Ну вы же сами видите, насколько осторожно нужно относится к подобного рода воспоминаниям.
Простите, я не понял, к чьим воспоминаниям Вы предлагаете относиться с осторожностью: к воспоминаниям А.С. Яковлева, к коллективным воспоминаниям ОКБ Ильюшина или и к тем, и другим?
...В своих мемуарах Яковлев пишет о том, что был одобрен проект двухмоторного самолета.
Благодарю за отсылку к воспоминаниям Яковлева. Серьёзно, без шуток.
Я "Цель жизни" читал в далёком детстве и уже всё позабыл. А, как оказывается, и такие мемуары могут иногда оказать кое-какую пользу. Приведённая Вами цитата навела меня на некоторые мысли.
Предлагаю следующую версию развития событий по Ил-12. Сразу хочу подчеркнуть, что всё описанное - не более чем плод собственных размышлений, не опирающихся на исторически подтверждённую информацию.
Итак, ОКБ Ильюшина довольно много и, скажем так, не без успеха работало над высотным вариантом Ил-4. Но самолёт оказался не востребован.
Причин тому, думаю, несколько. Во-первых, советские ВВС к середине войны начали завоёвывать господство в воздухе и заморачиваться» с налаживанием серийного производства нового, более сложного по конструкции самолёта ни НКАП, ни сами ВВС уже не хотели. Во-вторых, работы по высотному варианту двигателя М-88, из-за отсутствия у того одного, влиятельного и заинтересованного в продвижении своего детища отца–конструктора, шли, как говорится ни шатко, ни валко. В-третьих, продемонстрированные высотным вариантом Ил-4 характеристики, наверное, тоже не вполне удовлетворяли потенциального заказчика.
Но Ильюшин, как и подобает Генеральному конструктору с большой буквы, смотрел в будущее – война, как говорится войной, бомбардировщик бомбардировщиком, а транспортный самолёт тоже рано или поздно понадобится. Таким образом, в середине-конце 1943 года ОКБ Сергея Владимировича приступает в инициативном порядке к соответствующим работам. В основе проекта – материалы, полученные в ходе испытаний высотного варианта Ил-4.
Опираясь на мировые тенденции в развитии авиации и на опыт США, Ильюшин видит новый самолёт субстратосферным, с герметичной пассажирской (грузовой) кабиной. Расчёты показывают, что для этого понадобятся четыре двигателя М-88 с нагнетателями (ТК-3 или ТК-М).
В конце того же, 1943, года в Тегеране проводится Конференция глав трёх ведущих государств Антигитлеровской коалиции. Сталин, вынужденный лететь в Тегеран на Си-47, счёл такое положение вещей унизительным. По возвращении с конференции он потребовал от руководства НКАП в срочном порядке создать отечественный пассажирский самолёт.
Руководство НКАП, опросив Генеральных конструкторов, определило, что наиболее подготовленным к разговору со Сталиным является Ильюшин – именно в его ОКБ велись в то время хоть какие-то работы по тематике пассажирских самолётов.
Сергей Владимирович (скорее всего, вместе с Яковлевым, как замом наркома по новой технике) прибыл к Сталину, где узнал, что «вождю народов» срочно требуется пассажирский самолёт.
Ильюшин, естественно, понял, что в указанные руководством сроки проект разрабатываемого в его ОКБ высотного, с герметичной кабиной самолёта ему не завершить. Поэтому решил заняться им позже (будущий Ил-18), а вместо него предложил упрощённый и, как казалось, легко реализуемый вариант самолёта – без герметичной кабины и с двумя двигателями, так как не требовалось наддувать пассажирскую кабину.
Именно этот проект Сталин и одобрил в «один из январских вечеров 1944 года».