Центральный аэродром на Ходынке

Мдя…. Двухэтажку построили на месте Прохоровского павильона, который, с момента передачи Московской школы Военведу, стал использоваться как КДП.

 
Последнее редактирование:
Оказывается, этот снимок был сделан не в 1910 г., а в 1918-1919 гг. (найдено здесь ):


Ещё один снимок сверху и описание к нему:



Итого имеем:


Фото c Московской авиационной недели, 1916 г. (слева направо: Прохоровский павильон, два ангара и павильон Московского общества воздухоплавания):


Как видно на следующем фото 1930 г., двухэтажный аэровокзал построили не на месте павильона Московского общества воздухоплавания, а рядом с ним (сам павильон сохранился - его можно узнать по характерной крыше крыльца). К тому году также были переделаны ангары общества воздухоплавания:



Предыдущее фото опровергает это. Вот ещё фото аэровокзала - за ним видны крыши дуксовских ангаров:


Вот эти ангары и дуксовский павильон, ставший в дальнейшем первым ходынским аэровокзалом:


Вид на дуксовский павильон с другой стороны:


Фотографии, сделанные во время визита Л. М. Кагановича в июле 1931 г. (ещё фото): к тому времени ангары и павильон Московского общества воздухоплавания разобрали - на их месте появились новые ангары, а справа сохранилась часть дуксовских ангаров:
 
Последнее редактирование:
Т.е., как итог: первый аэровокзал на Ходынке - павильон, оставшийся от Дукс (павильон Общества воздухоплавания, как аэровокзал НЕ использовался), затем аэровокзалом стало вновь построенное двухэтажное здание с КДП на крыше, правильно?
 

Получается, что так.

Подготовка к воздушному параду, повящённому 1 мая 1918 г., на котором присутствовал В. И. Ленин, расположившись на балконе заводского павильона. На снимке (слева направо): Центральный ангар завода "Дукс" с 3-мя воротами, 2 дуксовских ангара, заводской павильон и ещё 4 дуксовских ангара:


Дуксовский ангар с 3-мя воротами был крайним в линейке зданий аэродрома - далее на некотором расстоянии располагался Центральный авиационный парк-склад. В октябре 1912 г. Военное ведомство решило все запасы воздухоплавательного имущества хранить в двух главных Центральных складах, учреждаемых в Петербурге и Москве, и в нескольких армейских авиационных центрах, учреждаемых в различных округах. Так в северо-восточном углу Ходынского поля появился Центральный авиационный парк-склад, просуществовавший около 10 лет.
По центру фото - ангар завода "Дукс" с 3-мя воротами, справа на фото - ангары Центрального парк-склада:


Вид с земли, ~ середина 1910-х гг.. (слева направо): павильон Московского общества воздухоплавания, 4 ангара завода "Дукс", заводской павильон, Центральный ангар завода "Дукс":


Строительство заводского павильона к моменту съемки ещё не было завершено (наиболее раннее фото готового павильона датируется летом 1917 г.):


Август 1921 г. (слева направо): дуксовский ангар, заводской павильон и ещё два дуксовских ангара:


Ниже - фото первого ангара за заводским павильоном (на предыдущем фото он второй справа). На переднем плане - "Ньюпор-21" постройки завода "Дукс" (август 1917 года):

А это - второй ангар справа от заводского павильона:



За этим ангаром следовал Центральный ангар завода "Дукс" с 3-мя воротами. На фото - открытие маршрута почтово-пассажирских полётов на самолёте "Илья Муромец" 1 мая 1921 г.:





В 1-й половине 1920-х гг. расположение строений в дуксовском секторе аэродрома значительно изменилось: от линейки 4-х дуксовских ангаров остался всего один (см. фото снизу), а на месте заводского павильона и 2-х других дуксовских ангаров появился ангар с пятиугольной крышей. Дальнейшая судьба заводского павильона пока неизвестна - его либо разобрали после открытия 2-этажного аэровокзала, либо переместили в другое место аэродрома:


Такие ангары с пятиугольными крышами изначально располагались в Центральном авиационном парк-складе. По-видимому, после ликвидации парк-склада по крайней мере один из них переместили оттуда в "дуксовский" сектор аэродрома. На фото - ангар с ещё сохранившимся складским номером (исходная окраска была такой):


На показанном ранее фото авиапарада - крыша дуксовского ангара и ангара с пятиугольной крышей:


К 1930 г. ангар Государственного авиазавода №1 (бывший Центральный ангар завода "Дукс") был перенесён на место ангаров Московского общества воздухоплавания:


Обзорная фотография аэродрома 2-й половины 1920-х гг.. На переднем плане - самолёт Р-1, первый советский серийный самолёт. В левой части снимка, похоже, запечатлено начало строительства большого ангара, построенного к 1931 г., - через некоторое время был введён в строй второй такой же ангар:


Немецкая аэрофотосъёмка 1942 г.:


На месте указанных на предыдущем снимке ангаров в 1-й половине 1960-х гг. расположился комплекс зданий, включавший в себя московский городской аэровокзал, гостиницу "Аэрофлот" и административное здание МГА СССР:
 
Последнее редактирование:
Большое спасибо за ТАКУЮ подборку фото и объяснения!
Такой еще вопрос: а почему на дуксовских ангарах изображен орел, который был гербом РИ при Александре I и Николае I?

 

С учётом того, что Центральный парк-склад был создан военным ведомством, такой орёл был размещён на складских ангарах не как государственный герб, а скорее как специфический армейский символ, по аналогии с тем, как в настоящее используется эмблема сухопутных войск, также не являющаяся государственным гербом. В Википедии изображение орла с молниями и венком подписано как "эмблема русской императорской армии".
Двуглавый орёл с молниями и венком был впервые использован в военной геральдике: в 1797г. орёл с молниями стал изображаться на штандартах кирасирских полков, в 1808 г. он стал размещаться на киверах гвардейских полков, кроме того орёл с молниями изображался на зарядных ящиках артиллерии и обозных фурах, в 1817 г. его изображение появилось на монетах - и лишь в 1825 г. был принят в качестве государственного герба Российской Империи. Неофициальные названия этого символа - "ампирский орёл" или "масонский орёл", его прообразом предположительно стал орёл римских легионов ("SPQR"), носивший тот же смысл: молнии - для противника, лавровый венок - для победителя. Гвардейский пехотный офицерский орёл образца 1808 г. с кивера (Гвардейский пехотный офицерский орел.):


Вернёмся к обсуждению аэродрома. Мне удалось обнаружить заводской павильон на фотографии 1930 г. - его перенесли на место Прохоровского павильона, кроме того удалось найти ещё один из дуксовских ангаров:



И-5 летчика И. Павлова перед взлётом с Центрального аэродрома (1933 г.): на заднем плане всё ещё виден ангар Государственного авиазавода №1 и бывший павильон Московской школы воздухоплавания (за аэровокзалом):


Октябрь 1944 г. - И.В. Сталин встречает в Москве У. Черчилля (оригинал фото):


1947 г., въезд на аэродром с Ленинградского проспекта: слева - бывший аэровокзал, а справа всё ещё стоит дуксовский ангар!
 
А почему американский флаг? Кто прилетал?
По Орлу так и не понял, я спрашивал: почему этот орел на заводских, дуксовских ангарах, а не на ангарах Центрального парк-склада, принадлежащих МО?
 
Интересно, а что в этих домиках было, по внешнему виду они постройки 20-х максимум, на крайней фото не они ли с тыла справа от Петровского двора? До недавнего времени в них Управление воздушным пространством Минобороны находилось, пока ни ликвидировали.



 
Посмотрел я на снимок со спутника из предыдущего сообщения NAV и понял, что никакого масштабного перемещения дуксовских строений не было - на фото 1930 г. все здания на своих исходных местах, за исключением павильона Московского общества воздухоплавания! А теперь по порядку:
Ещё в 1910-е гг. помимо главного въезда с воротами "МОВ Аэродром", ведшего к павильону Московского общества воздухоплавания (МОВ), имелся дуксовский въезд напротив Петровского путевого дворца, ведший к Центральному ангару завода "Дукс" с 3-мя воротами. Так как в фильме "Папиросница от Моссельпрома" и на фото 1930 г. 2-этажный аэровокзал запечатлён рядом с павильоном МОВ, это натолкнуло на ошибочную мысль, что аэровокзал был построен напротив въезда с воротами "МОВ Аэродром". Однако снимок из предыдущего сообщения NAV акцентировал моё внимание на том, что бывший двухэтажный аэровокзал был построен аккурат напротив Петровского путевого дворца - следовательно, к аэровокзалу вёл дуксовский въезд, к моменту съёмок фильма (1924 г.) ставший основным. Резюме: вместо перемещения дуксовских строений западнее павильона МОВ имел место перенос павильона МОВ к дуксовскому въезду на аэродром:



Не видел ни одного дуксовского ангара с орлом - все показанные мной ангары с орлами относились к военному парк-складу. С учётом изложенной поправки получается, что восточнее 2-этажного аэровокзала находился парк-склад, а вовсе не дуксовский сектор аэродрома - отсюда и близость к аэровокзалу бывших складских ангаров с пятиугольными крышами .

А почему американский флаг? Кто прилетал?
Это фото датируется мартом 1947 г. - оно из серии фотографий журнала "Life":

Флаг США установили к прилёту госсекретаря США Джорджа Маршалла: с 10 марта по 24 апреля 1947 г. в Москве проходила 4-я сессия Совета министров иностранных дел (СМИД) СССР, США, Англии и Франции. Рассматривались вопросы государственного устройства Германии, её экономического развития, проект договора четырёх держав о демилитаризации Германии, вопрос о репарациях, о границах Германии, о ликвидации Прусского государства, о германских активах в Австрии и др. За это время было проведено 43 официальных заседания и целый ряд неофициальных встреч. Московская сессия стала самым продолжительным послевоенным совещанием четырех держав, поставив рекорд по количеству времени, посвященному рассмотрению проблемы послевоенного устройства Германии. Лишь пленарные заседания министров продолжались 134 часа 55 минут, не считая работы заместителей министров и целого ряда специальных комитетов. Но главное заключалось в том, что на Московской сессии не только наиболее обстоятельно обсуждались все вопросы, связанные с германскими делами во всех аспектах, но и впервые так открыто проявился прямо противоположный подход Советского Союза и западных держав к их решению (подробнее).

Ещё одно фото из той же подборки фотографий, на котором запечатлён Центральный дом ГВФ - у входа в здание висят флаги США, Франции, Великобритании и СССР (по-видимому, здесь и проходила московская сессия СМИД):


Выбор здания для проведения сессии, по-видимому, был продиктован его близостью к аэродрому (адрес - Ленинградский проспект, 32/2):


Изначально в здании располагался ресторан А. А. Судакова «Яр» (1909—1910 гг., архитектор А. Э. Эрихсон). После Октябрьской революции ресторан закрыли. Некоторое время в период НЭПа в здании «Яра» ещё работал ресторан. Позднее здесь размещались кинотеатр, спортзал для бойцов Красной Армии, госпиталь, с 1925 года — кинотехникум, в 1930—1938 годах — ВГИК. В 1939–1940 гг. бывший ресторан перестроили в Центральный дом Гражданского воздушного флота ("клуб лётчиков") по проекту архитекторов П. Н. Рагулина и Н. И. Механикова, роспись потолка осуществлял художник П. Д. Корин. Фасад здания обрёл единую высоту, при этом пространство между башнями надстраивать не стали, а попросту прикрыли глухим парапетом высотой до 8 метров, за которым осталась пустота. Для смягчения однообразия парапета его украсили бюстами ученых и пионеров авиации. Один из ресторанных залов превратился в клубный, второй – в гостиную. В годы Великой Отечественной войны в здании находился клуб ВВС. В 1952 г. здание вновь перестроено под гостиницу "Советская" в стиле сталинского ампира по проекту П. П. Штеллера и И. И. Ловейко. На этот раз к существующему зданию пристроили вдоль улицы Марины Расковой протяженный корпус с гостиничными номерами, клубный зал стал концертным, а позже – театральным. За проект гостиницы «Советская» ее авторы были удостоены Сталинской премии.
Проект Центрального дома Гражданского воздушного флота:


Гостиница " Советская" в 1956-1958 гг.:


Гостиница "Советская" в 1980 г.:


Отель "Советский" (наши дни):
 
Последнее редактирование:
На фотографии из сообщения cloudy-joe аэровокзал Дерулуфта показан со стороны лётного поля - на фото снизу он запечатлён со стороны въезда на аэродром (слева - ангар Дерулуфта). Помимо конторы Дерулуфта в здании также размещался командный пункт "Опытного аэродрома" (подробности). По-видимому, это раннее фото, т.к. к постройке ещё не примыкает ограда:


А аэровокзал Добролёта находился в заводском павильоне. И, похоже, использовался сей павильон в качестве аэровокзала вплоть до ввода в строй нового большого аэровокзала в 1931 г. (см. левую часть фото 1930 г. - самолёты стоят аккурат напротив бывшего заводского павильона). Мне начинает казаться, что 2-этажный аэровокзал строил для себя не Добролёт, а Дерулуфт (на смену одноэтажной времяночке) - несолидно же было иметь такие непрезентабельные международные воздушные ворота Москвы (для сравнения, аэровокзал в Кёнигсберге, другом хабе Дерулуфта). На фото - прилёт японских летчиков в ходе перелёта "Москва-Пекин-Токио", 1924-1925 гг. (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=5575054):


Павильон также использовал Укрвоздухпуть. На фото - самолёт этого авиапредприятия «Комета II» с б/н "RRUAF":



Просмотрел кадры фильма "Папиросница от Моссельпрома" - это не бывший павильон МОВ, а построенный в 1923-1924 гг. аэровокзал Дерулуфта. Так как это здание ни разу не попало в кадр целиком, поэтому у NAV и возникло ложное представление, что это бревенчатое здание - "ученический павильон", который на самом деле находился в нескольких сотнях метров северо-западнее. В целом территория достаточно хорошо запечатлена в фильме, чтобы можно было восстановить примерное расположение строений у дуксовского въезда на аэродром:


Крыльцо выхода в город из аэровокзала Дерулюфта, вид в сторону проходной и Петровского путевого дворца:


То же крыльцо, вид в сторону лётного поля (персонаж-иностранец прилетел в Москву на самолёте Дерулюфта с б/н "RR-7" - его сразу поставили ангар (отмечен на схеме), а в кадре снизу - другой самолёт с б/н "RR-10"):


В кадре слева - вид от здания Дерулуфта в сторону 2-этажного аэровокзала, в кадре справа - тот же ракурс, только немного ближе к проходной:


1-е фото - вид со стороны проходной на восточный торец дуксовского ангара с 3-мя воротами и на небольшой домик (отмечен на схеме), 2-е фото - вид в сторону этого же ангара и домика с лётного поля:


На следующем фото - бомбардировщик "Хиони № 4". Фотограф стоял напротив дуксовского ангара с 3-мя воротами и снимал в юго-восточном направлении: в левой части снимка в одну линию выстроились: вышеупомянутый домик (см. схему), а за ним - аэровокзал Дерулуфта. В центре кадра за самолётом - крыша ангара Дерулюфта с нанесёнными на неё цифрами года сдачи объекта - "1922" (ангар отмечен на схеме). Одноэтажный аэровокзал Дерулюфта строился ~ в 1922-1923 гг. - цитата из книги Н.А. Рынина "Экономика и техника аэротранспорта" (1922 г.), в которой детально описывалась деятельность и планы Дерулюфта в первый год существования авиапредприятия: "В распоряжение линии на аэродроме представлен новый большой деревянный ангар... В ангаре могут поместиться три аппарата... Около ангара строится небольшой деревянный дом, где будет помещаться контора".


Тот же ракурс пару лет спустя: справа от аэровокзала Дерулуфта построен 2-этажный аэровокзал (фото сделано перед перелётом Москва-Монголия-Китай 10 июня 1925 г.):


К началу 1930-х гг. у одноэтажного здания Дерулуфта сделали более высокую крышу и убрали оба крыльца:
 
Последнее редактирование:
Да, Freddy, я понял, что ошибся, что в фильме выход персонажа был с дерулюфтового павильона (хоть и кино, но логичнее, прилет был из-за границы, может даже Дерулюфтом по сценарию?!), а павильон МОВ гораздо северней от уровня Петровского Дворца!
 
Последнее редактирование:
На фото - дуксовский въезд на аэродром. Правее въезда - ангар завода "Дукс" с 3-мя воротами, 2 дуксовских ангара, заводской павильон и ещё 4 ангара:


После проведения земляных работ и установки проходной у дуксовского въезда (справа в кадр попал торец ангара с 3-мя воротами):


Проходная у дуксовского въезда со стороны лётного поля:



Двухэтажное здание в нижней правой части фото - бывший ГАМЦ (Главный авиационный метеорологический центр) ВВС РККА, затем оно стало ГАМЦ Министерства обороны. Как это место выглядит теперь - см. здесь.:


Напротив дуксовского въезда в 1922 г. был построен ангар Дерулуфта (на фото слева), а чуть позже - домик КДП Опытного аэродрома/конторы Дерулуфта (справа). Из книги Н.А. Рынина "Экономика и техника аэротранспорта" (1922 г.): "Около ангара строится небольшой деревянный дом, где будет помещаться контора (Дерулуфта)". Пока достраивался аэровокзал, оформление к перевозке пассажиров, багажа и грузов производилось только в городской конторе (цитата оттуда же): "На аэродроме (строится) деревянный дом для пассажиров, служебного персонала, сторожа и кладовой, в центре города - комната-контора для продажи пассажирских билетов и приёма пассажиров, багажа и почты... Связь аэробаз первого класса с центрами Петрограда и Москвы производится следующим образом: пассажир, желающий летать сам, или учреждение, желающее отправить груз, заявляет о сем не позже как за два часа до полёта в городскую контору аэролинии и, в случае свободных мест, оплачивает перелёт. Доставка пассажиров и груза из конторы на аэродром производится за 1/2 часа до отлёта. По совершении перелёта автомобиль доставляет пассажиров и грузы по их адресам немедленно после спуска аэроплана". Таким образом, концепция городского аэровокзала впервые была реализована в стране одновременно с появлением в ней гражданской авиации.


Ангар и стоянка самолётов Дерулуфта (зима 1922 г.):


Цитата из книги Н.А. Рынина "Экономика и техника аэротранспорта" (1922 г.): "В ангаре (Дерулуфта) могут поместиться 3 аппарата. Тогда крыло одного располагается над фюзеляжем последнего":


Следующее фото сделано рядом с местом, где был построен 2-этажный аэровокзал: слева в кадр попал край ангара Дерулуфта, по центру - стоянка самолётов Дерулуфта "Фоккер Ф3", на заднем плане слева - здание завода "Промвоздух"/"Авиаработник"/завода №39 им. Межинского, справа - ангар "Авиаработника", в котором в 1922 г. собирали "Комту" (оба строения находились на территории бывшего Центрального авиационного парк-склада):


Посадка пассажиров в самолёт Добролёта. На заднем плане - ангар Дерулуфта и здание завода "Авиаработник":


Свой ангар появился у Добролёта к середине 1920-х гг. - в отличие от других ангаров, он был ориентирован параллельно лётному полю и имел ворота с двух сторон:


Фото ангара Добролета, сделанное перед перелётом Москва-Пекин 1925 г. (на заднем плане справа видна крыша одного из 4-х дуксовских ангаров):


О бывших дуксовских ангарах из воспоминаний авиаконструктора А. С. Яковлева: "Один ангар - нашего лётного отряда, соседний принадлежал советско-германскому обществу «Дерулюфт» (2 уцелевших из линейки 4-х ангаров западнее заводского павильона). Дальше шли ангары, где собирались самолеты Р-1 производства бывшего московского велосипедного завода «Дукс» (2 ангара восточнее заводского павильона), и еще дальше - ангар Московской школы военных летчиков (ангар с 3-мя воротами)".
 
Последнее редактирование:
Freddy, с интересом ознакомился с постами выше. И взглянув на фото 1955 года задался вопросом, что за здание находится за спинами у советских парт.деятелей? Сможете ли сориентировать в исторических хитросплетениях?


Это фото из известной LIFE'овской серии о встрече на аэродроме Отто Гротеволя в сентябре 1955.