Поначалу мне казалось, будто появление этой темы на форуме - чья-то забавная шутка. Но видимо, я был не прав, поэтому выскажусь.
ВАСО дадут денег - об этом я прочел в новостях. Как жителю Воронежа, мне приятно узнать об этом - сохранятся рабочие места, а люди сохранят или даже приумножат свои компетенции. Я живу, в общем-то недалеко от завода - когда на полосу предприятия садится или взлетает самолет, то я узнаю об этом по гулу двигателей. В последнее время я слышал его редко.
По пути с работы мне порой видны огромные недостроенные корпуса (да и кто в Воронеже их не видел). Гигантский недостроенный остов стоит в районе Придачи уже несколько десятилетий, в силу ограничений на этажность застройки - это доминанта целого района города, памятник временам, когда здесь собирали Ил-86 и Ту-144. Может, с этих денег даже что-то достроят.
(...)
Но давайте подумаем о самолете. Допустим весьма оптимистичный, но относительно реальный сценарий.
Срок запуска обновленной линии производства - 2020 год (взято из новостей).
Какое-то время будет потрачено на обкатку лайнера, испытания, обучение персонала. Мне кажется, 1,5-2 года - вполне разумный срок. С одной стороны, самолет не полностью новый, так что какие-то вещи уже испытаны ранее, с другой - наверняка не обойтись без задержек.
Итак, допустим 01.01.2022 г. Ил-96 получает какая-нибудь государственная а/к, скажем - Аэрофлот, или скорее его дочка - Россия. Еще какое-то время нужно на обкатку, и к лету 2022 г. обновленный Ил-96 становится на рейсы на Дальний Восток и, чисто с точки зрения статуса, один из рейсов Аэрофлота в НЙ. Выявляется пара детских болезней, которые успешно лечатся, налаживаются поставки запчастей и к лету 2023 года мы имеем, скажем, 10 постоянно летающих ИЛов. Себестоимость их эксплутации не уполне устраивает а/к, но все покрывают щедрые субсидии государства и обещания ВАСО все скоро улучшить.
Как по мне, вариант весьма оптимистичный.
(...)
А что зарубежные производители? 2023 год, пофантазируем:
A380 начинают выводить из эксплуатации на более "статусных" направлениях, оставляя его для загруженных маршрутов, где его эксплуатация более оправдана. А340 остался только в качестве правительственных самолетов, 747-400 используют только на чартеры для хаджа. Люфтахнса ищет способы избавиться от 747-8. Эпоха 4-двигательных межконтиненталов клонится к закату.
Вторичный рынок начинают пополнять поддержанные 787. Тема о низкой ремонтопригодности данного типа переваливает за 1000 страниц на авиафоруме. Экс-норвежские 787 вовсю летают из Новосиба в Анталью.
В мировом воздухе царствуют 777х и 350 семейства. Предыдущее поколение 777 и А330 постепенно выводится из эксплутации в самых богатых авиакомпаниях, но все еще многочисленны, активно переделываются под грузовики.
Следовательно, в 2023 г. в Шереметьево у соседних гейтов стоят 3 новых самолета: Ил-96-400 "России", 777-9 Сингапурцев и А350-1000 Туркишей.
Посмотрим на них с точки зрения пилота: экипажи А и В хотели бы зайти в Ил и пофоткаться, потому что cool russian tech, good job, plenty of space, so much room, where is your balalayka, who is bortninzhener, OMG really WTF. Экипаж Ила хотел бы зайти в А или В, или лучше устроиться на нем работать, потому что авионика там современнее на пару поколений, и платят лучше. Хотя где-то в душе мужики гордятся отечеством и все такое, ИЛы - наше все.
Посмотрим на них с точки зрения пассажира: все фоткаются на фоне ИЛа, но завидев А и В бегут к ним. Ну потому что менталитет. Низпоклонство перед Западом у этого поколения в крови, это точно. А может, они просто красивее и современнее? Да и полки в них лучше, есть функционциональный entertainment с augmented reality - смотришь в иллюминатор, а на стекло сразу проецируются названия рек и городов. В конце концов, нормальный интернет есть только на А350-1000 у Туркишей, хз почему. Хотя на ИЛе самые просторные кресла. Хорошая компоновка, буржуи таких давно уж не делают. Единственно, шумноват - как завоет на взлете, бррр.
Посмотрим на них с точки зрения управленца а/к (далее - цитата источника, пожелавшего остаться неназванным): аааа, если б не гендир Иван Палыч и постоянные письма из администрации президента, давно бы избавился от ИЛов, и заменил их на А и В. Ну потому что Иван Палыч - настоящий патриот (дочка правда, живет в Чикаго, но что поделать). Зато сын его тут. Этот усатый дед будет тянуть самолет до последнего, вон терроизирует ВАСО звонками по поводу запчастей дни и ночи напролет. Ну чокнутый же - они ему уже склад в Раменском отгрохали, а он не уймется. Хотя как посмотреть - эффективность на половине рейсов реально лучше чем 777-300. Никак не пойму почему. Керосин жрет, зараза. А вообще - бери вон в лизинг линейку B777x, там везде 10-abreast, денег бы куда больше имели, а геморроя меньше.
Посмотрим на них с точки зрения президента Путина: Гордость России.
Посмотрим на них с точки зрения либеральной оппозиции: ржавый хлам, не то что я летал на А359 эр франс, там при посадке сразу делают смузи
Посмотрим на них с точки зрения консервативной оппозиции: земля плоская! летать- грех!
...и с точки зрения авиафорума: 429 Too Many Requests.
(...)
Прошло 3-4 года. Декабрь 2026 г.
Имеем: флот из 30 Ил-96 (3-4 российских а/к, вьетнамские авиалинии и чисто по приколу Aerolinas Argentinas). Самолетам по 2-3-4 года, но они начинают стремительно устаревать (прежде всего, морально) на фоне всего, что летает вокруг. Салоны лайнеров сравнительно быстро ушатываются, с их обновлением не все гладко. Отзывы в сети заполнены рассказами ужасов паксов, которые "летели на ИЛ-е, который сделан в восьмидсятом году, весь полет трясло, крыло качалось, а потом мы все попали в воздушную яму, все опрокинулись, из кармана для журналов выпал портрет брежнева и программа 25 съезда КПСС!!11 бортпроводники к концу полета все стали седые!11 не было томатного сока!".
Какая судьба ждет эти борты?
Вопрос открытый, но боюсь - дальние стоянки Шереметьево знают на них ответ.