Г-л Долгушин: как и почему погибла авиация 11САД под Гродно

Интересно, если Кравченко столь срочно послали из Москвы в Лиду - почему он не прибыл туда к 22-му июня и где он находился на момент начала войны?
Мне тут Александр из Питера подкинул интересные вопросы для нас:

1) Помнишь его вопрос про аэродром Оссова? Я тогда ещё ему ответил что ничего не знаю о нахождении аэродрома там и Долгушин тоже ничего об этом не знает.

Соловьёв: "Что было 22 июня на этих аэродромах?А он был. И не один, а три. Основной, и два запасных, из которых один должен был играть роль ложного.
Насколько я понимаю, это были новые, только что построенные или ещё строящиеся аэродромы. Если ориентировантья на планы прикрытия границы от 1941 г., предназначенные для (полка?полков?) дивизии Г.Н. Захарова.
Эта дивизия предназначалась для прикрытия стыка ПрибОВО и ЗОВО. План прикрытия Вы можете посмотреть в книге Иринархова "Западный особый...".

Я сказал Александру, что поинтересуюсь о этих аэродромах у Неделько и Гаврилина и ещё у одного следопыта из Лунно - кажется мне говорил о нём Гаврилин - что там когдато занимался этими делами директор школы.
Интересно бы связаться с Трещёвым. И ещё - Проскурин как я понимаю уже умер. И генерал Жуковский из 127-го ИАПа по видимому тоже?


Соловьёв: "Вопрос второй:

"ПРОСКУРИН А.П., заместитель командира по политчасти 127 истребительного авиационного полка:
....Только после 19 часов противник обнаружил аэродром, и вскоре около 30 бомбардировщиков Ю-87 в сопровождении истребителей МЕ-109 прилетели на его штурмовку. Завязался воздушный бой. Несмотря на явное преимущество, противнику все же не удалось уничтожить Чайки на земле. Бомбардировщики, атакуемые советскими летчиками, вели не прицельный огонь, а били по площадям, их бомбы не достигали цели. В этой схватке потери были с обеих сторон...
После отражения налета майор П. А. Богданов, вступивший в командование полком (подполковника Л. В. Гордиенко назначили командиром 11-й смешанной авиационной дивизии вместо погибшего в первой половине дня полковника И. И. Гапичева. В конце августа командиром 127 иап назначили майора В. В. Пузейкина, который возглавлял полк до конца войны) приказал эскадрильям перебазироваться на аэродромы Щучин, Желудок и Новогрудок. Перелет осуществлялся поздно вечером, почти в темноте, но все летчики благополучно приземлились на новые точки базирования"

Этот рекст есть и на Вашем гродненском сайте "Рубон".

Так где же вечером 22 июня оказался 127-й ИАП:
- в Лиде?
- поэскадрильно в Желудке,Щучине, Новогрудке?

Если немцы обнаружили аэродром вечером - в 19.00, то когда туда прилетел С.Ф. Долгушин? Он же "увидел следы бомбёжки, ...сесть было нельзя..." и его направили в Лиду.

Нестыковка. Мемуары, донесения, рассказы, документы - в единую картину они все не стыкуются.

Вопрос второй звучит следующим образом:
А как же было на самом деле"?

Я написал Александру, что аэродромов то на которых мог частично либо полностью базироваться 127-й ИАП было 2:
- основной - Лесище
- и частично (как я тебе уже говорил) И-153 со 127-го ИАПа вполне могли садиться и в Черлёне (не говоря уже о аварийных посадках).

Проскурин пишет о передислокации 127-го ИАПа из Лесище,
Долгушин говорит о перелёте из Черлёны.

Вопрос в том, что говорили по этому поводу:
- Трещёв,
- Жуковский
- говорил ли об этом Данилов (хотя он в тот момент лежал в госпитале но наверняка ещё во время войны общался с однополчанами на эту тему - спрашивал у них, куда же полк улетел из Лесища),
- что говорят твои источники?

Найти бы послевоенные воспоминания Уханёва и Николаева и узнать бы о судьбе командира эскадрильи Долгушина капитана Емельяненко (я забыл у него об этом спросить).
Интересно бы узнать у Долгушина о судьбе Павла Волкова и Николая Борового.

==Если немцы обнаружили аэродром вечером - в 19.00, то когда туда прилетел С.Ф. Долгушин? Он же "увидел следы бомбёжки, ...сесть было нельзя..." и его направили в Лиду.==

Александр всё напутал:
1) "Немцы обнаружили в 19.00 аэродром "Лесище", а Долгушин после полудня прилетел в Черлёну,
2) Про то что 127-й ИАП улетел из Скиделя Долгушин знает, но то что 127-й ИАП улетел в ЛЕСИЩЕ Долгушин до сих пор понятия не имеет и утверждает что 127-й ИАП "сидел" в Черлёне
3) Долгушин около полудня улетел с "Нового Двура" в Черлёну, "увидел следы бомбёжки, ...сесть было нельзя..." и его направили в Лиду".
Прилетел в Лиду. Пересидел там налёт Ме-110 и оттуда вернулся с другими холостяками назад к своим в Черлёну - вот его декабрьский рассказ об этом:

БАРДОВ-ДОЛГУШИНУ: “А вот этого подполковника Юзеева Вы знали”?

ДОЛГУШИН: “Нет – абсолютно!”/9/

Долгушин: «Вот после этого налёта мы собрались»…

Бардов: «Получается, вас 9 лётчиков осталось примерно (в Лиде)»?

Долгушин: «Да больше! И вот после этого налёта «женатики» (женатые)…
(подробности не указаны по просьбе С.Ф.Долгушина – В.Б.), а мы – холостяки – я говорю:
«Ребята, полетели к своим»!
Взлетели и сели в Черлёне. Я командиру полка доложил: тото-тото»…

Бардов: «А командир полка Николаев, (получается) в это время был в Черлёне, успев сесть туда до бомбёжки»?!

Долгушин: «Да – полк сел (в Черлёне – В.Б.) до бомбёжки.
Сели мы туда в свои эскадрильи и начали воевать – мосты прикрывать»…
 
Да кстати - поищи книгу Щеглова в наших городских библиотеках:
- универской (мало ли),
- областной - в Новом замке,
- библиотеке в Доме офицеров,
- надо бы узнать в ДОСААФе - нет ли у них своей библиотеки.
 
Ерунда! Я не согласен что там был какой-либо серьезный аэродром..., тем более базовый. Во-первых местные ничего про него не знают.. (это может говорить о том, что либо это площадка, дибо там был запасной, либо его там не было вообще...)
Во-вторых-никаких документальных свидетельств нахождения там аэродрома нет (если это не 190-й ШАП)
В-третих-там мог быть полевой аэродром Михалишской школы бомберов...

>дивизии Г.Н. Захарова.
А номер дивизии не подскажешь? Есть у меня одна мыслишка... только логически не встраивается она в Захаровскую... не та парафия... А вот одну дивизии действительно формировали... и не далеко от Оссова, примерно в 100км..
Вообще, надо бы Александра сюда пригласить... есть что обсудить... Чтоб не ты Василий его цитировал, а он сам бы тут высказался...


Знаю я этого следопыта... "пытал" я его... Скажу честно, кроме Лунно, он ничего не знает.. Есть у меня его телефон.
Гы-гы Интересно как на Ю-87 можно по площадям бомбить?


Я думаю видели немцы аэродром Лесище, летая целый день по этому маршруту не могли не заметить активности, Бомбя аэродромы в Скиделе и в Черлене, опять же не могли не заметить активности...
Думаю, что про обнаруженный к 19 часам аэродром-это просто оправдание.


Для меня искать книгу нет смысла, т.к. ее текст мне Александр переслал.. то, что интересовало.. А вот в ГДО действительно может быть... если не в открытом отделе, то может в ДСП.... схожу-потрясу...
 
Новости от Долгушина: Сергей Фёдорович бодр, здоров и очень серьёзно настроен ехать из Москвы по своим аэродромам и местам боёв.
Причём - прямо до Нового Двора в Польшу!
И сказал что хочеть взять с собой своего друга тоже ГСС, встретившего начало войны под Гродно как я понял видимо генерала Константина Трещёва (других я не знаю кто бы был ещё жив).
А Алексей Самохвалов сообщил мне что сотрудница "Звезды" откликнулась ему что они готовы помочь Герою СССР.
Так что ждём наступления тепла...
Хорошо поработал сегодня:
- расшифровал ещё один фрагмент рассказа Долгушина,
- сопоставил его с прежним текстом,
- сопоставил всё это с фрагментом из книги Щеглова,
- добавил в свой текст реплики с этого форума (чтобы показать Долгушину по приезду в Москву или попрошу коллег распечатать в Москве и передать Долгушину в руки).
В ближайшее время выложу на всеобщее обозрение.
Получилось весьма любопытно.
В том числе любопытный фрагмент - рассказ Долгушина о том почему несмог вместе с ним взлететь Макаров...
Сейчас расшифровывал рассказ Долгушина о ночной посадке двух полков в Лиде в ночь с 22 на 23 июня.
На текущий момент уже набраны 2 варианта - первый и декабрьский.
Предстоит скомпоновать их в один.
На очереди дословный декабрьский рассказ Долгушина о том как их пушечная 4-я эскадрилья приземлилась на "аэродроме 127-го полка"
в Черлёне и кроме патронов к ШКАСам заряжать их было больше нечем...

А завтра в 11.30 (по Московскому времени) договорился ознакомить со своей последней версией моего исследования моего "духовного отца" и предшественника на моём поприще моего старого друга и коллегу доцента Владимира Антоновича Неделько.
И рассказать ему о новостях о Долгушине.
Если у кого есть вопросы к Неделько - задавайте - я ему завтра передам и опубликую его ответ.
Он человек очень интересный и много знает по истории нашего города.
 
Алмер! Нужно связаться с ГСС политруком Ливенцевым из 37-го с.п. 56 с.д.
Я нашёл в инете что он и его полк встретил началовойны не где нибудь а в том самом Новом Двуре!
Когдато у нас в Гродно в самом центре города - гдето рядом с домом Батория жил ещё один политрук - друг Вещунова - Ремов Фёдоро Иванович и я даже звонил ему и говорил с ним (но он уже наверняка умер) по поводу того знает ли он что нибудь о ветеранах 213-го полка. Но его полку я в то время значения не передал. Надо бы нам с тобой связаться с его родствениками и узнать не осталось ли в их семейном архиве каких нибудь статей воспоминаний или писем о том как Ремов встретил начало войны.
Далее - нужно посмотреть в книгах Макеевой воспоминания ветеранов 37-го полка.
И нужно найти в Минске Ливенцева и пригласить его приехать в Гродно и Новы Двур вместе с Долгушиным и Трещёвым!
 
Когдато я написал здесь:

==Приведу 3 примера - попытки публикации моих материалов на Милитере, Рубоне и на айремемба.ру Драбкина:

- Артём например мне сказал (вобщем тоже что и вы) – меня мол не устраивает
для публикации на моём сайте твоя форма подачи тех же интервью с Долгушиным. Если ты сам выдерешь оттуда всё остальное, кроме слов твоих и Долгушина - можно будет поговорить и о публикации твоих интервью с соблюдением всех авторских прав, гонораров и т.п. на моём сайте, а пока - извини - у меня нет ни времени ни желания самому выдирать всё лишнее оттуда чтобы публиковать это у себя в том виде как ты мне прислал.
Я сказал Артёму – нет проблем! Не устраивает – ради бога! Если у меня самого будет время и желание повыдирать оттуда то что тебя не устраивает – я сделаю это (я тогда даже начал это делать, но потом бросил и занялся более важными и интересными делами) и тут же тебе пришлю материал в том виде который ты просишь. На том и порешили.==

Так вот - в тему про Артёма Драбкина. Позвонил я сегодня Долгушину... Впрочем чтобы долго не рассказывать - лучше дам ссылочку на форум Милитеры, где я сегодня уже сделал это:
http://militera.fastbb.ru/index.pl?1-3-0-00000498-000-0-0
Если у кого нибудь будут проблемы со входом по этой ссылке - выложу разговор с Долгушиным и тут.
 
Из многословных (как всегда) сообщений Василия не понял (как всегда) какие претензии он имеет к Драбкину:
- думаю, Артем никогда не имел в виду, что неинтересно само интервью с таким заслуженным летчиком, как Долгушин, а Василий, как всегда, критику не стал относить на свой счет...
Кстати, было бы очень интересно почитать ответ Драбкина БАрдову не в пересказе последнего, а ДОСЛОВНО - как Василий любит приводить записи своих долгих телефонных разговоров. А то, может, Драбкин и не совсем так писал, а то и СОВСЕМ НЕ ТАК...

- Долгушин (по крайней мере, в изложении Василия) не высказал ни одной ВНЯТНОЙ претензии к Драбкину. Ни одна фраза даже не договорена до конца, ни одного примера, ни одного аргумента. Как можно на основании таких реплик делать хоть какие-то выводы?
- и вопрос - неужели Бардов полагает, что он по каким-то причинам обладает монополией на общение с Долгушиным? Кто сумел добиться встречи, тот и вправе (не искажая, разумеется) публиковать свои наработки.

полностью поддерживаю вот это, написанное уважаемым assaur (на militera):
"А что за это время сделали Вы? Рассылали в неимоверных количествах бессвязные отрывки на многие форумы. И только" - в ответ от Василия мы (как всегда) видим реакцию "А кто ты такой, чтобы мне указывать? А что ты сделал"... никакого прогресса и попытки понять, что САМОМУ надо поменять...
 

Василий, умоляю, хоть стенограммы тлф-разговоров не надо тут выкладывать, утомляете.
 
==Василий, умоляю, хоть стенограммы тлф-разговоров не надо тут выкладывать, утомляете.==

А "sss" Вы не о чём не хотите попросить? Или оставить его претензии без ответа? Ну уж нет - требует ответа - он получит его.
Кстати приношу извинения за то что ещё не ответил на претензии Ваши но я не о чём не забыл - они у меня в плане. И я займусь ответом и на Ваши претензии в ближайшее время.

Итак попорядку:

==Из многословных (как всегда) сообщений Василия не понял (как всегда) какие претензии он имеет к Драбкину==

Учитывая пожелание уважаемого Экзота - ответ на этот Вопрос sss может прочитать здесь:
http://militera.fastbb.ru/index.pl?1-3-0-00000498-000-0-0
Если кратко - то я вообще претензий к Драбкину не имею - их имеет Долгушин а суть претензий чтобы не "выкладывать стенограммы тлф-разговоров" можно прочитать в соотв. ветке на форуме Милитеры.

==думаю, Артем никогда не имел в виду, что неинтересно само интервью с таким заслуженным летчиком, как Долгушин==

Я тоже так думаю Более того - я ещё думаю, что Артём быстро просёк как на этом можно быстро и легко заработать в отличие от остальных интервью и воспоминаний других менее известных ветеранов которые я ему предоставил для публикации на его сайте в соответствии с приглашением о сотрудничестве размещённым там у него. Хотите ссылочку или на слово поверите?

А если бы "Артём имел в виду, что неинтересно само интервью с таким заслуженным летчиком, как Долгушин" он бы к Долгушину и не кинулся и пол книги бы уже не написал типа о нём (а на самом деле точно в таком же виде как и я или Феликс Чуев или тот же Мухин - "вопрос-ответ" как выразился Долгушин). И Долгушину бы не пришлось говорить мне по телефону фразу "не знаю как от него (Драбкина) теперь избавиться".
Вам и после этого ещё чтото непонятно? Вы хотите убедиться в правдивости моих слов услышав оцифрованную "стенограмму ТЛФ разговора" в виде аудиофайла? Так можно сделать проще - телефон Долгушина есть в инете (Драбкин по крайней мере его легко нашёл) - просто позвоните Долгушину и сами запишите СВОЙ разговор с ним на ту же тему а потом сами его опубликуйте

==думаю, Артем никогда не имел в виду, что неинтересно само интервью с таким заслуженным летчиком, как Долгушин, а Василий, как всегда, критику не стал относить на свой счет...==

По поводу второй половины этой фразы - Вы сами то поняли хоть что сказали?

Кстати и у меня вопрос к Вам - интересно, а почему когда Вы продублировали этот свой постинг на форуме Милитеры, Вы удалили из него эту фразу?
Постеснялись? Или может быть я её там не заметил?

==Кстати, было бы очень интересно почитать ответ Драбкина БАрдову не в пересказе последнего, а ДОСЛОВНО - как Василий любит приводить записи своих долгих телефонных разговоров==

Ответ Драбкин мне дал:
- сначала в устном виде в середине мая 2005 г. у себя на квартире при передаче ему моего компакт-диска с воспоминаниями ветеранов точно такими же как опубликованы на его сайте (образцы этих воспоминания легко можно найти и почитать на солдат.ру, ркка.ру и сайте Закорецкого),
- а после этого я получил от него лишь несколько коротких писем суть которых была в том, что он занят, уезжает кудато и напишет мне когда с текучкой разберётся и у него дойдут руки до моих материалов...
А оказалось что руки у него дошли до Долгушина... о чём он даже не соизволил меня уведомить и я совершенно случайно узнал это от самого Долгушина только что. Причём что у Драбкина не только дошли руки и ноги до Долгушина но и что он уже успел побывать у него, записать его воспоминания (за что его можно только поблагодарить - наконец то наши мэтры про заслуженного лётчика вспомнили ) ну уже втихаря и пол книги успел написать!
Вот это сотрудничество! Вот это... как это там щас крутят в московской рекламе? "Шок это по нашему"?

==А то, может, Драбкин и не совсем так писал, а то и СОВСЕМ НЕ ТАК...==

А Драбкин практически ничего то и не писал В том то и дело.
И вообще речь по большому счёту:
- не о том что он писал Бардову,
- а о том, КАК он написал о Долгушине
Это что так понять трудно?==

==полностью поддерживаю вот это, написанное уважаемым assaur (на militera):
"А что за это время сделали Вы? Рассылали в неимоверных количествах бессвязные отрывки на многие форумы. И только"==

А вы не спешите так А то уж и обрадовались
"уважаемым assaur" почемуто не понял или не заметил главного что сделал Бардов:
- привлёк внимание общественности ко всеми забытому Долгушину,
- чтобы понять что сделал Бардов - посмотрите оглядываясь назад на то что было известно о Долгушине до того как Бардов занялся его воспоминаниями и сравните с тем что известно сегодня о нём в инете - именно благодаря Бардову.

Сравните то что удалось узнать о том как встретил полк Долгушина начало войны с остальными исследованиями по этому вопросу:
- книге Скрипко "По целям ближним и дальним",
- исследованию Дмитрия Хазанова,
- книге Щеглова "А потом пришла победа",
- статье в Авиамастере "Сергей Долгушин" (забыл автора),
- нескольких куцих интервью в Красной звезде и ещё 1-2 газетах с ним не идущих ни в какое сравнение с тем объёмом работы который проделал Бардов за это время по этому вопросу.

А уж после этого - чем спешить цепляться за мнением "уважаемого ассаура" - может хоть немного своим умом пошевелите?
Или может скажете что ничего этого небыло и всё это Бардову в страшном сне приснилось - что он проделал всю эту работу?
Или что она гроша ломанного не стоит и не интересна никому?
Ну если может Вам она и не интересна, это ещё не значит что все и сам Долгушин придерживаются такого мнения.
И ещё советую обратить внимание что Долгушин говорит о результатах моей работы проделанной вместе с ним и что он говорит о "труде" Драбкина.
А уж потом и выводы делайте
 
А если уж совсем коротко передать суть просьбы Долгушина ко мне - тремя абзацами, то её можно сформулировать такими словами нашего диалога (раз уж ссс меня тут призвал к ответу ) :

Долгушин: «...Вот так вот. Но если он (Драбкин) и дальше будет так писАть»…

Бардов: «Вы ему деликатно намекните и объясните (всё, чтобы не обижать человека – что у него это не получится и что ему за это вообще не стоит браться – В.Б.) что то что он «выдал» – это (мягко говоря) не совсем то что надо»…

Долгушин: «Ну прийдётся тогда. Нужно сейчас дать ему понять, что если он и дальше так будет – так писАть – какой-то «Ералаш» получается».

(надеюсь уважаемый Экзот мне простит такую краткую передачу нашего разговора с Долгушиным и это расставит для всех непонятливых все точки над i )
 
Впервые попал на айремембер.ру - странно, что не заходил туда ранее. Драбкин крут! Такой объём информации приподнять, обработать! Можно только снять шляпу...
Книги его видел, просматривал, но чего-то желания прикупить не возникало. А сайт читаю с большим удовольствием.
 
Это верно. Именно по этому я в своё время и приехал к нему домой в Москву и предложил ему сотрудничество в соответствии с соответствующим приглашением к этому на его сайте (если Вы его там конечно заметили )
Мне сайт Драбкина подсказал коллега Илья Вернишин из Прибалтики именно как хороший сайт с которого можно брать пример.
Кстати Гродненский Рубон сделан точно по такому же принципу как и сайт Драбкина. А Вы кстати не были на Рубоне?
Форум правда там уже давно не работает и взломан хакерами и загажен но зато всё остальное работает - мне интересно Ваше мнение в сравнении Рубона и сайта Драбкина, ибо цели при создании сайта Рубона его руководитель ставил те же самые что и Драбкин.
Я по доброму завидую Драбкину и пытаюсь брать на вооружение его методы. Завидую в первую очередь тому что он живя в Москве сумел собрать команду единомышлеников с которыми они раскрутили свой сайт и после этого сумел протоптать дорожки в издательства.
 
Так что все эти гранты шмранты Драбкин за свой сайт и книги получил вполне заслуженно и его технологию успеха вполне можно и нужно брать на вооружение... ну разве что не считая того цинизма с которым он делает некоторые вещи на пути к успеху
 
Василий Бардов, пожелать 2 sss — хочу: почаще появляться и чтобы у него хватило терпения общаться с вами на нормальном языке, а не на том, на котором заслуживаете.
всех непонятливых
Единственный тут непонятливый — именно Вы.

Короче, Василий. Несмотря на безмерное уважение к теме ВОВ и к ветеранам, будете продолжать в том же духе — ветку закрою: всё что Вы могли сказать, Вы уже написали, а разборки с привлечением Вами чужих мыслей и тупых рекламных слоганов никому не интересны. Ещё один подобный постинг и ветку закрою без предупреждения.
 

Мне тут Геннадий Спаськов 8 апреля письмо прислал с вопросами (возможно это кого нибудь заинтересует или кто нибудь сможет чтото подсказать ему по этому поводу):

"Генадий" - В.Бардову (8.4.2006 г.):
Уважаемый Василий Бардов! С интересом прочитал запись Вашей беседы с генералом Долгушиным. Прошу Вас при случае выяснить у С. Ф. Долгушина следующие важные моменты:

  1. 19 июня нарком обороны издал приказ о маскировке аэродромов и рассредоточении самолетов на аэродромах. Какие последствия он имел для 122 ИАП? Рассредоточивались ли самолеты 19-20 июня? Был ли соответствующий приказ по полку, и если был, то почему и когда отменен, если утром 22 июня, цитирую С. Ф. Долгушина, «Мы стояли «в линейку»?
  2. Утром 21 июня за подписью и.о. начальника штаба ВВС ЗапОВО Тараненко в части ушел приказ о приведении их в боеготовность. Объявлялась ли утром 21.6 тревога в 122 ИАП, и если да, то когда она была отменена? Или разоружение полка и было отменой этого приказа?

А вот что мне по этому поводу говорил сам Долгушин:

ДОЛГУШИН: “Говорят: Сталин виноват – (что-то) не разрешал, запрещал всё…
Никому он не мешал и могли бы всё это дело вывести вовремя!
Почему в то же время на Украине половину авиации с границы сняли вечером 21-го (июня 1941 г. – В.Б.) и увели ночью в тыл на запасные аэродромы?!
Теперь, Одесса: всю авиацию (командующий округом – В.Б.) вывел на запасные аэродромы и немцы «пришли» (прилетели – В.Б.) бить по аэродромам, а они пустые. (Поэтому) это идиотство - ссылаться на Сталина (что мол Павлов отдавал такие вредительские приказы боясь репрессий с его стороны – В.Б.): командующие Киевским и Одесским округами не побоялись и авиацию спасли...
(коментарии Глеба Бараева по этому поводу можно почитать в этой ветке: ).
Что, Сталин запрещал (действовать грамотно – В.Б.) или так решил?!
Это идиотство рождалось в главном штабе ВВС, в управлении и в Генеральном штабе...
Почему авиация погибла в Белоруссии и Прибалтике?
В чем причена гибели - ошибки:
  • главкома ВВС,
  • штаба ВВС и
  • Генерального штаба»... и т.д.

Т.о. получается в случае с 122-м ИАПом, что:
  • "приказ наркома обороны о маскировке аэродромов и рассредоточении самолетов на аэродромах" в этом полку выполнен не был и до л/с доведён небыл также,
  • соответствующего приказа по полку не было,
  • самолеты не рассредоточивались 19-20 июня,
  • недоведение и невыполнение "приказа наркома обороны последствия имели для 122 ИАПа" самые печальные (о чём Долгушин и рассказывал, а я публиковал его рассказ).
  • объявлялась ли тревога в 122 ИАП утром 21.6.41 Долгушин никому не рассказывал,
  • разоружение полка и было не "отменой этого приказа", а следствием:
а) прилёта в полк для проверки разведданных Павлова, Копца и Ганичева,
б) того что 18 июня лётчик Белогуб сбил над границей немецкий самолёт-нарушитель.

==Есть основания полагать, что вечером 21 июня, до пресловутой Директивы №1 Тимошенко и Жукова, войска, в т.ч. ЗапОВО и его авиация, получили (либо должны были получить) какие-то дополнительные указания (приказы) по приведению в боеготовность.==

Интересно, что это за "основания"?
"Должны были" это ведь одно дело, а "получили" - совсем другое.
К томуже Долгушин в то время только был назначен исполнять обязанности командира звена и чтобы до него что нибудь доводили тогда подобное мне ничего не рассказывал.
С другой стороны было бы очень здорово поискать "концы" тех кто находился тогда в Новом Двуре и пережил войну: родствеников Якушина, Уханёва, Николаева и остальных - вполне возможно что в их семейных архивах имеются ответы на многие вопросы либо они чтото рассказывали своим детям и внукам, как к примеру стрелок-радист 16 СБАПа Сальников своему сыну проживающему сейчас в Монреале (Канада), откликнувшийся мне после публикации рассказа Долгушина.
Кстати оказалось что Сальников-отец служил КАЖЕТСЯ в том же звене в котором служил легендарный Протасов, совершивший таран Ме-110 на СБ в Черлёне.
Кстати надо бы спросить у админа Рубона "Алмера" как там его свидетель (работница военторга Ася... как там её) что она может сказать по поводу того где похоронили погибших лётчиков.

То что в 122 ИАП в ночь на 22.06 не спали, объясняется по словам Долгушина только тем, что полк был разоружен.
По тревоге их подняли около 2 часов ночи.
Это всё что он мне говорил и я дословно опубликовал это.

==или были какие-то новые попытки объявления тревоги?==

Как я понимаю, после ужина и до 2 часов ночи 22 июня никаких "новых попыток объявления тревоги" в полку небыло.

==Есть ли у Вас какие-либо сведения по приведению войск в боеготовность в последние предвоенные дни и часы часов на любых уровнях – от полка до округа?==

Плановые были. Экстренных не припомню. Был интересный момент в 213-м с.п. - зам. комбата-3 ст.л-т Вещунов и другие ветераны говорили мне что окопы копать они ходили перед началом войны совершенно не туда, где по тревоге заняли оборону своего лагеря:
  • оборону лагеря заняли по южному берегу Августовского канала на отрезке между двумя параллельными дорогами на Калеты и на Соничи,
  • а вот копать окопы ходили кудато в сторону п/з №3 Усова. Причём по словам Н.С.Нагорного утром 22-го июня там находилась 5-я рота полка где служил политрук Герасимов В.М. (его вдова живёт на одной улице с доцентом ГрГУ Неделько в Гродно) и говорил что комполка Яковлев посылал Нагорного с пакетом (приказом на отход оттуда чтобы рота присоединилась к полку).
То что окопы ходили копать мне говорили почти все. И только один зам. комбата-3 Вещунов незадолго до его смерти как то многозначительно мне намекнул понимаю ли я ПОЧЕМУ они перед войной копали окопы в одном месте, а оборону заняли совсем в другом?!
- А и действительно - Почему - переспросил я у него.
А он мне и ответил, что в случае войны видимо наступать они должны были как раз в том месте, куда они и ходили окопы копать - видимо это был их район сосредоточения для того чтобы оттуда двигать в Польшу.
Причём возможно гдето на аудиокассетах у меня даже имеется запись этого разговора. Я ещё нигде не публиковал этого.
А вообще чтобы ответить на этот Ваш вопрос нужно перелапачивать весь мой поисковый архив с письмами и аудиозаписями за 20 последних лет и съездить в музей школы г.п. Сопоцкина - там тоже есть кое что интересное, по крайней мере письма Воронца и Алексеенко. Они много интересного писали туда пока были живы. . Сейчас на первом месте у меня вопросы с работой и подготовкой к:
  • приёму у нас сына комиссара 213 с.п. Черных
  • поездки к Долгушину, Трещёву, С.Микояну, Лавейкину, Попкову и Фёдорову в Москву.

А вот 9-й пульбат действительно был поднят по тревоге примерно в то же время что и 122-й ИАП.
Что же касается к примеру 127-го ИАПа находившегося в летних лагерях в урочище "Лесище" под Скиделем, то этот полк как я понял вообще не поднимали по тревоге в 2 часа ночи как полк Долгушина.
 

А на самом деле всё было гораздо проще. По словам С.Ф.Долгушина номера на самолётах рисовались в соответствии с какими-то заводкими номерами паспартов их или чего-то вроде того - какойто документации. И нарисованы номера были ещё на заводе. Поэтому при переходе из одной в другую эскадрилью Долгушин пересел с пулемётного И-16 за каким-то номером на пушечный за номером 16.
В связи с этим в эскадрильях номера самолетов шли в перемешку
 
Кстати - кто-то тут спрашивал что было с Долгушиным и Луцким после смерти Сталина. Так вот он рассказал мне все подробно. В сети я этого рассказа еще не видел. Говорит Хрущёв боялся что они с Луцким грешным делом могли разбомбить их ЦК вместе со Старой площадью - это если коротко
 

Я просто процитирую ответ самого С.Ф.Долгушина на вот этот вопрос:
"Из многословных (как всегда) сообщений Василия не понял (как всегда) какие претензии он имеет к Драбкину".

Претензии к Драбкину имел сам Сергей Фёдорович, и замечу, не малые.
 
Я в этой ветке, кажется обещал привести
примеры успешного применения РС-ов с наших истребителей (в т.ч. и И-16) по воздушным целям.
Ну так вот они:

1) Сухоруков-Голодникову: «РСы на И-16 были»?

Голодников: «Были. 57 и 82 мм. 57 мм - основные. Устанавливались по два на плоскость. Не очень точные, особенно 57 мм. Но по групповым целям работали хорошо. Если залпом по группе «бомберов» пустить, группа строй теряла, в разные стороны разлетались. Страшно».

Сухоруков: «Взрыватели дистанционные устанавливали»?

Голодников: «В основном - да».

2) С.Ф.ДОЛГУШИН - В.Бардову (Dsci0028-1.wav, 00:10):
«Я тебе расскажу случай (произошедший – В.Б.) не со мной: Иван Иванович Клещёв на ЛаГГ-3 был севернее Ржева. И вот он пускает 2 РС-а по пятёрке, семёрке или девятке Ю-87:

- РС попадает в одного – тот взрывается,

- Ведомые шарахнулись – два столкнулись,

- И (Клещёв – В.Б.) подошёл и вторым РС-ом ещё одного сбил!

И вот, таким образом за один заход он сбил 4 Ю-87»!


Сергей Исаев (15.11.2006 г.):
«Я уже слышал этот рассказ из другого источника, но наверное, тоже со слов С.Ф., но там упоминается Торжок. Т.е. по всей видимости речь идет о том периоде, когда Клещев воевал комэском в 521-м иап (до перевода в 434-й иап). Ибо 521 иап зимой 1941-42 годов действительно летал на ЛаГГ-3».


Дмитрий Хазанов ("Неизвестная битва в небе Москвы", ч.2):
"Патрулирующий неподалеку ст.лейтенант Н.Ф.Бочаров из 21-го иап на ЛаГГ-3 смело ринулся навстречу противнику. Немецкие истребители:

- первоначально решили выйти из боя,

- а затем круто развернулись и перешли в лобовую атаку...

В ответ Бочаров открыл огонь из пушки, пулеметов и выпустил реактивные снаряды:

- машину Кальдрака поразило прямым попаданием РСов - она взорвалась в воздухе,

- осколки снарядов также попали в кабину и мотор ведомого Bf 110; немецкий самолет загорелся и врезался в землю...

Бочаров совершил вынужденную посадку неподалеку от места боя... Вскоре у деревни Семеновская обнаружились обломки двух "мессеров" (№№ 4044 и 4057) и смелого летчика наградили орденом Ленина".


Bersrk: Bf 110 на Восточном фронте. ( http://www.sukhoi.ru/forum/showthread.php?t=43953 )

«Мне случай с 16 января ОЧЕНЬ напоминает 3 февраля...


Во время боевого вылета на штурмовку аэродрома Базары, 25 км южнее г.Торопец 3 февраля 1942г., в Bf110E-1 «S9+IC» (W.Nr.4057) Кальдрака неожиданно столкнулся с Bf110E-2 «S9+TC» (W.Nr.4044), пилотом которого был оберлейтенант Вольфганг Ортманн (кстати, бразилец по происхождению, как и Эгон Альбрехт – вот совпадение ), и упал на землю.

Рапорт о боевом вылете фельдфебеля Тамма (кстати, вышеупомяноутого), участвовавший в том вылете (кстати сравните с данными М.Зефирова в его книге про Асов Люфтов):


«Я летел третьим номером в звене гауптманна Кальдрака в налёте на аэродром Базары (квадрат 17683) 3 февраля 1942г. В это время на аэродром совершил вынужденную посадку легкий разведчик Р-5, который был подожжен в ходе второй атаки гауптманном Кальдраком. Затем он взял курс домой, и оберлейтенант Ортманн последовал за ним, держась немного позади ведущего. Неожиданно мой бортстрелок закричал: “Истребитель сзади!!!” Я осмотрелся и увидел МиГ-1 у меня на 6 часов в 100 метрах. Я немедленно заложил вираж. После 3 полных виражей МиГ -1 вышел вправо. Я закричал по радио: “Я атакован МиГ-1!!!” В результате ведущая пара развернулась и поспешила мне на помощь. Гауптманн Кальдрак быстро зашел в хвост русскому истребителю. Оберлейтенант Ортманн следовал за ним на очень небольшом расстоянии. Увидев опасность, МиГ начал совершать серию очень крутых виражей. Наконец, когда гауптманн Кальдрак вышел на позицию для стрельбы, я увидел, как самолёт оберлейтенанта Ортманна протаранил самолёт своего ведущего в районе кабины бортстрелка. Вспыхнуло пламя и оба «мессершмитта» разлетелись на части. Я не заметил, чтобы кто-то воспользовался парашютом. После это я ничего не видел кроме МиГ-1, который находился как-раз у меня в прицеле. После того, как я сбил его, меня атаковал ещё один МиГ-1, и я вышел из боя и вернулся на свой аэродром.»

5 февраля 1942 гауптманн Рудольф Кальдрак был посмертно награждён Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту".


Михаил Быков: Bf 110 на Восточном фронте. (http://www.sukhoi.ru/forum/showthread.php?t=43953 )


«…в документах 21 иап и 4 сад ст.л-ту Бочарову на искомую дату засчитано 2 сбитых Ме-110 в р-не Старая Торопа.

А что, красивый эпизодец, возможно, так оно и было. У немцев как ни глянешь - то ЗА сбила, то свои, то сам упал... Недавно на АИФе эпизод со сбитием Лигница обсуждали, так они его тоже на ЗА относят, тогда как 100% Одинцов эрэсом фуганул».



Timsz Bf 110 на Восточном фронте. ( http://www.sukhoi.ru/forum/showthread.php?t=43953 )

«А, может, пальнул из РСов, Ме дернулся и столкнулся с ведомым, облако взрыва, а с МиГа казалось, что это РС взорвались».


Михаил Быков: Bf 110 на Восточном фронте. (http://www.sukhoi.ru/forum/showthread.php?t=43953 )

«Все могет быть, точно теперь уже никто не скажет. Но если даже эти 2 мессера просто столкнулись при атаке Бочарова - это 100%-ная воздушная победа нашего летчика, причем двойная, а никакое не случайное столкновение при маневрировании в бою, как это представлено в рапорте немца».


Bersrk: Bf 110 на Восточном фронте. ( http://www.sukhoi.ru/forum/showthread.php?t=43953 )

«Может быть... Старая Торопа как раз к югу от Торопца...

А по потерям - есть ли в том же районе? Похоже, сам Бочаров был тоже сбит, если он сел на брюхо... Не он ли - победа фельдфебеля Тамма?

Очень интересный бой... Было бы неплохо разобраться...

По сути, "последний вылет Кальдрака" - это почти то же самое "по важности", как, например "последний вылет Киттеля" - они ведь оба были одними из лучших в своём роде... Киттель - в истребителях, Кальдрак - в цершторрерах (при этом он был на тот момент ведущим по кол-ву сбитых)».


Михаил Быков: Bf 110 на Восточном фронте. (http://www.sukhoi.ru/forum/showthread.php?t=43953 )

«Сообщается, что самолет Бочарова получил многочисленные повреждения от взрыва собственных эрэсов. Насчет того, что его кто-то атаковал, данных нет».

Bersrk: Bf 110 на Восточном фронте. ( http://www.sukhoi.ru/forum/showthread.php?t=43953 )

Цитата:

Hptm. Kaldrack then left followed of close for the Oblt. Ortmann. I followed a little behind. Suddenly my radio-operator informed: fighter behind! I looked at around and saw an airplane about 100 meters to the side and behind me and I identified it as a J-18. Because of this immediately I made a turn. After three circles of 360 degrees the fighter came in a half curve for the right. I spoke for the radio: I am in combat with a J-18! Asresultboththeairplaneshadapproachedimmediately.


То есть Бочаров атаковал сначала Тамма, после 3 полных виражей он (видимо, увидем что 2 других развернулись и идут к нему) пышел из виража направо и пошел навстречу Bf110.

Цитата:

Hptm. Kaldrack bent inside of the trajectory of the J-18 with the Oblt. Ortmann following it very close. The J-18 made more closed circles.


Самые непонятки вот здесь. По словам Тамма, Кальдрак начал опять кружиться с ЛаГГом. А по словам Хазанова, ЛаГГ стрелял в лобовой атаке.

Цитата:

When Hptm. Kaldrack was located behind enemy, I saw that the airplane of the Oblt. Ortmann collided in the height of of the radio-operator. I saw then flames and parts of both the spread airplanes. Ididnotseeanyparachutes.


Похоже, что тут было чуть-чуть иначе. Не Кальдрак был на 6 у ЛаГГа, а ЛаГГ у него. А за ЛаГГом шёл Тамм. Бочаров пускает РС, взрыв, Ортманн дёргается и таранит Кальдрака, а Тамм, находясь в выгодной позиции, стреляет по Бочарову.

Цитата:

From then on I could not see more nothing, therefore I placed myself in a favorable position behind a J-18 and I knocked down it but I finished being attacked for backwards for another J-18 and in the combat that if followed I left the area of the fall.


Но тут Тамма атакует ещё один истребитель (видимо тоже ЛаГГ), и он не может "добить" Бочарова и уходит домой.

Owl - есть ли какой-нибудь документ типа Таммовского описания боя, только с "нашей" стороны?

P.S.Фельдфебель Роберт Тамм погиб 31-05-42, когда его Bf 110 F-2/Trop, S9+GL, 4540, разбился на взлёте с аэродрома Лембург. На его счету было 5 побед.

Вообще этот новый Bf110F-2 погубил уйму людей. За 7 дней при перегоне из Германии на фронт разбилось 8 Ф-2/Ф-4(в каждом сидело по 3 человека - все погибли, в том числе командир 3./ZG 1). Там были проблемы с креплением двигателя, и когда на взлёте лётчик давал полные обороты - его срывало с креплений из-за вибрации.


Михаил Быков: Bf 110 на Восточном фронте. (http://www.sukhoi.ru/forum/showthread.php?t=43953 )

«У меня, увы, нет
, только выписка из ЖБД 21-го иап о том, что Бочаров сбил в бою 2 Ме-110 и их ему засчитали.По идее, осписание боя в журнале было, но я не выписывал».


Бардов к Долгушину: «А я интересовался этим вопросом и даже спорил с лётчиками и историками. Они говорили, что т.к. точность была у РС-ов почти нулевая, толку с них по воздушным целям было мало и их следует рассматривать только как оружие по наземным целям – как бомбы. Я сказал им – извините, ребята – было во время войны применение РС-ов и по воздушным целям и бывало оно вполне успешное»!


Долгушин (01:16): «Было и по воздушным целям, особенно – по группе бить: вот на Яках в 1943-м году мы воевали в Спас-Демьянской операции: у нас на всех машинах висели по 2 82-мм (РС-а – В.Б.) – у штурмовиков достали и вместо бомб подвесили их».


Бардов: «На каждое крыло»…


Долгушин: «По одному. И вот подчас по группе бомбардировщиков бьёшь – я сейчас не помню, сбивали или нет, но то, что разлетались группы – (это точно – В.Б.)!

А вот в 1941-м году под Смоленском мы их на МиГ-3 здорово били вот этими 82-мм-выми, даже дистанционно! Особенно, когда идут они – три девятки, а то один раз – пять девяток идут! И вот по строю бить – разгоняешь их и потом сбиваешь! А они иногда падают. Это были хорошие (РС-ы – В.Б.)».


Бардов: «Так что не только по наземным целям»?


Долгушин: «Не только по наземным – и по воздушным целям. И мы на них не обижались. И если летишь… Вот тут вот – КП надо было разрушить командиру корпуса на Московском канале. А это на глазах у Жукова! Если карту большую открыть – крупномасштабную - я даже могу назвать, где это»…

(Dsci0028-1.wav, 00:10): «- … товарищ командующий.

- Ну – молодцы!

Что интересно – когда мы все карты эти отдали, он (командующий, генерал Жуков говорит – В.Б.) этому полковнику: «И дай им немножко. Дай им – что ж они, понимаешь, в сухомятку будут что ли обедать - кушать то»?!

Я говорю: «Товарищ командующий – нам лететь ещё»!

А он отвечает: «Да что я вас (лётчиков – В.Б.) – не знаю, чтоли?! Выпьете грам по 100-150 – что вас – возьмёт что ли?! Я вас по ХалхинГолу знаю»!


ДОЛГУШИН: «Какие самолёты были у нас - тут вот

(«Авиация Второй мировой: И-16ИстребительОКБ Поликарпова») пишут:

«Подвесные баки и ракетное вооружение («PC») могло устанавливаться в зависимости от заказа на типах 18, 24, 27, 28».

А у нас были и ракетные машины. Но мы их ни разу не испытывали. Они у нас стояли на аэродроме, были в Новом Дворе, но в нашей эскадрилье их небыло».


Бардов: «Т.е. они стояли вроде как в резерве»?


ДОЛГУШИН: «Нет – кто-то же на них прилетел.

(Dsci0028-1.wav, 00:00, http://slil.ru/23373978): По моему они с РС-ми были:

- в управлении полка - у командира полка и заместителя

- или у кого нибудь из командиров соседних эскадрилей.

А вот БСов своих мы тогда ещё не знали».


Бардов: «Т.е. у них под крыльями были заводские крепления под направляющие для РС-ов»?


Долгушин: «Бомбодержатели и 4 штуки направляющих для РС-ов (то же, что потом и на МИГ-3 было, только на МИГ-3 их было не 4, а 6: 6 бомбодержателей и 6 направляющих для РС-ов – они же почти одинаковые).


Бардов: «Т.е. получается, что видимо они были у командира полка Николаева и его заместителя Уханёва, которому подбили мотор? Так получается, что:

- на этом пулемётном И-16 с РС-ми ему мотор и подбили, он посадил её и она так и осталась на аэродроме «Новы Двур»,

- а Николаев на своём пулемётном И-16 с РС-ми улетел на аэродром 127-го ИАПа?!


Долгушин: «Да».
 
Бардов Василий, воспоминания - это не источники. От слова совсем. Попробуйте, скажем, сами вспомнить, что вы делали 12 июля 1999 года.

Пример: вот кусок интервью

НАР 57 мм на вооружении РККА не было. Промышленность освоила выпуск только одного типа пороховой шашки - диаметром 24 мм. Уже 4 шашки дают диаметр описанной окружности почти 58 мм, это без толщины стенок - не получается.

РС-82 - это 7 таких шашек (72 мм диаметр + стенки), РС-132 - 19 шашек (120 + стенки). Позднее появились шашки диаметром 40 мм (РС-132 - 7 шашек)

В то же время, Голодовников ничего не придумал. Он просто чуть-чуть не так вспомнил. 57 мм гуляют по литературе и помимо него. Вот, например, с одного из сайтов:
НУРС 57-мм РС-82! Но ведь мы все знаем, что диаметр РС-82 - 82 мм, именно поэтому он и назван РС-82. Откуда 57 мм?

Всё просто. Длина пороховой шашки (той самой, диаметр которой 24 мм), из которых собирался двигатель РСов - 57,5 мм. В двигателе РС-82 - 28 таких шашек (по 7 в ряду, 4 ряда). Только позднее научились делать длинные шашки в 230 мм.

А при подготовке лётчиков им давали много зачастую совершенно ненужных чисел (это вообще особенность и недостаток советской школы). Они оставались в памяти.

Вот и у Голодовникова остались связанные с РС числа "57 мм" и "82 мм". И получилось "два типа РСов". Плюс ассоциация усилилась послевоенными НАР С-5. А дальше - просто "здравый смысл": "Те, что поменьше - менее точные".

Вывод: писать историю на основе мемуаров дело не только бесполезное, но и вредное. Мемуары могут быть только дополнительным источником, приправой, проясняющей отдельные детали, прежде всего, взаимоотношений между людьми. Но с приправами при готовке надо быть осторожным.
 
Последнее редактирование: