А какая сейчас средняя маржинальность АЗС?)
Обычно большие ВИНКи стремятся перенести точку прибыли в добычу, за счёт работы переработки и распределения с минимальной рентабельностью. Полу-ВИНКи без большой добычи, но с большой локальной переработкой, и доминирующей сетью АЗС тоже (PKN Orlen в Польше и Балтии или Белнефтехим в РБ как пример). Самая шаткая позиция у независимых операторов сетей АЗС, их рентабельность такая, какую установят ВИНКи или локальные владельцы переработки для своих сетей, им приходится принимать её, и пытаться выехать на продаже сопутствующих товаров.
Я упоминал местную сеть Белоруснефть и её электрозаправки. Из интервью с ними за 19 год.
— В последние годы маржа АЗС «Белоруснефти» была на уровне около 10%, плюс-минус в зависимости от вида топлива. Теперь она заметно ниже?
— Да. Сейчас она уже 6-7%, а по какому-то из направлений даже 5,5%. Мы считаем, такого уровня прибыльности автозаправочных сетей недостаточно, чтобы дальше успешно развиваться. Отмечу, что в ценах на автомобильное топливо доля НДС составляет около 17%, акцизного налога — 8-13%, остальное приходится на производственные затраты – прежде всего на покупку нефти, а также на расходы, связанные с реализацией топлива.
— Не секрет, что для розничной автозаправочной сети продажа топлива давно приносит чистые убытки. Только сопутствующий бизнес позволяет АЗС зарабатывать деньги. Сегодня развитие нетопливного бизнеса тоже приближается к пределу?
— Чтобы дальше развивать ритейл, мы должны либо искать новые дополнительные источники финансирования – использовать кредитные ресурсы или забирать их из других направлений деятельности. Это уже стратегический выбор компании. То есть, «Белоруснефть» должна выбирать, что приоритетнее: вкладывать деньги в добычу нефти, в электрозарядные станции или же в АЗС, которые не дают сегодня окупаемости.
Все работы по развитию электрозарядной сети в Беларуси мы ведем за счет собственных ресурсов. Мы – госкомпания и понимаем, что для страны это важное направление. С одной стороны – вопрос политический. С вводом в эксплуатацию БелАЭС страна будет заинтересована в продвижении электромобильной тематики и увеличении потребления электроэнергии.
С другой стороны, электромобильная тематика – серьезная перспектива, поэтому разумнее уже сейчас заниматься ей. Мы верим, что, исходя из мировых тенденций, окупаемость этих проектов будет расти, что этот бизнес станет прибыльным, – возможно, не через 3-5 лет, а позже. Тем не менее, нам нужно уже сейчас занять эту нишу на отечественном рынке.
— Как вернуть маржинальность автозаправочному бизнесу?
— Для решения этого вопроса выбор средств не так уж велик. Нужно либо снизить акцизы, либо отпускную цену с НПЗ (за счет снижения рентабельности заводов), либо повысить цены на топливо в рознице. Однако, что значит — повысить розницу? Это вопрос социальный. В Беларуси принята стратегия поэтапного плавного изменения цен с привязкой к цене на нефть, курсам валют. Снизить маржу НПЗ сегодня тоже никто не хочет. Мы понимаем: пока стратегия концерна «Белнефтехим» выбрана в пользу смещения центра прибыли в пользу НПЗ. Ибо первоочередная задача для заводов сейчас – поскорее завершить реконструкцию.
Я надеюсь, что после завершения реконструкции НПЗ что-то поменяется в лучшую сторону и для АЗС.