Если всё так стремительно происходит, то ведь шансы оказаться в центре грозового облака достаточно высоки? А болтанка плюс молнии, как ни крути, сочетание опасное.
На самом деле, конечно, не так стремительно, как на видео. Там, похоже, ускорение 16-кратное.
То есть 1 секунда на видео соответствует 16 секундам в реале.
Хорошую грозу по локатору и за 200 километров видно. Примерно на этом удалении я начинал задумываться, на удалении 150 получше рассматривать, на удалении около 100 км принимать решение о вариантах обхода, затем согласовывать с диспетчером и начинать обходить сбоку или сверху или пролезать между засветками. До мощнокучевого облака по правилам должна выдерживаться дистанция не менее 10км визуально (или не менее 500м при обходе сверху), не менее 15км по локатору от границы этого облака, выглядящего на локаторе как яркое пятно, именуемое в авиации засветкой. У мощной тучи за засветкой еще и видна темная полоса, по ее характеру можно судить об опасности этой засветки.
Про рентгеновский снимок Вам не нужно рассказывать, здесь примерно так же.
Луч от локатора за мощной тучей не проходит, вот и видна засветка, а за ней темный провал. На современных цветных индикаторах-дисплеях есть 4 градации цвета по уровню отраженного сигнала: зеленый, желтый, красный, пурпурный.
Вот пример на локаторе РОЗ-1 на Ту-134А (кольцевые метки дальности на индикаторе расположены через каждые 10 км):
То есть время-то подумать и принять решение обычно есть, за минуту на Ту-134 пролетаешь 13-14км (как и на А320 и Б737), Ту-154 обычно пролетает 15км.
Получается, на рассмотрение и принятие решения есть несколько минут. Но вот чтобы правильно определить мощность засветок, их тенденцию к росту по мере приближения, выбрать маршрут обхода, чтобы не далеко уходить от своего маршрута и не жечь зря много топлива, тут нужен опыт и внимание.
Из моих личных рекордов по длительности обхода гроз приведу два.
1. Рейс Воркута - Шереметьево. В наборе высоты начали обходить мощный фронт, стоявший поперек трассы на Печору. Повернули курсом на Нарьян-Мар и так и шли в наборе 130км, только потом появилась возможность повернуть на трассу, взяли курс на Печору. Соответственно, пролетели лишних километров 200. Вот такая редкая гроза была в Заполярье.
2. Из Симферополя в Воронеж (далее рейс заканчивался в Сыктывкаре) примерно в час ночи пообходили, дошли до Ростова и чуть дальше. Фронт был растянут по всему побережью от Херсона до Ростова-на-Дону. По расчету было полетное время 55 минут, фактическое после посадки в Воронеже оказалось 1ч50мин. То есть, 55 минут были потрачены из-за обхода гроз, примерно 700 километров.
Однозначно. Всегда слежу, выпустили ли закрылки, а потом шасси перед посадкой
И за обливом тоже: с секундомером слежу, сколько времени проходит от облива до исполнительного.
В этом ничего плохого, я тоже любопытствую, когда летаю пассажиром. Но вот про секундомер, наверное, шутка? Если задержится самолет на рулении и на предварительном старте, то Вы не идете же в кабину требовать, чтобы повернули обратно и снова обливались?