Боинг 737 MAX 9 приземлен после взрыва в полете Alaska Airlines
Доминик Гейтс и
Тейлор Блатчфорд
После серьезного инцидента в пятницу, когда часть фюзеляжа Boeing 737 MAX 9 оторвалась на высоте 16 000 футов на рейсе Alaska Airlines, вылетавшем из Портленда, авиационные власти в субботу распорядились приземлить все аналогичные самолеты, эксплуатируемые авиакомпаниями США.
Разгерметизация последовала после того, как секция фюзеляжа, предназначенная для закрытия дыры, где мог быть установлен аварийный выход, отвалилась от самолета в воздухе.
На снимках, сделанных пассажирами, рама вокруг аккуратного прямоугольного отверстия не повреждена. Судя по всему, заглушка,
крепящаяся к планеру всего четырьмя болтами, оторвалась и упала.
Посмотреть вложение 832788
Это был почти новый MAX 9. Boeing доставил самолетменее 10 недель назад, 31 октября.
В субботу авиакомпания Alaska Airlines сообщила, что за несколько дней до пятничного инцидента, пилоты подали несколько отчетов о сигналах, которые указывали на некоторую потерю давления в салоне самолета.
Джейсон Лай, управляющий технический директор Аляски, сказал, что эти предупреждения о потерях давления были записаны и «
устранены в соответствии с утвержденными процедурами технического обслуживания».
По его словам, в результате этих сообщений
самолету запретили совершать полеты на большие расстояния над водой , но в остальном ему разрешили летать.
Но после пятничного инцидента Директива ФАА по аварийной летной годности, или AD, гласит, что для всех MAX 9 «дальнейший полет запрещен до тех пор, пока самолет не будет проверен и не будут выполнены все необходимые корректирующие действия». Авиационные власти по всему миру, скорее всего, последуют примеру ФАА.
Необходимые проверки, которые займут от четырех до восьми часов на каждый самолет,
затрагивают все MAX 9 с этой дверной заглушкой, около 171 самолета из 218, поставленных Boeing по всему миру.
Аляска и Юнайтед — крупнейшие операторы в США.
Аляска в субботу первоначально заявила, что проверки 18 самолетов MAX уже завершены и этим самолетам разрешено летать. Позже это оказалось слишком поспешным.
ФАА не было удовлетворено тем, что проверки Аляски соответствовали подробным требованиям AD.
Аляска сообщила поздно вечером в субботу, что эти 18 самолетов «также выведены из эксплуатации до тех пор, пока ФАА не подтвердит детали о возможных дополнительных работах по техническому обслуживанию».
«Мы связываемся с ФАА, чтобы определить, какие дальнейшие работы необходимы, если таковые имеются», — сказала Аляска.
Дверной вырез, хотя двери нет
Прямоугольное отверстие шириной почти 2 фута и высотой 4 фута, появившееся в фюзеляже, было расположено в том месте, где Boeing устанавливает заглушку, закрывающую дверной проем, который не используется в качестве двери большинством авиакомпаний и ни одним авиаперевозчиком США.
Только на самолетах бюджетных авиакомпаний, таких как Ryanair, в этом месте установлена аварийная дверь. Поскольку такие авиакомпании втискивают дополнительные места, правила требуют наличия дополнительного аварийного выхода.
Но для эффективности производства это дверное отверстие вырезано на всех MAX 9. В большинстве авиакомпаний он закрывается заглушкой.
Это видно снаружи, но изнутри оно прикрыто боковиной, так что для пассажира оно выглядит как обычное окно, а не дверной проем.
Всего 4 болта, удерживающие заглушку на месте.
Непосредственного объяснения, почему вилка вылетела, нет.
На фотографиях и видео, сделанных пассажирами внутри самолета, видны чистые металлические кронштейны, на которых крепится заглушка, без видимых разрывов, структурных повреждений, деформаций и разрывов металла.
В субботнем интервью независимый консультант авиационной отрасли Боб Манн сказал: «Это заставляет меня задуматься, было ли оно когда-либо закреплено должным образом».
В противном случае, по его словам, повторные повышения и разгерметизации каждый раз при полете самолета могли бы постепенно ослабить его.
Крис Брэйди, опытный пилот, который ведет
сайт «Технический сайт Boeing 737» , в субботу опубликовал
видео , показывающее фотографию дверной заглушки и описывающее, как она установлена. Технические оценки Брейди были процитированы в отчете Палаты представителей США о двух фатальных авариях MAX.
В его видео со ссылкой на руководство по техническому обслуживанию 737 говорится, что дверная заглушка крепится всего четырьмя болтами к арматуре внутри фюзеляжа. The Seattle Times подтвердила источнику в отрасли, что это правда.
«Чтобы этот инцидент произошел, должно было быть что-то не так хотя бы с одним из этих болтов, а возможно, и с несколькими», — заявляет Брейди на видео.
Весь фюзеляж самолета, включая эту заглушенную дверь, собирается в Уичито, штат Канзас, компанией Spirit AeroSystems и прибывает поездом на завод Boeing в Рентоне.
В Рентоне механики и инспекторы по качеству Boeing завершают внутреннюю отделку салона, добавляя проводку, изоляцию и боковые стенки, закрывающие вилку, прежде чем добавлять сиденья, камбуз, туалеты и другие элементы интерьера.
Следователи надеются найти деталь, упавшую где-то к югу от Портленда, и изучат записи производственной сборки и проверок.
Манн сказал, что отсутствие какой-либо деформации вокруг отверстия в фюзеляже создает впечатление, что первоначальная причина может быть «проблемой контроля качества Spirit».
Фюзеляжи MAX, поставленные Spirit в прошлом году, имели множество различных дефектов, в том числе неправильно просверленные отверстия в кормовой гермошпангоуте и фитинги, крепящие вертикальный киль к фюзеляжу, которые не соответствовали спецификации .
Эти серьезные упущения вынудили Boeing отложить поставки MAX. В начале октября генеральный директор Spirit Том Джентиле был уволен и заменен бывшим руководителем Boeing Пэтом Шанаханом.
Предыдущие предупреждающие знаки?
Однако конечную ответственность за самолет несет Boeing. Заглушку следовало проверить в Рентоне до того, как была установлена боковая стенка, закрывающая ее.
А авиакомпания Alaska Airlines также столкнется с вопросами о том, как она справилась с признаками разгерметизации накануне, позволив самолету продолжать полет.
Новости о предупреждениях о разгерметизации впервые были опубликованы поздно вечером в пятницу на
сайте The Air Current .
Лай, управляющий технический директор Аляски, сообщил по электронной почте, что «эти типы описаний систем наддува самолетов типичны для крупных самолетов коммерческой авиации».
«В каждом случае жалоба была полностью оценена и решена в соответствии с утвержденными процедурами технического обслуживания и в полном соответствии со всеми применимыми правилами FAA», — добавил он.
Тем не менее, по его словам, «из соображений предосторожности» у Alaska Airlines существует внутренняя политика, запрещающая самолетам с множественными ремонтами определенных систем летать на большие расстояния над водой, даже если обнаруженные неисправности устранены.
Так было и с этим самолетом. Ему запретили летать на Гавайи, но разрешили лететь в Калифорнию.
«Эта внутренняя политика не требуется никакими правилами ФАУ, но является дополнительной мерой безопасности, выходящей за рамки», — сказал Лай.
Сотрудник порта Сиэтла раздает воду пассажирам, ожидающим в длинных очередях, чтобы перебронировать билеты на рейсы Alaska Airlines в международном аэропорту Сиэтл-Такома в субботу. (Карен Дьюси / The Seattle Times)
В ходе расследования также будет рассмотрена надзорная роль ФАУ.
Когда в конце 2020 года после двух аварий со смертельным исходом MAX вернулся в эксплуатацию , ФАА заявило, что будет проверять и подписывать каждый MAX перед его вводом в эксплуатацию, и делает это с тех пор.
В субботу ФАА не ответило на запрос уточнить, какие именно проверки были проведены на этом самолете.
Этот инцидент нанес удар по компании Boeing, которая начала наращивать производство MAX после того, как оправилась от прошлогодних недостатков в качестве.
Boeing пытается получить сертификаты для ввода в эксплуатацию последних двух моделей MAX, MAX 7 и MAX 10. В прошлом месяце оно запросило у ФАУ освобождение от некоторых правил безопасности для сертификации MAX 7.
В конце декабря Boeing также проинформировал авиакомпании и ФАУ о возможном ослаблении болта в системе управления рулем направления самолетов MAX и потребовал проверки конкретных рулевых тяг, которые контролируют движение руля направления, на предмет возможного ослабления оборудования.
В результате крушения MAX в 2018 и 2019 годах все версии самолета были остановлены по всему миру на 21 месяц.
«Безопасность — наш главный приоритет», — говорится в заявлении Boeing в субботу. «Мы глубоко сожалеем о влиянии, которое это событие оказало на наших клиентов и их пассажиров».
An emergency aboard Alaska Airlines Flight 1282 may have long-lasting implications for 737 MAX maker Boeing, as well as Alaska.
www.seattletimes.com