Здесь очень уместно привести присказку:
Каждый мнит себя стратегом,
Видя бой со стороны
Такое впечатление, что многие из здесь присутствующих, сядь один из них в кресло Главного Конструктора Ил-112, уж ни за что бы не допустил столь большого перетяжеления: уверяю, друзья - это далеко не так. Ув. Инженер-109, в определенной степени прокомментировал причины нынешней ситуации в фирмах-разработчиках - хотя и далеко не полно и не везде можно согласиться с его оценками.
Самая первая причина, конечно - очень распространенная сейчас, пропажа школы проектирования, раньше существовавшей в любом, мало-мальски успешном КБ, когда коллектив КБ составлял, как бы, единое целое, где каждый понимал каждого однозначно, с минимальными пояснениями, каждый выполнял свой участок работы, помня, что в том же пространстве работает еще целый ряд конструкторов разных систем, и постоянная взаимоувязка является просто жизненной необходимостью. Весовая культура также была в крови - лишних запасов себе "в карман" старались не оставлять, а на ряде фирм это подкреплялось и материально ( у Туполей, скажем, 1 кГ экономии давал почти оклад молодого специалиста). И разного рода, "маленьких хитростей" набиралось везде немало - разных на разных фирмах. В итоге, каждое КБ имело свой неповторимый стиль, позволяющий по-разному, но поддерживать возможно, высокое совершенство разработок.
В условиях же жестокого дефицита специалистов, прежде всего, среднего звена, приходится располагать тем , что есть - и, в результате, не спаянные в единый коллектив, конструктора, зачастую удаленные друг от друга тысячами км, не имея возможностей повседневного общения, делают, каждый свою работу, без, или с недостаточным учетом смежников - и, во время нечастых встреч, убеждаются в, мягко говоря, неоптимальности компоновки, неучете нагрузок от забытых комопонентов, и т.д, и т.п: результатов несогласованности оказывается слишком много.
И привести все это в работающую систему можно лишь при руководстве, когда каждый руководитель, глядя на работу своих подчиненных, так сказать, сверху, видя все связи, невидимые исполнителю, представляет себе их идеально - тогда удается в зародыше пресекать негодные решения, приняв одно из которых, неизбежно наслоение на них еще более неприемлемых.
И работа буквально по каждому проекту происходит нынче примерно согласно описанному, и итераций приходится делать немало - а это и есть потерянные время, деньги и характеристики разработок: а я остановился лишь на процессе проектирования, оставив в стороне технологию, снабжение и многое другое.
Однако, такая ситуация представляется мне переходной и, в результате совместной работы (особенно, по успешном завершении даже небольшого проекта) постепеннно приходит взаимопонимание, появляется опыт переделок и их причин, из исполнителей естественным образом вырастают ведущие специалисты и руководители всех уровней, которые, при правильном руководстве, займут соответствующие их потенциалу и опыту, места.
Но, наверное, и с вмоем посту стало слишком много букофф - пора остановиться.
По крайней мере, понятие о процессе, в котором приходится принимать миллион компромиссов, состыковать миллион параметров и учесть миллион ограничений, некоторые смогут получить, хотя бы элементарное.