Как только Rolls-Royce более-менее стабилизировал ситуацию с недостаточной прочностью лопаток в компрессорах двигателей
Trent 1000, устанавливаемых на Boeing 787, агрегаты производства британской компании выдали новый сбой.
На этот раз Европейское агентство авиационной безопасности (
EASA) обратило внимание на ряд случаев произвольных скачков мощности в полёте, причины которых выявить пока не удаётся. Регуляторы указали, что необъяснимое поведение фиксируется на моторах с относительно большим количеством циклов (взлёт/посадка) и часов налёта. Оно, скорее всего, не связано с предыдущими проблемами, при этом весьма опасно, так как может привести даже к отключению обоих двигателей в воздухе.
Под подозрение попали Trent 1000 с 24 000 и более часами налёта и/или 8 000 рабочими циклами.
При этом считается, что двигатели, пролетавшие менее 17 000 часов или выполнившие менее 5 500 циклов, точно в этом плане надёжны.
С 30 января все европейские операторы Boeing 787 с Trent 1000 будут обязаны «распарить» силовые установки, переместив их таким образом, чтобы «подозрительные» не работали на одном самолёте вместе.
История проблем. Часть 1: Турбина
Двигатель Rolls-Royce Trent 1000 в разрезе
Первый скандал связан с лопатками турбины среднего давления (является конструкционной особенностью семейства Trent и не встречается у других производителей) на
Trent 1000 сборки Package C. Коррозия и трещины в них были впервые обнаружены у самолётов All Nippon Airways (NH) в 2016 году, после чего Rolls-Royce начал замену и ремонт двигателей на всех Dreamliner’ах.
Трещины в лопатках вызваны сульфидизацией — химической реакцией, происходящей при высоких температурах между серой в топливе или воздухе и оксидами в лопастях турбины. Несмотря на то, что этот процесс известен относительно давно, и срок службы назначается с его учётом, на данной модели деградация материалов оказалась быстрее ожидаемой, и капитальный ремонт 380 «подозреваемым» двигателям назначили заметно раньше срока.
Кроме этого, Rolls-Royce заменил уплотнительные элементы компрессора, испытывающие повышенное давление из-за повреждений ротора.
Часть 2: Компрессор
Но это ещё не всё.
Позже нашлись и трещины до камеры сгорания — в лопатках компрессора среднего давления. Прошедшим летом это побудило EASA и американского регулятора
FAA выпустить директивы, сокращающие полёты
ETOPS (для двухмоторных самолётов над безориентирной местностью — например, океаном) до 140 минут вместо нормальных 330-ти. Это сделало невозможным использование таких машин на транстихоокеанских маршрутах.
Ограничения коснулись самолётов с двигателями Package C, хотя бы один из которых накопил 300 или более циклов с момента выпуска или последнего капитального ремонта компрессора.
Здесь увязать проблему с грязными азиатами не получилось.
Выяснилось, что растрескивание лопастей первых двух ступеней средней зоны компрессора вызывается запуском вентилятора. Производителя обязали переработать конструкцию узла.
В ноябре 2019 года Rolls-Royce признался, что не может полностью с ней справиться: обещанная модифицированная лопасть «вряд ли будет готова до 2021 года», хотя ранее планировалось внедрить её уже в начале 2020-го.
Пока эксплуатантам предписывается проводить осмотр заметно чаще, чем они рассчитывали на момент приобретения агрегатов.
В свою очередь, производитель увеличивает запасы двигателей на замену и расширяет сеть техобслуживания. Для чего преобразует часть своих исследовательских и производственных объектов в Далевице (земля Бранденбург) и Монреале (провинция Квебек) в сервисные центры для Trent 1000. Следующими на очереди — мощности в лондонском аэропорту Хитроу (LHR) и в Дерби (Восточный Мидленд).
Часть 3: Деньги
За 2019 год Rolls-Royce списал в расходы по ликвидации последствий своих конструкторских ошибок 1,4 млрд фунтов стерлингов (113,56 млрд рублей), что почти вдвое выше потраченных на эту проблему годом ранее 790 млн фунтов. Эти деньги пошли как на ремонтные работы, так и на создание склада новых подменных двигателей и на компенсации убытков авиакомпаний, вызванных простоем флота.
Общие затраты на период с момента возникновения первых сбоев у самолётов All Nippon Airways и до ожидаемого решения вопроса в 2023-м оценены в 2,4 млрд фунтов (194,67 млрд рублей).
Чистый ежегодный убыток программы Trent 1000 с 2017 по 2021 годы оценён в 450… 550 млн фунтов, далее потери должны «значительно сократиться».