
Цельнодеревянный биплан с ПГО.
Лонжероны крыльев ферменные, внешние, как на гидросамолёте Фабра, с которым Полан работал в 1908 г. Понятно, что это сильно увеличивало сопротивление и уменьшало аэродинамическое качество, и уже в своём втором самолёте Полан применил лонжероны по типу фармановских.
Фюзеляж, фактически, состоит из двух балок. Сзади цельноповоротный руль поворота и стабилизатор, впереди - цельноповоротный руль высоты. Угол установки стабилизатора можно было регулировать на земле.
Платформа с сиденьем пилота, органами управления и мотором подвешивается на стальных тросах, протянутых между крыльями и растяжками к балкам. По идее конструктора это упрощало регулировку самолёта и обеспечивало демпфирование вибраций мотора.
Самой интересной особенностью было управление по крену. Центроплан обоих крыльев был неподвижен, а вот консоли могли независимо изменять угол установки и работали гипертрофированными "концевыми элеронами". Управление поворотом консолей - поворотом штурвала вправо и влево (остальное управление стандартное: движения вперёд и назад отклоняли руль высоты, педали - руль поворота).
Шасси с хвостовым костылём, на каждой основной стойке по два колеса и противокапотажная лыжа. Лыжи спереди соединялись с балками фюзеляжа, образуя вместе с ними и стойками шасси замкнутые несущие контуры.
СУДЬБА
Opdycke указывает, что самолёт был построен в феврале 1911 г., но согласно Flight аппарат был готов уже в октябре 1910 г., успешные испытания в воздухе провёл сам конструктор в начале ноября, сразу после этого, в середине месяца, самолёт выставлялся на Парижском авиасалоне.
Уже в ноябре 1910 сиденье пилота прикрыли гондолой из алюминиевых листов. Это одно из первых применений алюминия в самолётостроении, хотя Avro triplan IV был построен чуть раньше.
В январе 1911 г. Полан продал свой биплан армии Великобритании, принял его капитан Fulton. В программу испытаний, прошедших до приёмки, входили двухчасовой полёт с пассажиром (не ясно, где он размещался), полёт с 200 кг груза, планирующий спуск с остановленным мотором и посадка с высоты 200 м, полёты при ветре 11 м/с - весьма жёсткие требования. Самолёт успешно их выдержал.
В марте 1911 г. армия Великобритании в Farnborough начала сравнительные испытания пяти аппаратов: Wright, Farman, Paulhan, Bleriot и de Havilland. Испытания длились долго, и в мае самолёт под управлением Фултона был брошен порывом ветра на землю при посадке и задел землю крылом. Машина была серьёзно повреждена, пилот не пострадал. Опыт изучения и испытаний самолёта был учтён при проектировании B.E.3.
Сам конструктор уже в марте 1911 г. построил другой, сильно отличающийся от первого, биплан, и поэтому данная конструкция серийно не выпускались ни во Франции, ни в Великобритании.
ИСТОЧНИКИ
The Paulhan biplane. Flight № 43 1910 г., стр. 858-859
Gasnier R. Les progres de l'aviation en 1910. l'Aerophile, 15 ноября 1910 г., стр. 511
Tests with Paulhan machine. Flight № 45 1910 г., стр. 914
British Army Paulhan biplane. Flight № 3 1911 г., стр. 48
Flying in Aldershot. Flight № 19 1911 г., стр. 392
Opdycke L.E. French aeroplanes before the Great War. Schiffer Publishing, 1999, ISBN 0-7643-0752-5, стр. 200