Tanita, наверное, я недостаточно полно ответил на Ваш вопрос, дополню.
Грозовые облака только снаружи кажутся спокойными, хоть и тучными и "стреляющие" молниями и грохочущими. Но внутри мощного грозового облака всё еще хуже. Там бывают очень мощные восходящие и нисходящие потоки воздуха, вертикальная скорость достигает десятки метров в секунду. Вот и представьте, самолет входит в такое облако. За счет уплотнения более влажного воздуха и восходящего потока самолет бросает вверх, возникает положительная перегрузка несколько единиц, люди в самолете вжимаются в кресло, вектор ускорения тянет вниз. Через несколько секунд в том же облаке самолет встречает сильный нисходящий поток, самолет швыряет вниз, возникает отрицательная перегрузка, людей в самолете подбрасывает вверх. И так может быть несколько раз в одном и том же грозовом облаке, пока его пересечешь.
Я не поверю ни одному гражданскому штурману, что у него за много лет не было ни разу неприятностей при обходе грозы. Настоящая сильная гроза частенько доставляет неприятности и добавляет адреналин. Почему я говорю о гражданском штурмане? Да просто потому, что летает чаще, чаще и ночами, когда грозы бывают очень мощные, а ориентироваться приходится в основном по локатору. И еще гражданские самолеты в отличие от военного обычно рассчитаны на меньшие перегрузки. Истребители легко выдерживают перегрузки и 9g, бомбардировщики 5g. А гражданский самолет на таких перегрузках разваливается. Вот и запрещается в ГА входить в Cb (кучеводождевые облака), облака вертикального развития. Еще гроза опасна многими факторами: может сильно побить обтекатель локатора градом, опасно сильное облединение, может молнией выбить часть аппаратуры и даже привести к отказу двигателя. Поэтому в зоне сильной электризации мы всегда отключали приборы, имеющие резервирование - отключали один АРК, одну радиостанцию УКВ...
Насмотрелся я этих гроз и наобходился. На Ту-134А локатор РОЗ-1 очень хороший, но вот ИКО (индикатор кругового обзора) имеется только у штурмана. Есть варианты, когда дополнительно пристраивают еще и у командира, чтобы и он мог видеть. Но у нас в Сыктывкаре из 25 классических самолетов Ту-134А ни на одном такого не было. Вся точная навигация, и ИКО - находится у штурмана. И на Ту-134А именно на штурмана ложится основная работа при обходе гроз. На Ту-154 индикатор локатора расположен перед штурманом, он виден и пилотам. Можно принимать коллегиально решение. Почему тот Питерский Ту-154 пошел на грозу - я не знаю. Скорее всего, дело не в экономии топлива, а в том, что гроза была очень редкая, тогда говорили, что ее высота достигала 15км, что в наших широтах бывает очень редко, это тропическая гроза. И я думаю, при подходе к грозе ВГО (верхняя граница облачности) была меньше, когда принималось решение на обход сверху. А вот через несколько минут, когда вошли в грозовую зону, она уже значительно поднялась и была выше их высоты полета.
Летчики много могут рассказать про эти грозы. Хорошо описывал Василий Васильевич Ершов:
http://www.proza.ru/2014/10/28/369
Вообще, в районе Донецка бывают какие-то уникально мощные грозы. Мне думается, там есть какая-то природная аномалия, географическая особенность.
Есть и у меня небольшой рассказ:
http://www.proza.ru/2009/06/03/935