...даже мне кажется странным стоить изыскания на полусаморекламной книге
"Изыскания" строятся, прежде всего, на фактах. А они таковы:
- Ильюшин во второй половине 1943 года приступил к проектированию высотного транспортного самолёта;
- Ильюшин смог убедить руководство НКАП в необходимости создания такого самолёта и получить одобрение на проведение работ по нему у самого Сталина;
- менее чем через месяц после получения "высочайшего" одобрения Ильюшин отказался от проекта высотного транспортного самолёта в пользу худшего по характеристикам.
Оттого, что эти факты изложены (наряду с другими изданиях по истории авиации, кстати) в "полусаморекламной книге", они не становятся менее значимыми и интересными.
...ответьте на простой вопрос - какой самолет был нужнее?
А с точки зрения проведения НИОКР, то есть ответственности ОКБ, никакой новый самолёт нужен не был. Ту номенклатуру самолётов, которую отечественная промышленность была в состоянии создать, она создала. Проблема существовала с количеством самолётов и с их качеством.
Описанная ситуация, судя по всему, беспокоила Ильюшина и остальных Генеральных конструкторов, так как получалось, что необходимости в том количестве авиационных ОКБ, которое существовало в СССР в период войны, просто не было, и в любой момент мог встать вопрос об их закрытии.
Вы всерьез считаете, что герметичный четырехмоторник, для которого не было ничего, мог быть нужнее намного более утилитарного двухмоторника?
Во-первых, четыре мотора - не цель, а всего лишь способ добиться цели. Будь в СССР в ту пору двигатель мощностью порядка 2000 л.с. и более, Ильюшин, я думаю, изначально стал бы проектировать двухмоторник.
Во-вторых, что значит "для которого не было ничего"? ОКБ Ильюшина довольно долго и вполне успешно работало по программе высотного Ил-4. Наработки по данной теме вполне могли сдать фундаментом для создания высотного пассажирского самолёта.
В-третьих, всё дело в том, какой двухмоторник и какой четырёхмоторник. Если они по характеристикам мало чем друг от друга отличаются, то никакого смысла в замене первого на второй, конечно же, нет. Но если новый проект обещает существенный прирост параметров, то с ним стоило бы повозиться.
А логика первого проекта простая - показать свой потенциал.
Так вот и получается, что "своего потенциала" Ильюшин не показал. Можно сказать, "опарафинился". Во всяком случае, в 1944 году.
...а во-вторых, проси больше - дадут меньше
Сомневаюсь, что Ильюшин руководствовался подобным соображением. Ситуация была не та. Шла война, за излишние запросы могли по рукам дать. И очень больно.