Хочу сегодня про две книжки написать. Об одной хорошо. Вот об этой. При том, что писать вроде бы о фирме немного, но книжка по делу и скажем так - взял автор кусочек истории, долго рыл, написал сколько получилось, снабдил интересными фото и издал. Книжка старая, 95 года. Найти тяжело, но можно зато и недорого, если повезёт. Диапазон от 14 до 60 фунтов.
Зато вот этот труд - какое-то просто феерическое говно и пример того, как нельзя книги писать. Имея такой доступ к материалам, как у сего аффтора печатного слова, он выбрал один из интереснейших в российской и советской истории самолёт (ну в смысле написал то он обо всём, книг у него как у дурака махорки, я об этом именно творении).
есть много изданий, посвящённых теме больших и в силу разных обстоятельств не сильно полетавших самолётов. И все они пишутся как-то по-людски. А именно для начала осмысливается причина, по которой самолёт строится, затем по-максимуму собирается по крупицам история создания, стройки, дальше полёты и причины неудач. И вроде бы автор так и поступает. Но от человека, проработавшего в отрасли, ждёшь чего-то большего, чем рассуждений о роли Горького в литературе, пассажей «для молодого поколения я должен рассказать что такое комсомол» и тому подобной банальщины. Но нет, получился какой-то журнал мурзилка, где техническая часть как раз на уровне детского авиамодельного кружка, зато куча политоты типа моего папочку посадили ни за что. Но эта политотамеркнет перед откровениями аффтора о катастрофе МГ. Типа я поговорил с вдовой и Сыном Благина и они дружно сказали, что отец этого сделать не мог. А если не мог - то кто остаётся? Правильно, оказывается кровавый тиран Сталин лично приказал ему крутить петли вокруг МГ. Не смейтесь, на полном серьёзе - и железобетонное доказательство есть - Сталин приказал зарыть Благина рядом с убитыми им людьми. И причина катастрофы описывается автором не как иначе, как преступный приказ. Причём замечательно, что в ситуации, когда самолёт, принадлежащий цаги с экипажем цаги и пассажирами из цаги гибнет по вине испытателя цаги, то приказ на «преступные» (именно так господин Саукке призывает нас трактовать покатушки в 30-х годах) полёты отдал ... руководитель цаги, спросите вы? Нет - отвечает автор! Не он, а кровавая гэбня. А директора цаги вместе с туполевым она конечно же посадила ни за что. Ну то есть я б может тут слюной не брызгал, если б эти откровения сопровождались каким-то ценным текстом. Но нет! Про ПС-124 автор решил написать вообще по сути ничего, кроме того, что он был. И глубокомысленно заявил, что аэрофлоту гиганты был не нужны, потому что пассажиров для них не было и вообще все деньги, собранные на постройку серии Сталин украл. Ну в общем я в шоке, дорогие товарищи. Такие вот у нас историки авиации.
Да, фото в книге отличные, но надеюсь, что там далеко не всё, что можно было найти на фирме. Ибо есть отдельные фотографии со строительства мг, а в те годы обычно фотографировали каждый чих при строительстве экспериментальных судов такого размера, а не только «установку шасси» и комсомольские бригады. Ну как я сказал - тут я просто надеюсь, может конечно и по русской традиции сожгли за ненадобностью давно.