Руководители Boeing решают проблему качества самолетов и получают удары по репутации
31 января 2024 г.,
Прошлый год закончился для Boeing лучше, чем прогнозировал Уолл-стрит, однако, когда в среду были опубликованы данные о прибылях и убытках, но хороший денежный поток, похоже, теперь не имеет большого значения.
«Мир Boeing изменился 5 января. когда оторвалась дверь Alaska Airlines, и поэтому все, что было до этой даты, теперь имеет меньшее значение», — написал финансовый аналитик Роб Сталлард из компании «Vertical Research» в записке для инвесторов.
Boeing потерял 2,2 миллиарда долларов в 2023 году, пятая потеря за пять неудачных лет, но лучший результат с 2019 года. Несколько недель назад это можно было воспринять как знак того, что в 2024 году Boeing, наконец, снова может вернуться в прибыль. Не сейчас.
Охваченный в начале нового года кризисом и столкнувшийся с новыми финансовыми последствиями из-за взрыва фюзеляжа в этом месяце, генеральный директор Boeing Дэйв Кэлхун в среду утром признал эту реальность и мало говорил о прошлогодних доходах.
«Хотя мы часто используем это время года, чтобы поделиться или обновить наши финансовые и операционные цели, сейчас не время для этого», — написал Кэлхун в обращении ко всем сотрудникам. «Мое внимание по-прежнему сосредоточено на
катастрофе рейса 1282 авиакомпании Alaska Airlines и действиях, которые мы как компания предпринимаем для повышения качества в Boeing».
Кризисный момент
Заглушка, размером с дверь, которая взорвалась в самолете Alaska 737 MAX 9 на высоте 16 000 футов, оставив зияющую дыру, напугавшую пассажиров, подорвала репутацию Boeing и нанесла компании немедленный операционный и финансовый ущерб.
По словам людей, знакомых с работой, дверная заглушка
была открыта, а затем неправильно установлена в сентябре механиками Boeing на линии окончательной сборки в Рентоне.
Четыре болта, препятствующие перемещению дверных заглушек, не были переустановлены, и в течение чуть более двух месяцев эксплуатации вибрации при приземлении и взлете постепенно сместили дверь с упоров, которые удерживали ее на месте под давлением.
В интервью CNBC в среду утром Кэлхун, по сути, признал, что эти важные болты не были вставлены.
«Если болты не на месте, это промах», - сказал он. «И в нем может участвовать один, два, три или четыре игрока».
Федеральное управление гражданской авиации на прошлой неделе
заблокировало Boeing запланированное увеличение объемов производства MAX выше нынешних 38 самолетов в месяц до тех пор, пока оно не убедится, что качество производства Boeing находится под контролем.
И под давлением законодателей в Сенате США компания Boeing на этой неделе
отозвала запрос в ФАА об исключении безопасности для будущей модели MAX 7, что означает, что сертификация и ввод в эксплуатацию как этого варианта,
так и последующего MAX 10 будут существенно задерживается.
Замедление темпов роста производства приведет к сокращению денежного потока Boeing. А еще ему придется компенсировать авиакомпаниям убытки, понесенные во время трехнедельного приземления MAX 9. Аляска заявила, что запросит не менее 150 миллионов долларов.
Однако, поскольку неясно, как долго продлится блокирование наращивания мощностей, санкционированное ФАА, в среду Boeing не смог назвать цифру ожидаемого финансового удара.
Никаких указаний о перспективах не существует.
Boeing решил отложить какие-либо прогнозы по финансовым или операционным показателям за год — прогнозы, которые компания обычно предоставляет в первом отчете о прибылях и убытках за год.
Руководители Boeing не в состоянии осознать все последствия произошедшего. Вместо этого Кэлхун говорил о том, как преодолеть кризис, шаг за шагом, и как он будет предпринимать «демонстрированные действия», а не разговоры, чтобы успокоить общественность, авиакомпании, ФАА и законодателей.
«Мы просто сосредоточимся на каждом следующем самолете, делая все возможное для поддержки наших клиентов, следуя указаниям нашего регулирующего органа и обеспечивая высочайшие стандарты безопасности и качества во всем, что мы делаем», — сказал он сотрудникам. «Мы будем действовать медленно, мы не будем торопить систему и не торопимся, чтобы сделать все правильно».
Кэлхун упомянул о шагах, предпринятых Boeing после инцидента, чтобы попытаться усилить контроль качества на своих заводах и во всей цепочке поставок путем увеличения количества проверок и надзора со стороны собственных сотрудников, регулирующих органов и клиентов авиакомпаний.
«Это усиление контроля — со стороны нас самих, со стороны нашего регулирующего органа или со стороны других — сделает нас лучше», — сказал он сотрудникам.
В эфире CNBC он сказал, что после инцидента на Аляске с рейсом 1282 компания Boeing добавила более 50 контрольных точек — как на своем заводе в Рентоне, так и на своем поставщике Spirit AeroSystems из Уичито, штат Канзас — в процессе установки вырвавшейся дверной заглушки. Всего на заводе окончательной сборки Renton имеется более 100 точек контроля.
«Я абсолютно убежден, что мы полностью взяли эту заглушку под контроль», — сказал Кэлхун, но добавил, что это только первая работа, которую предстоит сделать. Кроме того, Boeing должен наладить контроль качества в своей цепочке поставок.
«Наша главная задача как компании — убедиться, что у нас больше никогда не будет возможности безопасного спасения, извлечь все, что мы можем, из аварии, узнать все, что мы можем, из проверки FAA», — сказал он в эфире CNBC. «Как мы взаимодействуем со всеми нашими поставщиками, это будет темой, над которой мы будем работать довольно долгое время».
Он признал, что продажа в 2005 году компании Boeing Wichita, которая затем стала Spirit, «вероятно, завела» стратегию продажи активов Boeing слишком далеко, но сказал, что ему придется иметь дело с этой реальностью сейчас.
Кэлхун сказал, что это «потребует огромных инвестиций с нашей стороны в плане людей, инженеров и взаимодействия» с поставщиками.
В своем обращении к сотрудникам генеральный директор выразил уверенность в способности компании справиться с этой задачей.
«Я хочу прояснить, что мы по-прежнему уверены в нашем выздоровлении. Я доверяю вам и доверяю Boeing», — сказал Кэлхун сотрудникам. «Перед нами стоит серьезная задача, но я знаю, что эта команда справится с этой задачей».
Что касается результатов прибыли за 2023 год, Boeing потерял $2,2 миллиарда или $3,67 на акцию в прошлом году, что является существенным улучшением по сравнению с убытком в $5,1 миллиарда или $8,30 на акцию в 2022 году.
В четвертом квартале убыток составил $30 млн или 4 цента на акцию по сравнению с убытком в $663 млн или $1,06 на акцию в том же квартале 2022 года.
В подразделении коммерческих самолетов, в дополнение к программе MAX, которая увеличила выпуск до 38 самолетов в месяц, сборочная линия 787 Dreamliner в Норт-Чарльстоне, Южная Каролина, производила до пяти самолетов в месяц.
Подразделение обороны потеряло 1,7 миллиарда долларов в 2023 году, что больше, чем потеря в 3,5 миллиарда долларов в предыдущем году. В четвертом квартале у Boeing было еще одно списание — 139 миллионов долларов по некоторым контрактам на военные разработки с фиксированной ценой.
А в 2023 году Boeing генерировал поток свободных денежных средств в размере $4,4 млрд по сравнению с $2,3 млрд в предыдущем году. Благодаря этим наличным деньгам чистый долг сократился с $40 млрд до $36,3 млрд.
На прошлой неделе генеральный директор United Airlines Скотт Кирби ясно выразил свое недовольство действиями Boeing по поводу остановки парка самолетов MAX 9 и предстоящих задержек поставок заказанных авиакомпанией самолетов MAX 10. После этого United обратилась к Airbus, чтобы узнать, сможет ли она получить ранние места для конкурирующего A321neo, что добавило сомнений относительно того, хватит ли ему всех MAX 10.
На просьбу CNBC прокомментировать переход «Юнайтед» Кэлхун сказал: «Я буду работать изо всех сил, и наша команда будет это делать, чтобы удовлетворить Скотта Кирби».
Несмотря на улучшение финансовой траектории, аналитик Сталлард из компании Upper Research заявил инвесторам, что «непосредственная судьба Boeing, возможно, находится в руках ФАА».
Точно так же Ник Каннингем, аэрокосмический аналитик агентства Agency Partners в Лондоне, сказал инвесторам, что «даже ближайшее будущее во многом зависит от действий других».
«Похоже, что в нынешних обстоятельствах Boeing потерял большую часть своего влияния», — написал Каннингем.
После инцидента с авиакомпанией Alaska Airlines цена акций Boeing упала с 258 долларов в начале года до чуть ниже 200 долларов. На утренних торгах в среду более высокие, чем ожидалось, доходы за четвертый квартал позволили акциям подняться почти до 207 долларов.
Доминик Гейтс:
dgates@seattletimes.com ; Доминик Гейтс — аэрокосмический журналист The Seattle Times, лауреат Пулитцеровской премии.