Вопрос по Кравченко: может ли кто нибудь прокоментировать:
- версию Скрипко и Емельяненко о том как и когда Кравченко принял командование 11-й САД (из мемуаров Скрипко и книги Емельяненко складывается впечатление как будто бы 22 июня Кравченко должен был уже принимать дивизию в Лиде),
- свидетельство Долгушина по этому поводу:
СКРИПКО (
http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html ) :“Но вскоре и над этим аэродромом появилась группа фашистских бомбардировщиков. По приказу комдива звенья наших истребителей атаковали врага… Загорелся один Ю-88. Однако гитлеровцы все же прорвались к аэродрому Лида — на летное поле посыпались вражеские бомбы»…
ДОЛГУШИН: “Ничево этого небыло!
Над Лидой небыло боев – мы не вели боев над Лидой!
Командир дивизии сказал: «Разрулите машины»!
БАРДОВ: «А что значит «разрулите машины»?
ДОЛГУШИН: «Мы стояли около ангаров, «в линейку» (выстроенные в одну линию – В.Б.) . А («разрулить» означало – В.Б.) отрулить к камням на другую сторону аэродрома и рассредоточить 30-50 м друг от друга.
А аккумулятор у меня уже подсел и я решил так:
- ручкой раскрутил эклипс (болванку),
- потом вместе с ручкой вскочил в кабину,
- соединил (?) и мотор запустился у меня,
- я почти с поднятым хвостом подрулил к камням на ту сторону,
- развернул на 180 машину,
- стал,
- выключил мотор,
- вышел из машины,
- отошел к камням, зашёл за камни (метров на 30) покурить,
- сел и закурил.
Сижу, курю. Рулят ещё некоторые. И вот, когда наши к камням туда (где делали бетонную взлетную полосу) подруливали, смотрю - нагрянули Ме-110 и застав там наших на рулёжке, начали бить по всем, которые рулили на полосе аэродрома. А самолетов на рулежке было еще много. А Ганичев и полковник Захаров (заместитель его)…”
Бардов: «Стояли посреди аэродрома и как будто регулировали движение как милицейские регулировщики»?
Долгушин: «Ну так вот так получается – на хрена они сюда вышли на площадку?!
И в это время девятка (Ме-110 – В.Б.). И пошлО!
СКРИПКО (
http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html ) :«…гитлеровцы … прорвались к аэродрому Лида — на лётное поле посыпались вражеские бомбы. Полковник П. И. Ганичев не внял просьбам подчиненных:
- не ушел в бомбоубежище, где находился его командный пункт,
- даже не захотел лечь на землю, когда начали вокруг рваться бомбы. Тяжело раненный в живот осколками, по дороге в госпиталь он скончался. Вскоре получил ранение и вступивший в командование дивизией подполковник Юзеев».
ДОЛГУШИН: “Кто такой Скрипко?! Всё это дело – ничево небыло:
1) На аэродроме ангары были, а метров 500 от ангаров, было 3-х этажное здание, где находился медпункт и штаб полка. И там вот подвалы были. И вот (когда мы вернулись из Черлены ночью с 22-го на 23 июня – В.Б.) нас с аэродрома поселили в эти подвалы. И из этих подвалов и увезли нас, а никакого командного пункта и бетонного заграждения небыло! Просто были ангары и камни, где начали сторить бетонную полосу с обоих сторон.
2) Никаких осколков небыло – просто от обстрела пулями.
Бомбёжки небыло. Бомбы никто… (из немцев не сбрасывал – В.Б.).
В результате этого налета Ме-110, машинам ничего не сделали - они штурмовали из (своих) передних пулеметов: у него же 6 “дудок” впереди – 2 пушки и 4 ПМ. Вот этим они и били – ни одной бомбы небыло, но:
- пуля командиру дивизии попала в живот,
- а Михайлову (его заместителю) - в ногу (только я не знаю, кость пробили или нет, но больше я его не видел, с нами он не уезжал и куда он делся – не знаю),
- и убили одного из летчиков - командира звена Огнькова Петра прямо в кабине его СЛ, застав его на рулежке - пуля попала Огонькову прямо в висок (это был тот самый, Петька Огоньков кто первый на рассвете взлетел в Лиду, чтобы связаться с командиром дивизии и доложить какое состояние полка, когда оказалось 22-го июня что вся (телефонная – В.Б.) связь была порезана а радио и никакой другой связи небыло. Он прилетел успешно, доложил, какое состояние полка, но не вернулся в полк и так и остался там» /1,8/).
Бардов-Бараеву: 30.04.2004 18:13
«Ваше отношение к версии Марка Солонина»?
«Что вы думаете по этому поводу»?
Глеб Бараев «Смотря к какой версии» 30.04.2004 23:46
«У Марка Солонина много версий:
- в том, что потерю боеспособности советской авиацией нельзя объяснить исключительно разбомбленными с утра 22 июня на аэродромах самолетами, безусловно можно согласиться,
- в том, что во многих случаях имела место потеря управления авиасоединениями – тоже, - а вот с попытками объяснить все опять же одной-единственной причиной согласиться нельзя, - и нельзя перехваливать рядовых авиаторов, мол, если б не начальство, они бы немцам показали... В конце концов для немцев 22 июня не были редкостью 5-6 вылетов, ничего подобного в советских ВВС не наблюдается».
Бардов-Бараеву «Re: Смотря к какой версии» 01.05.2004 13:57http://www.soldat.ru/forum/forum.html?page=1&id=6631
Имеется в виду следующая версия:"Откуда у Глеба Бараева инфа про 20 июня, когда было принято решение о снятии Ганичева (в тот же день было принято решение о снятии и аресте Птухина).
Ведь тогда получается, что:
> - Павлов> - Копец > - московская комиссия высокого уровнясобрались вечером 21 июня «в гостях у разоблаченного врага народа" Ганичева?
И там они все вместе приняли решение разоружить самолеты 122 ИАП ?
Вопрос в том, не мог ли Ганичев проходить по делу Птухина и (впоследствии – В.Б.), во время налёта (Ме-110 на аэродром в г. Лида 22 июня – В.Б.) по словам Скрипко преднамеренно отказаться уходить с поля аэродрома, чтобы тык скыть принять геройскую смерть»?
Бардов-Долгушину: «То есть ни о каком «геройском самоубийстве» (Ганичева), как будто бы он подставил себя под пули,речь не шла»?!
Долгушин: «Абсолютно! Когда (Ме-110) отшрурмовали – Ганичева увезли и через 2 часа он умер. Хотя тут пишут, что им занимались («по дороге в госпиталь он скончался») – а чево им заниматься, когда»…
Глеб Бараев 26.04.2004 00:27 «Ганичев в должности комдива в любом случае пребывал последние дни, ибо не позднее 20 июня комдивом-11 был назначен дважды ГСС Г.П.Кравченко, которому не дали даже сыграть собственную свадьбу, приказав срочно отбыть в Белоруссию:30.04.2004 17:52
В.Емельяненко. «В военном воздухе суровом». Москва, 1985, с.94
Дальше я копирвю текст с сайта "Военная литература". Там выложено издание 1972 года. От издания 1985 года отличается тем, что не указана дата 20 июня и тем, что отсутвует фраза о том, что вылететь в дивизию Кравченко было приказано немедленно. Свадьба была назначена на воскресенье 22 июня, а назначение состоялось не позднее пятницы 20 июня»...
Долгушин: «Этого небыло. Кравченко небыло никакого. Всё это - ерунда. Найдём это дело. Я потом расскажу откуда Кравченко появился
(с аудиозаписи 12-2006 – В.Б.).
Кравченко в Орше собирал что мог (написано рукой самого Долгушина на распечатке вышеизложенного – В.Б.)».
Глеб Бараев 30.04.2004 17:52
«Итак, вот что пишет Емельяненко:«С ноября сорокового Григорий Пантелеевич Кравченко учился на курсах усовершенствования высшего начальствующего состава при Академии Генерального штаба. В июне сорок первого его срочно вызвали в Кремль.
— Какое бы назначение вы желали получить теперь? — спросил его Сталин. Кравченко доводилось с ним встречаться не раз.
— Товарищ Сталин, пошлите на дивизию, попробую потянуть...— Ну что ж, поезжайте принимать дивизию».
Трудно теперь гадать, почему Кравченко не пожелал более высокого назначения, на что, безусловно, мог рассчитывать. Может быть, здесь была проявлена скромность, а возможно, на его решение повлияла судьба его боевых друзей. Прославленные летчики — сначала дважды Герои Советского Союза Я. В. Смушкевич, а затем Герой Советского Союза П. В. Рычагов, отличившиеся в боях в Испании и в Китае, были выдвинуты на пост начальника Главного управления ВВС Красной Армии, а затем несправедливо низвергнуты и осуждены по наговору.Из Кремля Кравченко вернулся к себе на дачу, в Серебряный бор. За большим столом сидели его родители, четыре брата (два Ивана и два Федора) и сестра Ольга.
— Свадьбу придется отложить, — сказал он.
— А это письмо передайте ей завтра, — и положил на стол запечатанный конверт. На нем было крупно написано: «Большой театр» и имя известной балерины. Распростился, взял походный чемодан и уехал на аэродром. — До скорой встречи»!
Бардов: "Но как Вы узнали номер дивизии"? 30.04.2004 18:06
которую Сталин решил выделить для Кравченко?
Глеб Бараев Re: Но как Вы узнали номер дивизии? 30.04.2004 23:40
«Так Кравченко и принял 11-ю дивизию де-факто.Об этом пишет и Емельяненко, и в других местах можно прочесть».
Долгушин: «Этого небыло. Кравченко небыло никакого. Всё это - ерунда. Найдём это дело. Я потом расскажу откуда Кравченко появился. Кравченко в Орше собирал что мог (расшифровка аудиозаписи + коментарий написанный Долгушиным на распечатке рассказа Г.Бараева – В.Б.)».
СКРИПКО (
http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html ) :
“ Вскоре [68] получил ранение и вступивший в командование дивизией подполковник Юзеев.В сложной напряженной боевой обстановке 11-ю смешанную авиадивизию возглавил подп-к Гордиенко, командовавший до этого 127-м ИАПом. Получив донесение от поста ВНОС о том, что немецкие СЛ-ты держат курс на аэродром, где базировался 16-й СБАП, Гордиенко поднял 127-й ИАП на перехват. В районе н/пунктов Черлёна, Мосты и Гродно, летчики этого полка дерзко атаковали группы СЛ-тов противника и сбили 4 бомбардировщика, 3 истребителя, потеряв 4 свои машины”.
ДОЛГУШИН: “Никто не вступал: командир полка наш Николаев был жив и здоров и вместе с нами находился. И вместе ехали в Москву, из Москвы в Рязань и только в Монино разошлись. Он с полком с 2-мя эскадрильями ушел под Белый, а мы отдельной эскадрильей ушли в Царево Заимище, во главе с Семеновым”.
БАРДОВ: “А вот этого подполковника Юзеева Вы знали”?
ДОЛГУШИН: “Нет – абсолютно!”/9/