К сожалению, это естественный процесс. ....
Ровно то же самое в любой сфере нашей жизни - чем она становится удобнее и безопаснее, тем наши знания и умения больше деградируют. Даже профи-специалисты всё больше начинают зависеть от внешних факторов - в частности, учёные полностью зависят от оборудования.
Я давно пишу об этом на форуме в плоскости технического обслуживания самолетов и мне есть с чем сравнить. Если говорить об авионике, то на отечественной "большой" технике, эта область делилась на три специальности: приборы, электро, радио. Специалист каждой специальности достаточно углубленно изучал новый самолет в специальном учебном центре в течение одного месяца, что позволяло достаточно хорошо знать предмет своей работы. Поскольку системы навигационно пилотажного комплекса были очень плотно связаны между собой, многие опытные специалисты изучали смежные специальности и были универсалами, что очень помогало при полетах в отрыве от базы. Главное, что общий принцип поиска и устранения дефектов, строился не на каких то расписанных производителем штампах и рекомендациях, а на глубоких знаниях самой системы, которая порой имела в своем составе достаточно большое количество компонентов. Надо было шарить , как все это работает и выбрать из них один - неисправный. Это и называлось мастерство. Сейчас кардинально изменился подход к этому вопросу. Все три специальности объединены в одну, но при переучивании , весь этот материал , специалистам укладывают в тот же месяц, но объем то уже в три раза увеличился. Понятно , что идут по верхам, да и в некоторых случаях нет смысла копать глубоко , потому что все что раньше состояло из десяти электронных блоков,теперь заключено в одном. Долго думать не надо. Кроме этого , прогресс установил на борту систему технического обслуживания, которая в виде шестизначных цифровых кодов записывает все неисправности произошедшие на борту, а документация производителя четко указывает какие работы и в какой последовательности надо выполнить при по той или иной неисправности. То есть , надо просто четко выполнять рекомендации. Любое отклонение от них может расцениваться ,как нарушение технологии. Но бывают моменты, когда все рекомендации выполнены,а результата нет и самолет не починить, вот тут у не тренированного специалиста наступает ступор, что делать? Это как раз то , о чем Вы пишите. И в свете индонезийского самолета, я не верю, что техники, по записанным в журнале замечаниям , придумывали какую то отсебятину. Скорей всего они четко и по пунктам выполнили то , что рекомендовал завод и после этогопровели все тесты и самое интересное , что они у них прошли. Такая система позволяет руководителю технической службы авиакомпании использовать менее квалифицированный персонал и серьезно экономить на зарплате. Сейчас менеджеры руководят авиацией и менеджеры строят самолеты,все заточено не на здравый смысл, а на прибыль.