Глонасс vs GPS

Техник

Старожил
ГЛОНАСС почти не видна
06.04.2007 10:14 | Независимая газета
Для обеспечения спутниковой навигации требуется группировка в 28–30 космических аппаратов

На заседании президиума Госсовета президент выразил надежду, что первый заместитель премьер-министра Сергей Иванов до конца 2007 года выполнит задачу по запуску спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. Иванов пообещал, что к концу года орбитальная группировка будет насчитывать 18 космических аппаратов и обеспечит услугами всю территорию России. Насколько реальны эти обещания?

Спутник недоступен

По сообщениям из Роскосмоса, с полудня 3 апреля к действующим спутникам навигационной системы ГЛОНАСС присоединились еще 5, и, таким образом, их число достигло 12. Космические аппараты были запущены заранее, но введены в строй только утром минувшего вторника. В результате навигационной информацией теперь обеспечено 66% территории России. До конца года на орбиты доставят еще 6 аппаратов и доведут покрытие до 100%. Однако запустить аппараты в космос мало, надо их еще включить в работу. Например, 25 декабря 2006 года были запущены 3 спутника «Ураган-М», и один из них до сих пор числится «на этапе ввода в эксплуатацию». Остальные, вновь введенные в число действующих 3 апреля, с конца марта временно находились в категории «перерыв в действии».

Из 19 космических аппаратов орбитальной группировки ГЛОНАСС сегодня действуют 12, еще один с декабря готовится вступить в строй, 3 выведены на списание («вывод из системы») – отработали от 45 до 65 месяцев, 3 считаются на техобслуживании, хотя отработали столько же. Примечательно, что еще три дня назад на этапе «вывода из системы» находился всего один спутник.

За разъяснениями корреспондент «НГ» обратился к ведущему сотруднику ЦНИИмаш Роскосмоса Виктору Крамаренко, занимающемуся проблемами ГЛОНАСС. «Я так понимаю, – сказал эксперт, – что хотят придержать на орбитах неработающие спутники, а к концу года отрапортовать, что система работает полностью – все 18 спутников. Именно столько, по заявлению главы Роскосмоса Анатолия Перминова, необходимо, чтобы спутниковая система определения координат покрывала всю территорию России. Но эта цифра – лукавая».

Виктор Крамаренко пояснил, что Россия – не равнина. На многих территориях надгоризонтный спутник не виден, соответственно и определить ничего нельзя. При 18 спутниках ГЛОНАСС будет доступна только самолетам и кораблям в открытом море, а для большинства других пользователей недоступна по 2 часа и более в сутки. Поэтому США держат на орбитах в данный момент 29 спутников навигационной системы GPS, все работающие, и собираются в будущем довести их число до 48. Наши космические аппараты постоянно выводятся на техобслуживание и имеют срок службы в 3–4 раза меньше, чем американские.

«Надо раз и навсегда прекратить разговоры про 18 спутников, – сказал ведущий специалист ЦНИИмаш. – Нельзя ставить рубежи в столь важном деле, от которого во многом зависит будущее страны. Потому что по достижении этого рубежа Минфин запросто прекратит финансирование проекта как законченного. А это крайне опасно и неправильно. Не надо забывать, что ГЛОНАСС создавалась как система боевого обеспечения. Надо ее развивать и поддерживать, не надеясь на американскую GPS. Я специально интересовался у программистов, можно ли ограничить доступ к GPS на территории России. Оказывается – легко. И в ответ на какие-то действия России, скажем, названные Белым домом «газовым шантажом», территория нашей страны может быть закрыта для определения спутниковых координат. И возразить мы ничего не сможем», – сказал в заключение Виктор Крамаренко.

Сейчас самый «долгоиграющий» космический аппарат ГЛОНАСС работает 56 с половиной месяцев. Те, что «отпахали» на орбитах свыше 60 месяцев, уже пошли на списание. Временно «выведено на техобслуживание» и большинство спутников, отработавших свыше 40 месяцев. Вывод напрашивается сам: четверть орбитальной группировки ежегодно требует замены. И необходимо постоянно иметь 2–3 резервных космических аппарата. Еще одна беда – долгий ввод в эксплуатацию. Были случаи, когда аппараты только через 8 месяцев после старта начинали работать в группировке.

Срок службы американских сателлитов – свыше 170 месяцев. Ввод в эксплуатацию – месяц-полтора. На техобслуживание они вовсе не уходят. Система надежна, проверена, а потому не боится конкуренции.

GPS правит миром

Спутниковая система определения координат может применяться буквально всюду. На всех видах транспорта, при сопровождении грузов, в картографии и строительстве, в мобильной связи и энергетике, для мониторинга лавинной опасности и для охранно-поисковых служб, в городском ЖКХ и для отслеживания миграции диких животных. Без нее уже становится невозможным дальнейшее развитие экономики.

Поэтому президент потребовал, чтобы система ГЛОНАСС была доступна не только для субъектов экономики, но и для простых граждан. Он отметил, что только в этом случае система будет экономически выгодна и окупаема.

По данным Министерства торговли США, GPS-приемники используются для решения прикладных задач в авиации – 5%, на морском транспорте – 2%, в вооруженных силах – 2%, остальные 90% – позиционирование и управление наземным транспортом, личный автотранспорт, производственное применение, геодезия, широкое применение в быту вплоть до контроля передвижения детей и домашних животных. Ежегодно Минобороны США возвращает в государственную казну миллиарды долларов.

Сейчас рынок навигационного сервиса в России безраздельно принадлежит американской GPS. По данным министра транспорта Игоря Левитина, на сегодня только 1,2 тысячи российских летательных аппаратов из 5 тысяч оснащены навигационной аппаратурой, при этом 92% вертолетов и самолетов оснащены системой GPS, и лишь 8% – системой ГЛОНАСС.

Пока Минобороны РФ сделало лишь первый шаг навстречу гражданскому потребителю – сняло запрет на электронные карты высокого разрешения и ограничение в 30 метров на точность спутникового определения координат на территории России. Правда, купить такую карту весьма проблематично, зато картами и космическими снимками высокого разрешения бойко торгуют зарубежные дилеры.

Российский институт радионавигации и времени (РИРВ) в Санкт-Петербурге на своем опытном производстве изготавливает 20 тыс. ГЛОНАСС-приемников в год. А по оценкам его специалистов, потенциальный рынок приемников в России – 20 млн. штук, из них только 700 тыс. востребованы в рамках разнообразных государственных программ. При этом в России может быть произведена лишь четверть от необходимого количества.

Сегодня в России ГЛОНАСС-приемник можно купить по цене от 1 до 3 тыс. долл. При массовом производстве, единогласно прогнозируют многие специалисты, цену можно будет снизить до 200–600 долл. По этой цене сейчас продаются GPS-приемники в мире. Но их производство исчисляется миллионами. Так, по данным тайваньского исследовательского центра Industrial Economics & Knowledge Center, в 2005 году объем продаж устройств GPS достиг 101,3 млн. штук. Сейчас мировой рынок навигационной аппаратуры оценивается в 15–30 млрд. долл. в год и растет ежегодно на 25–30%.

Самая большая проблема производства – отсутствие современной элементной базы. Поэтому российский двухдиапазонный (GPS/ГЛОНАСС) приемник М-103, как насмешливо написала «Нью-Йорк таймс», – это «сравнительно громоздкая коробка, похожая на портативную рацию времен корейской войны. Весит она около фунта и продается за 1000 долларов, причем дисплей надо покупать отдельно».

В одиночку Россия даже на внутреннем рынке вряд ли способна потеснить GPS. Поэтому во время визита президента РФ Владимира Путина в Индию были подписаны соглашения, по которым Индия получит доступ к навигационным сигналам ГЛОНАСС в мирных целях. Динамично развивающаяся страна с миллиардным населением способна и без России окупить расходы на спутниковую группировку.

Мировые производители навигационной аппаратуры к ГЛОНАСС относятся весьма лояльно, ведь это дополнительные возможности сбыта. Один из главных производителей навигационных приемников тайваньская фирма Falcon Aerospace Corporation уже предлагает целый ряд портативных приборов GPS/ГЛОНАСС-навигации разного назначения, специально разработанных для российского потребителя. На американском рынке тоже достаточно двухдиапазонных приемников различных компаний. Электронные модули GPS/ГЛОНАСС широко производятся с 1996 года, когда обе системы спутниковой навигации были признаны составными компонентами Всемирной радионавигационной системы и обязательными для оснащения морских судов и других средств транспорта. «Нью-Йорк таймс» цитирует Джавада Ашджаи, президента Javad Navigation Systems, специализирующейся на выпуске двухдиапазонных приемников: «Если у вас есть GPS, ваши нужды удовлетворяются на 90%, – отметил он. – А недостающие 10% гарантируют успех российской системы».

Сейчас идет речь об установке навигационного модуля в мобильные телефоны. Сейчас уже есть образцы, показывающие координаты в GPS. Если добавится еще и ГЛОНАСС, то при массовом производстве, а продажи мобильников исчисляются миллиардами штук, ГЛОНАСС станет прибыльной.

Не наши фирмы, так китайцы в два счета наводнят страну спутниковыми координаторами.

Космическая группировка ГЛОНАСС поручена вице-премьеру Сергею Иванову, ею же занимаются Космические войска и Роскосмос. При этом никто не отвечает конкретно за результаты деятельности и наземные компоненты ГЛОНАСС. В 2001 году была принята Федеральная целевая программа по ГЛОНАСС. В ней имелась масса заявлений о намерениях и набор из 170 нескоординированных НИОКР, частично дублируемых разными ведомствами. Произошло обычное распыление денежных средств, материальных и людских ресурсов. При этом развитию технологий для коммерческого использования вообще никакого внимания не уделили. И единой концепции развития наземного компонента до сих пор не существует.

Виктор Мясников

Независимая газета
 
Реклама
Фиг с ними со спутниками, не в этом по-моему проблема, вот где приемники приличные для ГЛОНАСС взять? С ГПС-то пролем нету, хоть в мобиле, хоть в авто, чуть ли не в часах уже имеюцца.. И стоят по сути - копейки.. Надежды на китайцев особой нет - они копируют здорово, а вот приличное сами сделать не особо горазды.

Все это очень похоже на очередной "попил"..:|
 
Россия бросает вызов американской монополии на спутниковую навигацию ("The New York Times", США)
Россия далеко не единственная страна, пытающаяся разрушить монополию Америки в навигационных технологиях


Эндрю Э. Крамер (Andrew E. Kramer), 05 апреля 2007
Времена 'холодной войны' между Россией и Америкой давно прошли, но сегодня они сражаются на другом поле - технологическом. Предмет боя - монополия Соединенных Штатов на спутниковую навигацию.

Российские власти утверждают, что к концу года Российское космическое агентство планирует запустить восемь навигационных спутников. В результате собственная российская Глобальная система спутниковой навигации, или 'ГЛОНАСС', будет сформирована практически полностью. На первом этапе ожидается начать работу на территории России и соседних стран Европы и Азии, а к 2009 году - перейти на работу в мировом масштабе и вступить в прямую конкуренцию с американской Системой глобального определения местонахождения - Global Positioning System.

Россия, кстати - далеко не единственная страна, пытающаяся разрушить монополию Америки в навигационных технологиях. Собственные спутники под названием 'Байду' ('Большая Медведица'), на основе которых планируется создание навигационной системы, уже запустил Китай. Разрабатывает собственную систему Galileo и Европейский Союз - хотя в Европе работа была недавно приостановлена, так как заказчики не уверены в том, что Galileo принесет прибыль. У российской системы, разработка которой оплачивается из нефтяных доходов государства, шансы намного выше.

Одна из движущих сил технической битвы - различные дополнительные услуги, которые можно оказывать пользователям. Таких услуг множество, и та, благодаря которой такие системы больше всего известны - использование спутниковых карт для вождения в чужом городе - даже не основная. Сегодня системы спутниковой навигации участвуют в работе самых разных отраслей экономики - от банковской деятельности до сельского хозяйства. С их помощью можно, например, создать платформу для 'целевой рекламы' - выводить на экраны мобильных телефонов тех, кто находится около кафе Starbucks или ресторана McDonald's, информацию о том, как туда пройти.

Уже сегодня продажи GPS-приемников растут с каждым днем. В 2006 году, по данным вашингтонской аналитической компании GPS Industry Council, общемировой объем рынка таких устройств составил целых 15 миллиардов долларов. Кроме того, компания утверждает, что каждый год он растет на 25-30 процентов.

Однако деньги - это далеко не все. Есть опасения, что в случае какого-либо кризиса США, используя свою монополию - ведь система была разработана все-таки военными, и именно военные ею сегодня управляют, - просто отключат сигнал.

- Через несколько лет бизнес без спутникового сигнала уже трудно будет себе представить, - считает Андрей Ионин, аналитик аэрокосмической отрасли из Центра анализа стратегий и технологий, связанного с российским министерством обороны. - Навигационные сигналы нужны будут для всего, что движется - для самолетов, поездов, яхт, людей, ракет, редких и домашних животных.

А когда все будет именно так, считает он, те страны, где единственной спутниковой системой будет GPS, попадут 'в геополитическую ловушку' и будут во всем зависеть от Америки, доминирующей в секторе коммуникационной инфраструктуры века интернета. Теоретически, США действительно могут отключить сигналы, идущие на Иран или Северную Корею, причем это может быть не только форма военного давления, но и некая высокотехнологичная экономическая санкция. Ее результатом, как считает Ионин, могут стать сбои в работе электросетей, банковских систем и других отраслей. Со своей стороны, правительство США заявляет, что готово предоставлять непрерывный сигнал пользователям во всем мире.

GPS-приборы сыграли главную роль, например, в истории с захватом иранскими подразделениями пятнадцати матросов и морских пехотинцев Великобритании. Британцы утверждают, что те приборы, которые стояли на их катерах, показывали, что они находятся в иракских водах; иранцы в ответ показывают карты, где координаты катеров были уже в пределах территориальных вод Ирана.

Естественно, российский проект будут очень серьезно рассматривать вооруженные силы всех стран, не желающих, чтобы их систему навигации контролировал Пентагон. Тем самым Москва создает еще один фронт своей активной внешней политики. США в 1993 году официально открыли систему GPS для гражданских лиц, обещая круглосуточный и бесплатный сигнал в любой точке земного шара.

Кроме того, по словам аналитиков и технических специалистов, российская система станет серьезной альтернативой GPS на быстрорастущем рынке, поскольку у нее будут и кое-какие чисто технические преимущества. В частности, говорится о том, что если приемник сможет принимать сигнал сразу от двух систем, его надежность станет существенно выше. Президент Владимир Путин, часто выступающий на тему ГЛОНАСС и ее возможностей, особо предупредил ученых, чтобы они делали систему 'под пользователя'.

- Для того чтобы потребители выбрали именно ГЛОНАСС, эта система должна работать безупречно и лучше, чем GPS. Дешевле и лучше по качеству, - приводит агентство 'Интерфакс' слова Путина на мартовском заседании правительства. - Вы знаете, какое внимание я уделяю развитию ГЛОНАСС.

GPS была задумана американскими военными в 60-х годах 20-го века. В 1983 году, после того, как самолет компании Korean Air по ошибке залетел в советское воздушное пространство и был сбит, президент Рональд Рейган предложил еще не работающую систему адаптировать для того, чтобы ей могли пользоваться и гражданские лица.

Первую проверку на прочность в военном деле GPS прошла в 1991 году, во время войны в Персидском заливе. Именно ей приписывают немалую часть успеха высокоточной бомбардировки иракских объектов. После военной операции в 90-е годы она получила широкое распространение и в других, гражданских, областях.

Российская система, как и GPS, первоначально разрабатывалась в годы 'холодной войны' для отслеживания курсов ракет и стратегических бомбардировщиков. В середине 90-х годов она некоторое время даже работала, но вскоре начала разваливаться. Сегодня с российских спутников идет рабочий сигнал, но с перерывами. Для того, чтобы добиться общемирового покрытия, в системе должно быть не меньше 24 спутников, как у GPS, не считая запасных, которые тоже необходимо держать на орбите.

Чтобы выдать точные координаты своего местонахождения, приемник должен находиться на линии прямой видимости по меньшей мере с тремя спутниками одновременно. Для расчета высоты таких спутников должно быть минимум четыре. Со вводом в эксплуатацию систем, аналогичных GPS, в других странах, вероятность того, что приемник в данный момент 'ловит' сигнал от трех или более спутников, увеличивается, если на этом приборе есть возможность одновременно принимать сигналы и GPS, и иностранных систем.
 
Россия бросает вызов американской монополии на спутниковую навигацию ("The New York Times", США)
Россия далеко не единственная страна, пытающаяся разрушить монополию Америки в навигационных технологиях


Эндрю Э. Крамер (Andrew E. Kramer), 05 апреля 2007
Времена 'холодной войны' между Россией и Америкой давно прошли, но сегодня они сражаются на другом поле - технологическом. Предмет боя - монополия Соединенных Штатов на спутниковую навигацию.

Российские власти утверждают, что к концу года Российское космическое агентство планирует запустить восемь навигационных спутников. В результате собственная российская Глобальная система спутниковой навигации, или 'ГЛОНАСС', будет сформирована практически полностью. На первом этапе ожидается начать работу на территории России и соседних стран Европы и Азии, а к 2009 году - перейти на работу в мировом масштабе и вступить в прямую конкуренцию с американской Системой глобального определения местонахождения - Global Positioning System.

Россия, кстати - далеко не единственная страна, пытающаяся разрушить монополию Америки в навигационных технологиях. Собственные спутники под названием 'Байду' ('Большая Медведица'), на основе которых планируется создание навигационной системы, уже запустил Китай. Разрабатывает собственную систему Galileo и Европейский Союз - хотя в Европе работа была недавно приостановлена, так как заказчики не уверены в том, что Galileo принесет прибыль. У российской системы, разработка которой оплачивается из нефтяных доходов государства, шансы намного выше.

Одна из движущих сил технической битвы - различные дополнительные услуги, которые можно оказывать пользователям. Таких услуг множество, и та, благодаря которой такие системы больше всего известны - использование спутниковых карт для вождения в чужом городе - даже не основная. Сегодня системы спутниковой навигации участвуют в работе самых разных отраслей экономики - от банковской деятельности до сельского хозяйства. С их помощью можно, например, создать платформу для 'целевой рекламы' - выводить на экраны мобильных телефонов тех, кто находится около кафе Starbucks или ресторана McDonald's, информацию о том, как туда пройти.

Уже сегодня продажи GPS-приемников растут с каждым днем. В 2006 году, по данным вашингтонской аналитической компании GPS Industry Council, общемировой объем рынка таких устройств составил целых 15 миллиардов долларов. Кроме того, компания утверждает, что каждый год он растет на 25-30 процентов.

Однако деньги - это далеко не все. Есть опасения, что в случае какого-либо кризиса США, используя свою монополию - ведь система была разработана все-таки военными, и именно военные ею сегодня управляют, - просто отключат сигнал.

- Через несколько лет бизнес без спутникового сигнала уже трудно будет себе представить, - считает Андрей Ионин, аналитик аэрокосмической отрасли из Центра анализа стратегий и технологий, связанного с российским министерством обороны. - Навигационные сигналы нужны будут для всего, что движется - для самолетов, поездов, яхт, людей, ракет, редких и домашних животных.

А когда все будет именно так, считает он, те страны, где единственной спутниковой системой будет GPS, попадут 'в геополитическую ловушку' и будут во всем зависеть от Америки, доминирующей в секторе коммуникационной инфраструктуры века интернета. Теоретически, США действительно могут отключить сигналы, идущие на Иран или Северную Корею, причем это может быть не только форма военного давления, но и некая высокотехнологичная экономическая санкция. Ее результатом, как считает Ионин, могут стать сбои в работе электросетей, банковских систем и других отраслей. Со своей стороны, правительство США заявляет, что готово предоставлять непрерывный сигнал пользователям во всем мире.

GPS-приборы сыграли главную роль, например, в истории с захватом иранскими подразделениями пятнадцати матросов и морских пехотинцев Великобритании. Британцы утверждают, что те приборы, которые стояли на их катерах, показывали, что они находятся в иракских водах; иранцы в ответ показывают карты, где координаты катеров были уже в пределах территориальных вод Ирана.

Естественно, российский проект будут очень серьезно рассматривать вооруженные силы всех стран, не желающих, чтобы их систему навигации контролировал Пентагон. Тем самым Москва создает еще один фронт своей активной внешней политики. США в 1993 году официально открыли систему GPS для гражданских лиц, обещая круглосуточный и бесплатный сигнал в любой точке земного шара.

Кроме того, по словам аналитиков и технических специалистов, российская система станет серьезной альтернативой GPS на быстрорастущем рынке, поскольку у нее будут и кое-какие чисто технические преимущества. В частности, говорится о том, что если приемник сможет принимать сигнал сразу от двух систем, его надежность станет существенно выше. Президент Владимир Путин, часто выступающий на тему ГЛОНАСС и ее возможностей, особо предупредил ученых, чтобы они делали систему 'под пользователя'.

- Для того чтобы потребители выбрали именно ГЛОНАСС, эта система должна работать безупречно и лучше, чем GPS. Дешевле и лучше по качеству, - приводит агентство 'Интерфакс' слова Путина на мартовском заседании правительства. - Вы знаете, какое внимание я уделяю развитию ГЛОНАСС.

GPS была задумана американскими военными в 60-х годах 20-го века. В 1983 году, после того, как самолет компании Korean Air по ошибке залетел в советское воздушное пространство и был сбит, президент Рональд Рейган предложил еще не работающую систему адаптировать для того, чтобы ей могли пользоваться и гражданские лица.

Первую проверку на прочность в военном деле GPS прошла в 1991 году, во время войны в Персидском заливе. Именно ей приписывают немалую часть успеха высокоточной бомбардировки иракских объектов. После военной операции в 90-е годы она получила широкое распространение и в других, гражданских, областях.

Российская система, как и GPS, первоначально разрабатывалась в годы 'холодной войны' для отслеживания курсов ракет и стратегических бомбардировщиков. В середине 90-х годов она некоторое время даже работала, но вскоре начала разваливаться. Сегодня с российских спутников идет рабочий сигнал, но с перерывами. Для того, чтобы добиться общемирового покрытия, в системе должно быть не меньше 24 спутников, как у GPS, не считая запасных, которые тоже необходимо держать на орбите.

Чтобы выдать точные координаты своего местонахождения, приемник должен находиться на линии прямой видимости по меньшей мере с тремя спутниками одновременно. Для расчета высоты таких спутников должно быть минимум четыре. Со вводом в эксплуатацию систем, аналогичных GPS, в других странах, вероятность того, что приемник в данный момент 'ловит' сигнал от трех или более спутников, увеличивается, если на этом приборе есть возможность одновременно принимать сигналы и GPS, и иностранных систем.
 
На территории США, Западной Европы и Японии за счет использования наземных станций точность позиционирования удалось довести до нескольких футов - одни спутниковые сигналы подобного результата дать не могут. Таким образом, российская, а в дальнейшем китайская и еэсовская системы, позволят повысить надежность работы приемников, предотвращая потерю сигнала при наличии естественных помех - глубоких каньонов, высоких зданий, и даже деревьев.

Впрочем, на территории США, Западной Европы и Японии приемник GPS, совместимый с ГЛОНАСС, не повысит точность определения координат по сравнению с прибором, настроенным только на систему GPS - это связано с корректировкой сигналов наземными станциями. Однако в других регионах мира такой приемник будет надежнее и слегка точнее.

Американские производители, обладающие гегемонией в данной отрасли, могут столкнуться с требованиями обеспечить доступ потребителей к этим дополнительным преимуществам за счет выпуска приборов, совместимых с российской системой, что неизбежно подорвет монополию США в области коммерческого использования навигационных сигналов.

В этом смысле можно сказать, что русские дали 'первый залп' в битве за 'небесную инфраструктуру'. Россия придает огромное значение своей способности влиять на выработку стандартов для гражданских навигационных приборов, рассчитанных на массового потребителя.

Рынок спутникового навигационного оборудования быстро растет. Так, в 2006 г. объем продаж Garmin, крупнейшей американской фирмы-изготовителя автомобильных навигационных приборов, увеличился в два с лишним раза, а в феврале ее рекламный ролик был показан во время трансляции матча за Суперкубок по американскому футболу - эксперты расценили это как свидетельство о том, что автонавигаторы GPS уже превратились в товары массового спроса.

Джереми Д. Людвиг (Jeremy D. Ludwig) - один из таких потребителей: он готов заплатить чуть подороже за прибор, оснащенный чипом для обработки сигналов российской навигационной системы. Он вспоминает, как недавно ехал по национальной автостраде ? 25 в штате Колорадо, и, выбирая маршрут для въезда в Денвер, с ужасом обнаружил, что прибор GPS в его смартфоне BlackBerry по необъяснимой причине потерял сигнал. 'Если вы не знаете, где нужный поворот, считайте, что вы уже заблудились', - заметил г-н Людвиг (он изучает искусствоведение) в интервью, которое он дал нам по телефону в своем доме в Колорадо-Спригнс.

Именно на таких потенциальных клиентов рассчитывает Россия, одновременно пытаясь - пока без особого успеха - создать навигационный приемник для массового потребителя. Впрочем, по словам г-на Ионина, цель россиян - диверсификация навигационных стандартов, используемых в коммерческих целях - будет достигнута, даже если иностранные производители просто возьмут на вооружение российский стандарт, а попытка России наладить производство собственных приборов для массового потребления провалится.

Стараясь помочь внедрению системы, г-н Путин 'рекламирует' ее в ходе зарубежных визитов, предлагая партнерам сотрудничество и прося их о финансовой поддержке.

Пока же приемники, позволяющие пользоваться обеими системами, выпускают лишь изготовители высокотехнологичной геодезической и иной профессиональной навигационной аппаратуры. К примеру, фирма

Topcon Positioning Systems из Ливермора (штат Калифорния), предлагает покупателям приемник ГЛОНАСС/GPS, предназначенный для геодезистов и операторов тяжелой техники. На производстве приемников, совместимых с обеими системами, специализируется и Javad Navigation Systems, имеющая отделения в Сан-Хосе и Москве.

Джавад Ашджаи (Javad Ashjaee), президент Javad, отметил в интервью нашей газете, что широкое внедрение ГЛОНАСС неизбежно: чем больше спутников, тем качественнее обслуживание клиентов. 'GPS обслуживает 90% ваших потребностей', - пояснил он. И 'именно благодаря оставшимся 10%' российская система, по словам Ашджаи, будет пользоваться популярностью. Чтобы сделать дешевые приборы массового спроса совместимыми с ГЛОНАСС, рассказывает он, понадобится новый чип, что потребует определенных расходов на его разработку, но в производстве это вряд ли обернется значительными дополнительными издержками.

Уже в нынешнем году - и это свидетельствует о растущей популярности ГЛОНАСС - еще один изготовитель профессионального оборудования, фирма Trimble со штаб-квартирой в Саннивэйле (штат Калифорния), выпустила на рынок совместимый с российской системой навигационный прибор для использования в сельском хозяйстве, скажем, при обработке посевов пестицидами.

Последуют ли их примеру изготовители приборов для массового потребителя, пока не ясно, заявил в интервью по телефону Джон Р. Бачер (John R. Bucher), эксперт по рынку оборудования беспроводной связи из инвестиционной компании BMO Capital Markets.

Garmin, на чью долю приходится более 50% американского рынка таких приборов, пока не определилась в отношении ГЛОНАСС. 'Мы выжидаем', - заметила в интервью по телефону Джессика Майерс (Jessica Myers) из пресс-службы компании. По ее словам, большинство потребителей вполне устраивают показатели надежности существующего оборудования. Развитие отрасли идет по пути совершенствования цифровых карт и программного обеспечения, что повышает качество услуг, предоставляемых уже имеющимся оборудованием. Так, последний автонавигатор Garmin сообщает водителям о дорожных пробках по пути следования и ценах на бензин на ближайших заправочных станциях.

В самой России, по крайней мере, рынок сбыта для системы обеспечен: об этом позаботился Кремль, предписав оснастить приемниками ГЛОНАСС все корабли, самолеты, и автомашины, перевозящие опасные грузы, и предоставив гранты полудюжине отечественных изготовителей навигационных приборов.

Однако, при всей своей точности, некоторые образцы этой продукции, появившейся на рынке, даже по российским меркам заметно отстают с точки зрения удобства в использовании.

К примеру, ученые из Российского института радионавигации и времени в Санкт-Петербурге разработали навигационный приемник ГЛОНАСС/GPS М-103. Теоретически, в сложных условиях - например в рукотворных 'каньонах' Манхэттэна - российский прибор должен действовать надежнее, чем аналогичная аппаратура GPS. Однако громоздкий М-103 внешне напоминает военную портативную рацию времен Корейской войны. Он весит примерно полкило, и стоит 1000 долларов (причем дисплей в комплект не входит). Чтобы привести его в действие, пользователь должен размотать провод, соединяющий устройство с выносной антенной, оборудованной на специальном штыре, который предполагается втыкать в землю. 'К сожалению, карманный прибор мы пока не разработали', - объясняет зам. директора Института Вадим С. Жолнеров.
 
Доступ к гражданским сигналам ГЛОНАСС будет бесплатным. Указ об этом подписал президент Владимир Путин. Чиновникам рекомендовано применять аппаратуру, совместимую с ГЛОНАСС.

Источник: газета «Ведомости»
 
MayDay,
Модуль SiRF star III (С АНТЕННОЙ!!!)
Current Consumption <70mW
Dimension 34 mm L x 34 mm W x 8.6 mm H
Weight: 14g

VS

4701m.jpg

СН-4701
Потребляемая мощность: не более 1,2 Вт (с антенной)
Габаритные размеры 50x75 Х 12 мм
Масса не более 30 г.

Разница по энергопотреблению - почти 17(!!!) раз :confused2:
 
Последнее редактирование:
А вот сегодня Иванов в Сухом задал вопрос: А где в кабине "Суперджета" будет ГЛОНАСС? Долго ржал глядя на мычание руководства.....
 
Реклама
Ага, сцена с Ивановым в, я так понял, макете Суперджета получилась на пять баллов. Иванов посидел и нахмурившись спросил - " а глонасс тут будет?". Руководство Сухого видимо хотело сказать на это "какой на *уй глонасс??? он ж не работает...". Но там находчивый один нашелся - он тыкает пальцем в какой-то монитор и говорит Иванову "вот! сюда будет глонас выводится!"
иванов опять нахмурился и грит - "в обязательном порядке должен быть глонасс!"
Человек из Сухого сказал "угу" и судя по его виду, в уме при этом у него крутились разные нецензурные слова про Иванова с его глонассом.
 
Иванов бы ещё спросил: А где тут будет установленно российское оборудование...
(Та эе ИНС например....)
*Невесело так*
 
Мне при этом показалось, что Иванов хотел, чтобы ему показали дырку в приборной панели под циферблат...
Это ладно... Иванов ещё и проверить обещал :)
 
все бы ничего, если бы приемники российской разработки не надо было на Урале с будкой возить...
 
Ну, скажем, для самолета 1 кг и 10 Вт или 30 г и 70 мВт - не так важно, а вот в персональные навигаторы, в кпк или телефоны - куда там щас пихают сирфы третьи - наши схемы не поставишь, и хрен знает, когда подобное сделают, если сделают. К вопросу о:

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ НАВИГАЦИОННЫЙ ПРИЕМНИК ГЛОНАСС/GPS/SBAS СН-4001
(ссылку давал MayDay выше):
· Масса не более 0,5 кг (с элементами питания);
· Напряжение питания 6 элементов типа АА;
· Потребляемая мощность не более 2,4 Вт.

Это что? Это, простите, только батареек больше по объему, чем мой кпк с gps занимает. И это 250 мА ток? Мда...

· Ввод и хранение до 1000 маршрутных точек, до 50 маршрутов по 30 точек;
· Память для хранения картографических данных не менее 16 Мб;

Это что?

· Интерфейс: 2 последовательных RS 232 порта;

Это что?

Читаем это и ужасаемся:
В настоящий момент завершается этап разработки СН-4001.
 
Мороз сказал(а):
сцена с Ивановым в, я так понял, макете Суперджета получилась на пять баллов. Иванов посидел и нахмурившись спросил - " а глонасс тут будет?".
а ПС-90 тут где будут стоять?
 
все, естественно, в курсе, что

Согласно постановлению правительства РФ №365 от 9 июля 2005 г., все транспортные средства, вводимые в эксплуатацию начиная с 1 января 2006 г., подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или комбинированными приемниками ГЛОНАСС/GPS. Самолеты, уже находящиеся в эксплуатации, должны быть доработаны к 1 января 2009 г.

а мониторинг состояния ГЛОНАСС здесь:
http://www.glonass-ianc.rsa.ru
 
Реклама
Mechanic сказал(а):
Насчет этого - не в курсе! :)

«ОБ ОСНАЩЕНИИ КОСМИЧЕСКИХ, ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, А ТАКЖЕ СРЕДСТВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ И КАДАСТРОВЫХ РАБОТ, АППАРАТУРОЙ СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ ГЛОНАСС ИЛИ ГЛОНАСС/GPS»
 
Назад