http://rus.delfi.lv/archive/article.php?id=22883806&categoryID=57861&ndate=1231797600
C 6 января претенденты на строительство нового терминала международного аэропорта Rīga подадут свои проекты. В апреле будет названо имя победителя. Кто бы им ни стал, главная его задача — поиск денег на реализацию масштабных планов.
Дату окончания конкурса назвал министр сообщения Айнар Шлесерс, который, собственно, и стал инициатором идеи. Впрочем, имя победителя должно было быть озвучено еще 4 января, но участники попросили министра перенести дату, учитывая долгие новогодние праздники.
Всего в конкурсе на строительство нового терминала принимает участие пять объединений: турецко-латвийский консорциум TAV Holding и Skonto būve, индийская GMR Infrastructure Limited, немецкая Hochtief AirPort, португало-немецко-латвийский консорциум, в который вошли Siemens Project Ventures, Grupo Soares da Costa, Aureus Kapitāls, и американо-канадо-израильский консорциум AERIX Consortium. По словам министра, интерес к проекту предприятия не потеряли.
По подсчетам Международной транспортной ассоциации, при благоприятном стечении обстоятельств Рижский аэропорт в 2025 году сможет обслуживать около 20 млн. человек. По проекту площадь аэропорта должна вырасти в четыре раза — с нынешних 27 до 137 тысяч кв. метров. При этом деньги на возведение объекта должен выделить частный инвестор, который в будущем станет им управлять, получая прибыль.
Министр выразил уверенность, что непосредственная реализация проекта начнется в этом году.
Вопросы о ходе подготовки проекта и перспективах строительства газета задала главе турецкой группы предприятий TAV Мустафе Сани Сенеру. В предыдущий раз он приезжал в Латвию в начале сентября. В конце декабря бизнесмен вернулся уже совсем в другую страну — в государство, просящее денег у МВФ и находящееся в жесточайшем экономическом кризисе, который в наступившем году зацветет пышным цветом.
"Я согласен, что ситуация очень тяжелая. Но она такая не только в Латвии, но и во всем мире. На авиационном бизнесе кризис также отложил свой след. Если бы не было октября и ноября, то, к примеру, наш аэропорт Ататюрка в Стамбуле закончил бы год с приростом в 5%. Из-за этих двух месяцев мы закончим год с такими же показателями, что и в 2007-м", — рассказал Мустафа Сани Сенер.
Но в целом за авиацию глава холдинга спокоен. "После теракта 11 сентября 2001 года все люди на земле боялись летать. Из-за отсутствия клиентов самолеты либо стояли на приколе, либо летали пустыми. И что? Через пару месяцев пассажиропоток стал прежним, а затем начал стремительно расти", — вспоминает г-н Сенер.
Но сегодняшний кризис вызван не страшным терактом, а крушением прежней финансовой системы, похоронившей под собой десятки банков. В результате оставшиеся на плаву кредитные учреждения практически свели на нет выдачу новых займов, а те, кто рискует одалживать деньги, требуют за это большую комиссию.
Между тем финансирование одного из самых грандиозных проектов транспортной инфраструктуры — нового терминала Рижского аэропорта — зависит именно от заемных денег. Сама стоимость строительства, по предварительным подсчетам, оценивается в 250 млн. евро. Желание участвовать в конкурсе изъявили пять консорциумов, в том числе и группа предприятий TAV, объединившаяся с местным Skonto būve.
Согласно озвученным планам министра сообщения Айнара Шлесерса, победитель должен быть объявлен в конце зимы — начале весны, а сами строительные работы начаться уже этим летом. Так что вопрос о доступности финансовых резервов для претендентов стал сегодня чуть ли не главным условием для получения контракта.
"Получить деньги сегодня действительно трудно. Старая схема финансовых потоков, когда инвестор обращался к банку, больше не работает, — говорит Мустафа Сани Сенер. — Те же банки, у которых есть средства, боятся их отдавать. Но долго сидеть на мешках с золотом они не смогут. В итоге будут придуманы новые схемы получения финансирования. И, по моим прогнозам, уже к концу года процесс начнется".