Почему Ил-12 сделали именно таким, каким мы его знаем, вернее, знали?
Изначально С.В. Ильюшин собирался делать высотный четырёхмоторный самолёт с герметичной пассажирской кабиной. Мало того, именно такой вариант и был одобрен Сталиным в январе 1944 года. Проект получался не только передовым для своего времени, но и вполне реализуемым даже в условиях разрушенной войной советской авиапромышленности.
Для самолёта выбрали реально существующие двигатели М-88В (высотный вариант хорошо зарекомендовавшего себя на Ил-4 двигателя М-88Б). Даже вопрос о сохранении мощности силовой установки на больших высотах был решён: собирались применить "...не нуждавшуюся в длительной доводке турбокомпрессорную установку, а новый, отработанный на опытном двигателе М-89, приводной центробежный нагнетатель с увеличенной окружной скоростью рабочего колеса и улучшенной газодинамикой, благодаря которому двигатель М-88В сохранял номинальную мощность 735 кВт (1000 л.с.) до высоты 7 300 м..."
И вдруг, спустя всего месяц после получения "высочайшего одобрения", ОКБ начинает проработку ущербного двухдвигательного варианта с дизелями АЧ-31. Причём сразу было ясно, что никаких преимуществ новый вариант самолёт не обещает.
Вот как описаны в книге "Самолёты ОКБ Ильщина" недостатки нового варианта: "...Трудности с отбором большого количества воздуха для герметичной кабины от дизельных двигателей, требовавших для своей нормальной работы даже на относительно небольших высотах наличия весьма мощных турбокомпрессоров и центробежных нагнетателей, привели к тому, что двухдвигательный вариант самолёта стал рассматриваться уже не как высотный, а как обычный пассажирский самолёт средних высот. Значительный удельный вес новых двигателей, почти в полтора раза больший, чем у бензиновых двигателей М-88В, меньшая суммарная мощность силовой установки на расчётной высоте, а также снижение крейсерской высоты полёта определили уменьшение скорости и сокращение, даже несмотря на более высокую экономичность дизельных двигателей, дальности полёта двухдвигательного варианта самолёта по сравнению с первоначальным проектом... Уменьшилось и число пассажирских кресел...".
Но это ещё не всё! Далее проблемы с дизелями только усугублялись. Читаем там же: "...Несколько полётов... выявили необходимость значительной по объёму и продолжительной по времени доводки опытных двигателей АЧ-31 до полного соответствия требованиям, предъявляемым к силовым установкам пассажирских самолётов. Судьба самолёта становилась неопределённой..."
Другими словами, "замах у ильшинцев был на рубль, а удар получился на копейку".
Сколько не искал, так и не нашёл ответа на вопрос, почему и ради чего ОКБ Ильюшина, по сути, угробило передовой и вполне реализуемый проект самолёта?
Изначально С.В. Ильюшин собирался делать высотный четырёхмоторный самолёт с герметичной пассажирской кабиной. Мало того, именно такой вариант и был одобрен Сталиным в январе 1944 года. Проект получался не только передовым для своего времени, но и вполне реализуемым даже в условиях разрушенной войной советской авиапромышленности.
Для самолёта выбрали реально существующие двигатели М-88В (высотный вариант хорошо зарекомендовавшего себя на Ил-4 двигателя М-88Б). Даже вопрос о сохранении мощности силовой установки на больших высотах был решён: собирались применить "...не нуждавшуюся в длительной доводке турбокомпрессорную установку, а новый, отработанный на опытном двигателе М-89, приводной центробежный нагнетатель с увеличенной окружной скоростью рабочего колеса и улучшенной газодинамикой, благодаря которому двигатель М-88В сохранял номинальную мощность 735 кВт (1000 л.с.) до высоты 7 300 м..."
И вдруг, спустя всего месяц после получения "высочайшего одобрения", ОКБ начинает проработку ущербного двухдвигательного варианта с дизелями АЧ-31. Причём сразу было ясно, что никаких преимуществ новый вариант самолёт не обещает.
Вот как описаны в книге "Самолёты ОКБ Ильщина" недостатки нового варианта: "...Трудности с отбором большого количества воздуха для герметичной кабины от дизельных двигателей, требовавших для своей нормальной работы даже на относительно небольших высотах наличия весьма мощных турбокомпрессоров и центробежных нагнетателей, привели к тому, что двухдвигательный вариант самолёта стал рассматриваться уже не как высотный, а как обычный пассажирский самолёт средних высот. Значительный удельный вес новых двигателей, почти в полтора раза больший, чем у бензиновых двигателей М-88В, меньшая суммарная мощность силовой установки на расчётной высоте, а также снижение крейсерской высоты полёта определили уменьшение скорости и сокращение, даже несмотря на более высокую экономичность дизельных двигателей, дальности полёта двухдвигательного варианта самолёта по сравнению с первоначальным проектом... Уменьшилось и число пассажирских кресел...".
Но это ещё не всё! Далее проблемы с дизелями только усугублялись. Читаем там же: "...Несколько полётов... выявили необходимость значительной по объёму и продолжительной по времени доводки опытных двигателей АЧ-31 до полного соответствия требованиям, предъявляемым к силовым установкам пассажирских самолётов. Судьба самолёта становилась неопределённой..."
Другими словами, "замах у ильшинцев был на рубль, а удар получился на копейку".
Сколько не искал, так и не нашёл ответа на вопрос, почему и ради чего ОКБ Ильюшина, по сути, угробило передовой и вполне реализуемый проект самолёта?