
Freddy
Старожил
В октябре 1912 г. Военное ведомство решило все запасы воздухоплавательного имущества хранить в двух главных Центральных складах в Петербурге и Москве, а также в нескольких армейских авиационных центрах в округах. Так на юго-восточной окраине Ходынского аэродрома появился Центральный авиационный парк-склад. Фото за май 1917 г. (слева за кадром - территория Отдела испытаний самолётов Государственного авиазавода № 1, речь о которой шла в предыдущем сообщении):
В 1916 г. на территории Центрального парк-склада были созданы авиамастерские, наряду с фронтовыми авиапарками занимавшиеся ремонтом аэропланов. По состоянию на 21 февраля 1917 г. ремонту подлежало 32 аэроплана, но производственных мощностей хватало только на 20 машины, поэтому к осени 1917 г. на складе скопились огромные авиационные запасы - больше 200 машин. К началу 1918 г. в парк-складе в ремонте находилось еще около 100 самолётов и 50 без двигателей.
"Бреге 14" на фоне ангара 1916 г. постройки:
В 1920 г. Главные авиационные мастерские парк-склада были переданы в ведение вновь созданного треста «Промвоздух» УВВС, и 28 ноября 1921г. на их базе был создан «Ремвоздухзавод № 1», который в 1922-1923 гг. получил название «Авиаработник». После выделения мастерских в самостоятельную единицу, парк-склад был переименован в "Главный авиационный склад", а в 1924 г. его объединили со складом ГСМ и переименовали в "Центральный авиационный склад №1 Наркомвоенмора" ("Центральный авиатехнический склад НКО №1").
Общий вид на территорию Центрального авиасклада в 1922 г.: на переднем плане - самолёты "Дерулуфта", на заднем плане слева - здание завода "Авиаработник", справа - ангар "Авиаработника":
Строительство здания завода "Авиаработник" (вид в сторону лётного поля):
Фото с АНТ-2: на заднем плане - северный угол территории Центрального авиасклада. Слева в кадре - участок нового забора, возведённого в 1921 г. в месте, где до этого был свободный проход на территорию аэродрома. Справа в кадре - здание завода "Авиаработник":
Новый и старый заборы, а также складские ангары - уже без эмблем с двуглавым орлом:
Ракурс правее: В.В. Куйбышев с группой томичей, бывших подпольщиков, на аэродроме по случаю открытия авиалинии Москва-Берлин:

В 1916 г. на территории Центрального парк-склада были созданы авиамастерские, наряду с фронтовыми авиапарками занимавшиеся ремонтом аэропланов. По состоянию на 21 февраля 1917 г. ремонту подлежало 32 аэроплана, но производственных мощностей хватало только на 20 машины, поэтому к осени 1917 г. на складе скопились огромные авиационные запасы - больше 200 машин. К началу 1918 г. в парк-складе в ремонте находилось еще около 100 самолётов и 50 без двигателей.

"Бреге 14" на фоне ангара 1916 г. постройки:


В 1920 г. Главные авиационные мастерские парк-склада были переданы в ведение вновь созданного треста «Промвоздух» УВВС, и 28 ноября 1921г. на их базе был создан «Ремвоздухзавод № 1», который в 1922-1923 гг. получил название «Авиаработник». После выделения мастерских в самостоятельную единицу, парк-склад был переименован в "Главный авиационный склад", а в 1924 г. его объединили со складом ГСМ и переименовали в "Центральный авиационный склад №1 Наркомвоенмора" ("Центральный авиатехнический склад НКО №1").
Общий вид на территорию Центрального авиасклада в 1922 г.: на переднем плане - самолёты "Дерулуфта", на заднем плане слева - здание завода "Авиаработник", справа - ангар "Авиаработника":

Строительство здания завода "Авиаработник" (вид в сторону лётного поля):

Фото с АНТ-2: на заднем плане - северный угол территории Центрального авиасклада. Слева в кадре - участок нового забора, возведённого в 1921 г. в месте, где до этого был свободный проход на территорию аэродрома. Справа в кадре - здание завода "Авиаработник":

Новый и старый заборы, а также складские ангары - уже без эмблем с двуглавым орлом:

Ракурс правее: В.В. Куйбышев с группой томичей, бывших подпольщиков, на аэродроме по случаю открытия авиалинии Москва-Берлин:

Здание завода "Авиаработник", на заднем плане виден Петровский путевой дворец:

Помимо проведения ремонтных работ завод «Авиаработник» начал строить первые опытные советские самолёты. К ним относится двухмоторный бомбардировщик «КОМТА», получивший название от "КОМиссии по Тяжелой Авиации", образованной в 1919 г. для разработки и постройки тяжелых самолётов для замены устаревших «Илья Муромцев».
"КОМТА" возле ворот 1-го ангара "Авиаработника":

Cборка триплана «КОМТА» внутри этого ангара (1921 г.):

В 1927 г. "Авиаработник" был переименован в "Авиационный завод № 39 имени В.Р. Менжинского". Со временем возникла потребность в расширении производственных площадей - место для них освободили в 1932-1936 гг., перебазировав Центральный авиаскад в Балашиху. В 1930-1931 гг. на прилегающей с юго-запада к заводу №39 территории были построены новые корпуса Государственного авиазавода №1/"ГАЗ №1" (бывшего "Дукс"). Первоначально ГАЗ №1 находился в стороне от аэродрома (по адресу 3-я ул. Ямского поля, 26) — к середине 1933г. его полностью перевели на новое место в непосредственной близости от лётного поля, к 1936 г. были построены все корпуса этого завода.
Немецкая аэрофотосъёмка 1942 г.: территория авиазавода №1 обведена белой линией; правее (между ГАЗ №1 и Ленинградским шоссе) - территория авиазавода №39. В правом верхнем углу снимка видно здание штаба дальних перелётов (бывший 2-этажный аэровокзал), здание конторы уже ликвидированного "Дерулуфта", а также ангар этого авиапредприятия:

Осенью 1941 г. авиазавод № 39 был эвакуирован в Иркутск, а авиазавод №1 - в Куйбышев. В 1942 г. на бывшую территорию авиазавода № 39 был реэвакуирован из Нижнего Тагила авиазавод № 381, а на территорию авиазавода №1 был переведён Опытный завод № 30 из подмосковной Дубны. В 1950 г. авиазаводы № 30 и № 381 были объединены в единый "Авиационный завод № 30 НКАП". В 1965 г. авиазавод № 30 получил название "Московский машиностроительный завод (ММЗ) «Знамя Труда»", в 1973 г. преобразован в Московское авиационное производственное объединение (МАПО). С 1992 г. – МАПО им. П. В. Дементьева, с 1995 г. – МАПО «МиГ». Ныне — ФГУП «РСК МиГ», Производственный центр им. П. А. Воронина:

Бывший ангар завода "Авиаработник": это единственный на территории ангар дореволюционной постройки, сохранившийся до наших дней (адрес - 1-й Боткинский проезд, 7, строение 24):

100 лет назад здесь собирали "КОМТУ":


Бывшее здание завода "Авиаработник" (адрес - Ленинградский проспект, 33Б, строение 6).

Подробно об авиазаводе №1
Подробно об авиазаводе №30
Подробно об авиазаводе №39
Подробно об авиазаводе №381
Прогулка по территорри РСК "МИГ"
Фотосессия внутри объектов на территории РСК "МИГ"
Последнее редактирование: