Автомобили с ДВС и гибриды: история, настоящее, будущее

Та же история с электричками Мазерати, но ещё более выраженная.

Машины сами по себе гораздо лучше чем китайские, Грекале хоть и использует китайские инвертер-мотор-редукторы и батарею, но по кузову и шасси сделан лучше, по интерфейсу тоже. Грантуризмо вообще отличные, они сильно лучше китайских "аналогов", но их не берут совсем. Традиционные покупатели этой марки, которых заметно меньше чем у Порше, готовые к её ценам, не могут понять сколько будет стоить замена батареи, они знают только что через дилера Мазерати, который на деле дилер Феррари, она будет абсурдно высокой. И, ещё менее чем клиенты Порше они привыкли к ограничениям.

В этих условиях взять гораздо более предсказуемую и не требующую адаптации версию с топливным мотором, естественный выбор. Поэтому, продажи электрических версий Грантуризмо и Грекале абсолютно плачевные, сотни штук в год, причём это дилерские демонстраторы, а не клиентские машины, при изначальных планах в десятки тысяч. Инвестиции в разработку и индустриализацию данных версий Фиату-Стеллантису придётся списать, переложив эти издержки в цены топливных версий. Этот неприятный момент отметили в Феррари, и сдвинули дебют первой своей электрички, если вообще не закроют этот проект, с отменой её выпуска.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Touring, я имел ввиду не нынешнюю убогую линейку кайенов, а первое и второе поколение, которые, по сути, вытащили марку.
 
Журналисты пересказывают истории отделов маркетинга и несут вдобавок отсебятину, так как получают плату за количество знаков, в итоге вы получаете сильно искаженную информацию ,)

Марку вытащили вложения семьи Пихов-Порше, владеющей и частью Фольксвагена, и компанией Порше. Они долго не вкладывали в неё достаточно, поэтому до начала 90-х она оставалась по производственным технологиям мануфактурой, производящей интересные, своеобразные, но технически архаичные конструкции. В то время как японцы интенсивно вкладывали, и поэтому значительно выигрывали по стоимости производства, это позволило им выставлять привлекательные цены и иметь при этом отличную прибыль. Что стало всё сильнее влиять на продажи Порше в США, ведь какой смысл покупать то же самое, но в два раза дороже, пусть и под престижным значком.

В начале 90-х они наконец-то согласились что Порше как автопроизводителю с такой политикой настанет капут, и он вернётся к первой своей исторической роли, конструкторского бюро, что надо перестать выжимать давно окупившиеся по затратам на разработку 911-е "воздушки" с простыми подвесками и кузовами, и начинать вкладывать. В качестве первого шага, произведённые ими вложения к 1994-му позволили фирме выпустить 911-й поколения 993, с задней 5-рычажной подвеской вместо архаичных качающихся диагональных рычагов, и переработать для этого 964-й в целом. Ведь на деле, он недалеко ушёл от первой версии 911-го.

Далее, вложили достаточно денег, чтобы разработать и к 1997-му поставить в производство 996-е семейство 911-х, с жидкостным охлаждением. Для чего были профинансированы наиболее технологичные на то время кузовной и моторный участки, и такая же сборка. Одновременно, они назначили на пост руководителя компании финансиста Ведекинга, чтобы он внедрил наиболее эффективные японские методики организации производства, что неизбежно привело к увольнениям ставшего лишним персонала.

Поскольку при этом появилась возможность унификации линеек, выпустили Бокстер, и, с небольшой задержкой, Кайман, которые по переднему Макферсону и до передней стойки кузова были теми же 996-ми. Их задняя часть, это интерпретация 914-й модели, на новом технологическом уровне. Так как двигатель в колёсной базе мешал поставить заднюю 5-рычажную подвеску 993/996-го, у этих моделей появился более компактный и простой задний Макферсон. Все эти машины можно было выпустить ещё в 80-х, одновременно с японцами, если вкладывать достаточно и вовремя, но, смотри про скупость выше.

Ещё, среди менеджмента Порше давно ходила идея выпуска машины менее шумной и более вместительной, чем заднемоторные 911-е, с двигателем с лучшим доступом, и более простой в обслуживании. Но, они не понимали как её позиционировать, ведь отказ от оппозита в заднем свесе и переход на V-моторы переднего расположения, которые давали всё это, оставлял их без уникальных особенностей, которые были основой продаж.

В конце 70-х они сделали первую попытку, выпустив 928-е купе переднемоторной компоновки с V8, переднерасположенным сцеплением, коробкой передач отнесённой к задней оси, и двухрычажными подвесками.

1979-Porsche-928-Broch-22.jpg

1979-Porsche-928-Broch-23.jpg


Однако, его производство в силу скажем так мануфактурного способа изготовления было дорогим, в отличие от японцев с их предельно рационализированными 300Z, и прочими Супрами и 3000GT, той же компоновки, c моторами V6, что приводило к гораздо более высоким ценам у Порше. Высокие цены уменьшили охват, в итоге Порше произвела всего 61 тысячу за 18 лет, по 3 с небольшим в год. К тому же эта модель была явно ориентирована на рынок США, поэтому в Европе её почти не покупали.

Фирме нужны были инвестиции в разработку и постановку в производство более просторной и технологичной замены, но Порше-Пихи не давали на это денег, так как не хотели повторять негативный опыт 928-го, поэтому, настаивали на финансировании всего этого из прибыли от основной деятельности. Типичная для отрасли ситуация, чтобы машина хорошо продавалась, нужно чтобы она была хорошо, поэтому дорого проработана, при этом, необходимо чтобы она была произведена предельно рационально, и высоким тиражом, что позволит предложить на неё приятные цены, получив прибыль, а эти цены и дадут нужный для достижения запланированной экономии масштаба тираж.

Основная загвоздка, для этого нужно вложить много денег, как в разработку, так и в заказ у поставщиков компонент, а также в производственное оборудование. Это всегда риск, так как экономическая ситуация может неожиданно измениться (очередная рецессия, топливный кризис), продажи и тираж за весь срок выпуска могут стать ниже ожидавшихся, и произведённые вложения, через розничные цены установленные исходя из рыночной конкуренции и расчёта на гораздо больший тираж, не возвратиться.

Традиционная стратегия снижения вложений, и снижения риска, это техническое упрощение и экономия на том что непосредственно не видит клиент, была реализована японцами. Однако, для Порше она не подходила, так как они всегда оправдывали значительно более высокие цены своих машин большей проработанностью.

Разработка этой новой линейки ими велась, но, с минимальными затратами, и без подготовки к индустриализации, поскольку это и требует основных вложений. Ниже снимки этапа поискового проектирования, на них представлены макеты четырёхдверной переднемоторной машины c V8 проекта 989, это 1991-й год.

1991-Porsche-989.jpg

1991-Porsche-989-2.jpg


В том же 91-м был реализован и более реалистичный макет, т. н. see through, но в 92-м данный проект был остановлен.

Porsche-989-Prototyp-01.jpg

Porsche-989-Prototyp-02.jpg


Машина переднемоторной компоновки с V8, названная Панамерой, технически сложная и хорошо проработанная, была выпущена на рынок в конце 2000-х, когда продажи остальных моделей Порше обеспечили необходимое финансирование, и когда появилась возможность использовать массированные вложения в платформы и компоненты концерна Фольксваген. Что и дало им нужную экономию масштаба, недостижимую в одиночку.

Кайенн это проект Ведекинга по продаже машины Фольксвагена под маркой Порше, он осознал что американские клиенты вдобавок к не очень практичному 911-му не отказались бы купить бытовой машиной вместительный высокий хэтчбек со значком Порше, в традиции этой фирмы хорошо проработанный, но, им никто его пока не предложил, и они вынуждены были брать конвертированные пикапы от GM со значком Кадиллака. Выпуск такой машины сулил отличную возможность заработка.

Однако, возникала проблема величины инвестиций и связанного с этим риска, описанная выше, она была решена за счёт непосредственного вовлечения в данный проект Фольксвагена, через выпуск тем собственной версии, для разделения вложений. Ведекинг сумел убедить Порше-Пихов рискнуть и потратиться на всё это, и выиграл.
 
Последнее редактирование:
Touring, 911х за все время существования выпущено около млн шт, только кайенов емнип около 1.5 млн, маканов больше 1.1 млн. По панамерам цифр нет, предположу, что пару сотен тысяч
 
Так да, но это не отменяет того что на 911-х построен отдельный выгодный бизнес который мог бы существовать и сам по себе, очень рентабельно, да и существует фактически, финансируя обновление целого выводка их модификаций, и побочно обновление 718-й линейки, но его дополняет не менее выгодный бизнес на высоких и не очень бытовых хэтчах, посколько люди оказались готовы считать что и это Порше, а там этим воспользовались.
 
Последнее редактирование:
Порше возродили с уровня мануфактуры удачно, чего не сказать про Мазерати.

В начале 90-х менеджмент Фиата первую предпринял попытку, с небольшими вложениями модифицировать техническую базу машин линейки Biturbo эпохи Алехандро Де Томасо, принципиальной разработки конца 70-х.

Biturbo конструктивно повторяли E12 от БМВ, в части её переднего I-Макферсона и задних качающихся диагональных рычагов, стального самонесущего штампованно-сварного кузова, с унификацией силовой структуры под выпуск кузовов двух и четырёхдверный седан без её существенного изменения.

Устройство Biturbo приведено на рисунке ниже.

Maserati Biturbo Cutaway.jpg


Основное отличие от БМВ, битурбомоторы 2.0 V6 для рынка Италии, и 2.5/2.8 V6 для остальных, с алюминиевыми блоками и 90-градусным развалом, разработки и производства Мазерати. Начиная с 1982-го они шли с 3-мя, а с 1989-го, с 4-мя клапанами на цилиндр. Турбокомпрессоры для них поставляла японская IHI, а комплекты систем впрыска, в том числе ЭБУ с цифровым контролем, начиная с 1986-го, итальянская Marelli-Weber.

Mеханические и автоматические коробки шли от немецкой ZF, а задние самоблокирующиеся дифференциалы типа Torsen, начиная с того же 1986-го, поставляла американская Gleason, ровно как и для Ауди. Тормозные системы, немецкая ATE.

Идея Де Томасо заключалась в том, чтобы выпустить под этой прежде очень малосерийной маркой со сложной техникой, поэтому дорогой, машину значительно более простой конструкции, не потратившись сильно на её разработку. Но, с оригинальным и недешевым мотором, в предположении, что этого будет для покупателей достаточно.

Получив за счёт подобного подхода значительно более низкую себестоимость, он хотел снизить её и далее, за счёт гораздо большего чем у типичной итальянской экзотики масштаба выпуска, распределив издержки разработки на гораздо большее чем у неё число копий. Предложив машину под значком Мазерати по цене среднеразмерной Альфы, появлялась возможность значительно увеличить охват, а через него, выпуск.
 
Последнее редактирование:
Поскольку в системную проработку было вложено мало средств, получилась неплохая по устройчивости и динамике, но весьма проблемная машина.

Отказы шли не по двигателю, благо опыт конструкторов Мазерати позволял не делать ошибок, не от коробки или шасси, а от электрической подсистемы и разнообразных соединений, а также от конструктива отделки салона.
 
Последнее редактирование:
За десять лет, с 1982-го по 1992-й выпустили 34,877 машин семейства Biturbo, или же, по 3,500 в год.

Что интересно, в нём были варианты 2-дверного купе с тремя вариантами колёсной базы, основной 2.51 метра, более длинной от седана 2.60, и более короткой от кабрио 2.40, а также, сам 4-дверный седан, и 2-дверный кабриолет. Сделано это разделение по колёсной базе было ради большей живости в реакциях для купе и кабрио, и большего количества места на заднем сидении для седана. В это, как и двигатель, Де Томасо тоже вложился.

Всего продали:

- 21,992 купе с базой 2.51 метра,
- 9,809 седанов с базой 2.60 метра,
- 3,076 кабрио с базой 2.40 метра,
- 469 купе с базой 2.60 метра,
- 221 купе с базой 2.40 метра.

В этом состоит существенное отличие от БМВ E12 и Е28, которые имели единую колёсную базу в 2.63 метра, как для кузова 4-дверный седан, так и для версии купе, выпускавшейся под кодом Е24. Младшая Е30 у БМВ ради экономии и унификации также имела одну колёсную базу 2.57 метра во всех версиях, 2-дверное купе, 4-дверный седан, и 5-дверный универсал, и большая часть её выпуска оснащалась атмосферными рядными моторами 1.6 и 1.8, 4-цилиндровыми, и с 2-клапанными головками.

Что до моторизации Biturbo, большая часть семейства шла с 2.0 V6 с двумя турбинами и 3-клапанными головками, и продалась в родной Италии, что говорит о том что де Томасо оттянул им клиентов вовсе не у БМВ, а у других итальянских марок, а именно, у Альфы.

Конкретно, у её заднеприводных седанов с колёсной базой 2.51, и соплатформенных купе c колёсной базой 2.40, оснащённых атмосферными 2-клапанными 2.5 и 3.0 V6, с их передними двухрычажными подвесками, задним Де Дионом, и заднерасположенной коробкой. А также чуть-чуть у старших седанов с колёсной базой 2.60, оснащённых теми же атмосферными 2-клапанными 2.0 и 2.5 V6, передними двухрычажными подвесками, задним Де Дионом, но уже переднерасположенной коробкой. Даже колёсной цифры базы у Biturbo точь-в точь совпадают с Альфами. Там как видно применяли такое же разделение величины колёсной базы для седанов и купе, из ровно тех же соображений обеспечения большей живости в реакциях для последних.

Остальные версии Biturbo, с моторами 2.5/2.8 с двумя турбинами и 3-клапанными головками, были реализованы в основном на рынке США, обеспеченным, но не самым состоятельными любителями экзотики.

Традиционные же клиенты марки Мазерати, привыкшие покупать машины с 4.7-4.9 V8 и двухрычажными подвесками, получили в 80-х годах большой седан Quattroporte III на технической базе машин Де Томасо, с идущим прямо от автоспортивной версии бытовым 4.9 V8 Мазерати. Продажи этой модели за 10 лет выпуска составили 2,515 машин, по 250 в год, впечатляющая разница тиража с Biturbo.
 
Последнее редактирование:
Подробнее о создании этой линейки.

--------------

Концепция Biturbo зародилась у Де Томасо в середине 1970-х, когда он решил, что самое время начать массовое производство компактного купе марки Maserati, выкупленной им у банкротных управляющих в 1975-м, по доступной для этой марки цене.

Автомобиль, унаследовавший некоторые элементы облика от Quattroporte III образца 1979 года с кузовом от Джуджаро, имел клиновидный стиль, столь типичный для того периода. На самом деле, кузов Biturbo был разработан не Италдизайн, а Пьеранджело Андреани, одним из авторов фиатовского Ritmo, созданного в его центре стиля, и феррариевского Mondial, в Пининфарине соответственно. Андреани в конце 70-х работал уже непосредственно на Де Томасо, с купленными им Moto Guzzi и Benelli.

Для разработки и производства первых прототипов Biturbo Де Томасо обратился к своим многочисленным знакомым в итальянской автомобильной отрасли, контакты с которыми он наладил за двадцать лет в Италии, в основном из Турина. Работая с небольшими, но гибкими и быстрыми специализированными компаниями, были выбраны проверенные другими производителями решения, например независимая передняя подвеска типа Макферсон, со стабилизатором поперечной устойчивости, и задняя подвеска на качающихся диагональных рычагах.

Однако при разработке двигателя решено было оставить оригинальность, совместив её с высокой отдачей. Сначала планировался рядный шестицилиндровый двигатель в атмосферном варианте, затем последовало множество вариаций, основанных на схеме V6.

Решено было оттолкнуться от мотора V6 объёмом 1,999 см3, оснащённого четырьмя верхними распредвалами с цепным приводом, и парой клапанов на цилиндр, того что устанавливался на среднемоторной модели Merak 2000 от Мазерати (который, в свою очередь, был разработан на основе двигателя V6 конструкции Джулио Альфиери для SM от Ситроена).

Новый двигатель, объёмом 1,996 см3, уже с двумя верхними распредвалами, имел ременный привод ГРМ, который по регламенту нужно было менять каждые 40,000 км, или каждые два года. А также, по три клапана на цилиндр, два впускных разного диаметра, для создания вихревого эффекта, ради повышения эффективность сгорания и, следовательно, отдачи, и один выпускной, заметно большего диаметра. Диаметр цилиндра и ход поршня у исходного двигателя Merak, 80x66.3 мм, у Biturbo, уже 82x63.5 мм, то есть, диаметр вырос, а ход уменьшился.

Этот компактный полностью легкосплавный двигатель, с алюминиевыми гильзами цилиндров мокрой установки, и никель-карбид-кремниевым покрытием их внутренних стенок по процессу Nigusil от Moto Guzzi, на предварительных тестах в атмосферном варианте развил мощность около 150 л.с.

Но Де Томасо хотел большего, поэтому его оснастили двумя небольшими турбокомпрессорами производства японской компании Ishikawajima-Harima Heavy Industries Co. (IHI), по одному на каждый ряд цилиндров. Три двухкамерных карбюратора Weber 42 DCNF мотора Merak были заменены одним двухкамерным, также от Weber, модели 42 DCNVH. С ним мощность достигла 180 л.с. при 6,000 оборотах, что позволило машине массой чуть больше 1,000 кг разгоняться с места до 100 км/ч за 6.5 секунды, и развивать максимальную скорость 215 км/ч.

В 1980-м году этот проект начал обретать практическую форму, и под руководством специалистов небольшого центра разработок марки De Tomaso в Модене было изготовлено несколько прототипов. Первые, замаскированные, можно было увидеть на испытаниях на окраине Модены в начале того же года.

Чтобы снизить затраты и предложить на Biturbo конкурентоспособную цену, нужен был темп производства 30-35 автомобилей в день, или от 7,500 до 8,750 автомобилей в год. Это была весьма амбициозная для Мазерати программа, учитывая, что для модели Quattroporte III выпуск не превышал трёх экземпляров в день.

Исторический завод марки в Модене, где всё ещё применялся «мануфактурный» метод производства, был не в состоянии выполнить столь амбициозный производственный план, поэтому производство и окраска кузовов были поручены компании Innocenti, и производились на её заводе в Ламбрате, в Милане. Как и окончательная сборка, с установкой элементов салона, в то время производившихся в Турине. Специально для этого на Innocenti была установлена новая сборочная линия с персоналом в 200 человек.

Завод в Модене должен был производить только двигатели и узлы подвески, по 40 штук в день, которые затем доставлялись в Милан для окончательной сборки. В Модене была также установлена специальная производственная линия, на которой работало около 150 человек, с использованием современных методов сборки. Поставки комплектующих можно было регулировать в зависимости от спроса.

Такие меры были необходимы, поскольку по плану Де Томасо нужно было иметь возможность удвоить производство до 60 автомобилей в день, или 15,000 в год. Теперь остались только «обычные» проблемы, которые возникают при запуске производства, особенно для такого насыщенного новыми решениями автомобиля, как этот.

Biturbo стала поворотным моментом в истории производства Мазерати, поскольку компания попыталась перейти от годового объема производства всего в несколько сотен автомобилей, к нескольким тысячам. Это была попытка предложить компактный автомобиль класса Gran Turismo, соответствующий спортивному имиджу марки, но без ценника суперкара.

Она была официально представлена прессе 14 декабря 1981 года, и всего через несколько недель после этого концессионеры Мазерати в Италии могли похвастаться полным портфелем заказов. Успех во многом был обусловлен доступной для такой техники ценой, и престижем этой марки. Объем двигателя, намеренно не превышающий двух литров, чтобы избежать 38% налога на добавленную стоимость, вместо стандартного, взимаемого в Италии с машин с двигателем рабочим объемом выше, также делал его особенно привлекательным.

Однако, использование некоторых не очень качественных комплектующих и, прежде всего, поспешная и неполная программа доводки первоначально привели к высокому уровню отказов, что в итоге и создало этой линейке плохую репутацию. Распространёнными неисправностями на первом этапе выпуска были заклинивание турбокомпрессоров, обрыв ремней ГРМ, затрудненный запуск двигателя на горячую и многочисленные мелкие неисправности по электрической части. Это, в дополнение к низкому качеству сборки.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Назад