Экзот,
Я натурально далек от предубеждений в сторону тех или иных... хотя и могу иногда поддаться, все мы люди. Но как-то цифрам и логике больше стараюсь верить. Давайте же их сюда привносить. Я от эксплуатации далек, нету у меня их.
Тут дело в том, что вопрос можно ставить по-разному. А при нечеткой постановке все разбегаются по сторонам баррикад и начинается...
Мы обсуждаем уровень некоей условной "хорошести/железности/настоящести/красивости" техники или суровую конкретику эксплуатации? Эти вопросы путаются в 90% дискуссий по этой теме, а потом начинаются бросания какашками.
Была ли перетяжелена наша техника? При прочих равных, при сравнении в лоб здесь и
сейчас - да, причем крайне сильно. Возражения?
А в конкретных условиях эксплуатации нашей и не нашей техники? - вот это сложный вопрос (иными словами, имелись ли возможности улучшить технику, если бы наша промышленность по уровню технологии/стабильности/качеству соответствовала западной, но все так же стояла бы задача под наши ВПП приспособить, или же сделано было лучшее в данных условиях). Еще иными словами - сделали бы западные конструкторы и заводы технику лучше(=более эффективной), будь у них среда эксплуатации такой, как у нас? На мой взгляд - вряд ли. Разве что с надежностью/ресурсами получше было бы. Это прямой наводкой камень в сторону качества и [соблюдения] технологии.
Кстати, забыли еще квалификацию и техническую оснащенность наземных служб. Это опять вопрос к системе, а не к авиапрому. Добавляем в список после ВПП.
Лучше ли в далекой пермской деревне Landcruiser? Не высока ли у УАЗа неподрессоренная масса?
Лучше ли в далекой сибири американские домики? Не перетяжелены ли наши стены?
Была ли в конкретных экономических условиях того времени вообще столь важна экономичность? Насколько понимаю, больше не в рублях, а в километрах дальности мыслили. А это уже по-иному отразится в конструкции...
После изменения условий и задач - естественно, расстановка поменялась. Ну это все очевидные вещи. Можно даже математически это красиво записать матрицей условий и оператором (экономическим и эксплуатационным профилем параметров самолета) и оптимизировать по результату.
Насколько удается вспомнить, ветка началась с вопроса об эффективности сейчас. Да, в новых условиях даже бесплатные старые борты потеряли привлекательность. Теперь давайте зададимся вопросом. Если выделить отдельные рынки - регионы или линии - в современной РФ, есть ли среди них такие, где итоговая экономическая эффективность эксплуатации отечественных ВС, будь то 30-летние бесплатные Ту-134 или относительно новые купленные Ту-154, окажется выше таковой для самых разных иномарок,732, 735, 738, 319, 320? Пусть даже везущих больше пассажиров при меньшем расходе. Я уверен, что да.
Простите за многабукаф. Обидно просто, что дискуссии на такую интересную тему превращаются в разборки сторонников той или иной техники или школы. Как будто в руках себя держать нельзя и стараться объективно посмотреть.
Конечно, если а-приори считать, что "у нас" ничего не петрят, то ответ очевиден, но тогда очевидна и бессмысленность обсуждения.
Вот видимо уже и от меня ожидается подобный подход.