Я еще раз хочу отметить, ребят, понимайте мои слова правильно. Я не за запрет эксплуатации ИНОМАРОК в России. Я за то чтобы их эксплуатация велась законными методами и без всяких продавленных в 90е годы лобби.
- Если говорить о сертификации , то это получение сертификата АР МАК(они же требуют,чтобы мы для продажи за рубеж сертифицировали свои самолеты под FAA/EASA)
- Обязательная (как во всем мире) госрегистрация , а именно RA
- Оплата таможенных пошлин за ввозимые самолеты и запасные части к ним
- Оплата НДС
В тоже самое время, государство дает льготы авиакомпаниям эксплуатирующим российскую авиатехнику, это уменьшение лизинговых платежей, выгодные маршруты и почетную граммоту.
ветка про Ил-112 конечно не совсем подходящая для этой темы, но коли Вы ее тут подняли, давайте уже здесь (а потом может модераторы перенесут в какое-то более соответствующее место). Итак, по пунктам.
1. Про сертификацию иномарок у нас. А Вам известна хоть одна иномарка, летающая у нас на коммерческих перевозках без сертификата типа АР МАК / Росавиации? Их FAA/EASA-сертификаты все валидированы российскими авиавластями. Поэтому, например, в РФ долго не было EJетов - пока АР МАК не уговорили их сертифицировать у нас.
2. Госрегистрация в RA-реестре. Так разве кто-то против? Но для этого нужно изменение российского авиационного законодательства и системы поддержания летной годности с приведением их в соответствие международным стандартам (как это сделали в других постсоветских странах). Эта работа ведется, НЯЗ. Но одними силовыми методами регистрировать в RA-реестре не заставишь. Так можно вообще без ГА остаться. Вы же не можете не знать, почему подавляющее большинство наших иномарок в настоящее время стоят в бермудском и ирландском реестрах? Ну и не говоря уж о бюрократических нюансах, о чем даже чиновник из нашего Минтранса недавно открыто говорил в интервью - там "поставить на учет" занимает считанные часы, а тут - месяцы + цена вопроса.
3. Таможенные пошлины. Как известно, освобождение от оных было "продавлено" административными методами в 90-е исключительно для АФЛ и ТСО, и иномарки тогда были по сути только у них. Но другим тоже хотелось. В итоге приняли вполне адекватное решение:
временно освободить
всех от пошлин на ввоз тех иномарок, конкурентоспособные аналоги которых отечественная промышленность пока поставлять была не в состоянии. В результате, по состоянию на начало нынешнего десятилетия, от ввозных таможенных пошлин были временно освобождены пассажирские самолеты до 50 мест, от 111 до 160 мест, и более 219 мест. Таким образом за иномарки вместимостью 51-110 мест и 161-219 мест, т.е. прямые аналоги наших SSJ, Ан-148, Ту-204 (и в перспективе МС-21)
таможенные пошлины нужно было платить! (если не ошибаюсь, 20%)
Что же было дальше? А дальше, в нынешнем десятилетии (а отнюдь не в 1990-х годах!), когда уже вовсю серийно строились SSJ и Ан-148, еще не была закрыта программа Ту-204 и полным ходом шла разработка МС-21, в рамках ЕвразЭС и Таможенного Союза, были приняты общие для всех входящих в них стран таможенные тарифы. Структура ТН ВЭД весьма громоздка и запутана ("таможенную" классификацию пассажирских и грузовых самолетов и действующие ставки можно посмотреть, например,
тут). Как можно заметить, нулевая таможенная ставка
на постоянной основе применяется для следующих пассажирских самолетов (грузовые тут рассматривать не будем, их там тоже довольно много):
- с массой пустого снаряженного (OEW) от 2 до 15 т вместимостью до 50 мест (это, например, Q300, ATR42, CRJ100/200, L-410) -- код ТН ВЭД 8802 30 000 2
- с OEW от 90 до 120 т вместимостью от 50 до 300 мест и более 300 мест (в эту вилку вроде бы попадает только 788) -- код ТН ВЭД 8802 40 004 6
- с OEW более 120 т (А330, А350, 777, 789) -- код ТН ВЭД 8802 40 009 1
Кроме того,
решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.06.2016, 30.08.2016 и 30.10.2018 (обратите внимание на даты!) от уплаты таможенных пошлин
временно освобождены:
- широкофюзеляжные пасс.самолеты с массой пустого снаряженного от 20 до 90 т и числом мест от 50 до 300 (сюда попадает вроде бы только 767), код ТН ВЭД 8802 40 003 5, --
на самолеты, ввозимые до 31.12.2025 года
- прочие (т.е. видимо узкофюзеляжные) самолеты с массой пустого снаряженного от 20 до 90 т и числом мест от 50 до 300 (а это как раз основная масса ввозимых в РФ иномарок - А320 и 737 всех модификаций, EJet и т.д.), код ТН ВЭД 8802 40 003 6, --
на самолеты, ввозимые до 31.12.2023 года
После того, как эта льгота перестанет действовать (в 2026 и 2024 годах соответственно) таможенная ставка на первые (767 и т.п.) составит
7,5%, на вторые (А320, 737, EJets и т.п.) --
13,6%.
Кроме того, для Казахстана, Армении, Киргизии действуют отдельные послабления до другим классам самолетов (их тут не рассматриваем).
Если ничего не упустил, то сегодня таможенными пошлинами облагаются:
- самолеты с OEW от 2 до 15 т "прочие" (т.е. видимо более 50 мест), код ТН ВЭД 8802 30 000 7, -- это ATR72 --
8%
- самолеты с OEW от 15 до 20 т "прочие" (также видимо более 50 мест), код ТН ВЭД 8802 40 001 6, -- это Q400 --
13,6%
В ТН ВЭД в части пассажирских и грузовых самолетов имеется еще куча градаций по массе и вместимости, какие-то с нулевыми, а какие-то с ненулевыми ставками (от 7,5 до 20%), но реальных коммерческих самолетов в таких размерностях (если не считать бизнесджеты и совсем легкие машины до 2 тонн) я найти не смог.
Таким образом:
1. Действующие сегодня таможенные поблажки на импортные аналоги выпускаемых в настоящее время отечественных SSJ, а также гипотетически способных выпускаться Ту-204 и ожидаемых МС-21 были введены вовсе не в "лихие 90-е", а совсем недавно, в этом десятилетии, в т.ч. в 2016-2018 годах
2. Эти льготы на А320/737 будут действовать до конца 2023 года, т.е. когда, как хотелось бы верить, серийный выпуск МС-21 уже раскрутится и начнутся более-менее реальные поставки, "заслон" на пути в страну их конкурентам в виде таможенных пошлин будет возвращен
3. Конкуренты SSJ (например, эмбраеры) смогут поставляться в РФ без пошлин до конца 2023 года (почему уже сейчас не отменить эту льготу - не понимаю)
4. Конкуренты Ил-114-300 (ATR72, Q400) уже в сейчас облагаются таможенными пошлинами
5. Нулевые ставки на "маленькие" регионалы (до 50 мест) и большие широкофюзеляжники действуют на постоянной основе
4. НДС. А Вы уверены, что сейчас его не платят? Если верить уже цитировавшемуся
источнику по классификации ВС и таможенным тарифам на них, импорт всех их облагается НДС по ставке 20% (можете сами там покликать на конкретные коды ТН ВЭД, и там для каждого из них будут указаны таможенная ставка, ставка акциза и НДС). Возможно, есть какие-то отдельные решения правительства на этот счет, здесь не отраженные?
Если что-то упустил/неправильно понял, и можете что-то поправить/дополнить - буду признателен!