К пониманию того, почему прекратили работы по четырёхмоторному Ил-12, данная информация, конечно, приближает существенно. А вот от понимания того, почему Ильюшин, прекрасно зная всё выше перечисленное, отдал таки приказ на проектирование четырёх моторного, высотного пассажирского самолёта и, более того, убедил в его необходимости руководство НКАП и самого Сталина, наоборот, по-моему, отдаляет.Может это приведет к пониманию прекращения дальнейшей работы по 4-х двигательному варианту.
Да, мне представляется, что всё было именно так. И вот почему. В 1943 году у ОКБ Ильюшина наметились кое-какие успехи в испытаниях высотного Ил-4. Это с одной стороны. С другой - в том же 1943 году, в связи с тем, что советская авиация всё больше завоёвывала господство в воздухе, интерес к высотному бомбардировщику начал снижаться. Ильюшин, я думаю, испугался (ну, не испугался, а стал опасаться что ли или просто задумался), что возглавляемое им ОКБ может остаться без заказов. Поэтому решил привлечь внимание руководства страны и НКАП каким-нибудь эффектным и, в то же самое время, вполне реальным (с точки зрения возможности реализации) проектом. Основываясь на наработках своего ОКБ по высотному Ил-4 с двигателями М-88Б и с турбокомпрессорами ТК-3 и ТК-М, а также оглядываясь на мировые тенденции в развитии авиации, он и предложил разработать транспортный четырёхмоторный (ибо, как мы уже знаем, только четыре М-88 могли обеспечить задуманное), высотный самолёт с большой гермокабиной.Вы считаете, что Ильюшин сам убеждал руководство в необходимости 4-моторной герметичной машины.
Во всяком случае пищу для размышлений эти книги дают богатую.То, что написано в книге "ОКБ Ильюшина" и переписано в книжках от Гордона до мурзилок (в смысле, Легендарных самолётов) может иметь отношение к действительности. А может и не иметь.
"Изыскания" строятся, прежде всего, на фактах. А они таковы:...даже мне кажется странным стоить изыскания на полусаморекламной книге
А с точки зрения проведения НИОКР, то есть ответственности ОКБ, никакой новый самолёт нужен не был. Ту номенклатуру самолётов, которую отечественная промышленность была в состоянии создать, она создала. Проблема существовала с количеством самолётов и с их качеством....ответьте на простой вопрос - какой самолет был нужнее?
Во-первых, четыре мотора - не цель, а всего лишь способ добиться цели. Будь в СССР в ту пору двигатель мощностью порядка 2000 л.с. и более, Ильюшин, я думаю, изначально стал бы проектировать двухмоторник.Вы всерьез считаете, что герметичный четырехмоторник, для которого не было ничего, мог быть нужнее намного более утилитарного двухмоторника?
Так вот и получается, что "своего потенциала" Ильюшин не показал. Можно сказать, "опарафинился". Во всяком случае, в 1944 году.А логика первого проекта простая - показать свой потенциал.
Сомневаюсь, что Ильюшин руководствовался подобным соображением. Ситуация была не та. Шла война, за излишние запросы могли по рукам дать. И очень больно....а во-вторых, проси больше - дадут меньше
Всё бы ничего, но встаёт вопрос, неужели о том, что "никуда лететь больше не придётся", Сталина осенило всего за месяц? Ведь проект высотного пассажирского самолёта он самолично одобрил в январе 1944 года, а уже всего через месяц Ильюшин смело отбросил его (проект) в сторону и занялся обычным самолётом с дизельными двигателями....Когда же Сталин понял, что никуда лететь больше не придётся - тогда приоритетом стал обычный транспортный/ВТА, по совместительству ещё и гражданский.
А почему вы решили, что "вождь" изменил свои взгляды? Я думаю, он мог и не знать, что стали проектировать другой самолет."вождь народов" кардинально изменил свои взгляды на развитие отечественной авиации?
В чем конкретно заключалось это "одобрение"? Есть стенограмма беседы Сталина с Ильюшиным? Или постановление правительства о проектировании и постройке 4-моторного самолета с герметичной кабиной?Ведь проект высотного пассажирского самолёта он самолично одобрил в январе 1944 года,
А что там по поводу постановлений ГОКО в марте 1944 года?Возможно, что окончательно решили, что конференция пройдёт на территории СССР
Оттого, что они изложены в полусаморекламной книге, они не становятся менее значимыми, а вот их достоверность требует проверки, так как может варьироваться от 100%, до околонулевых значений.Оттого, что эти факты изложены (наряду с другими изданиях по истории авиации, кстати) в "полусаморекламной книге", они не становятся менее значимыми и интересными.
Так и с Ил-12 промашка вышла, если уж на то пошло. Со слов тех, кто работал и на нем, и на Ил-14.Так вот и получается, что "своего потенциала" Ильюшин не показал. Можно сказать, "опарафинился". Во всяком случае, в 1944 году.
По рукам могли дать и за менее значимые вещи. И не только по рукам. И давали. Нормальная практика тех времен. Так что не вижу ничего такого, что заставило бы не действовать по такому принципу.Шла война, за излишние запросы могли по рукам дать. И очень больно.
Тегеранская конференция, когда Сталину пришлось воспользоваться самолётом - это как раз ноябрь-декабрь1943 г.
Во-первых, так думаю не я, а "Бурундук". Вот цитата из его поста: "...Когда же Сталин понял, что никуда лететь больше не придётся - тогда приоритетом стал обычный транспортный/ВТА..."А почему вы решили, что "вождь" изменил свои взгляды?
"Это... вряд ли!" (с)...Я думаю, он [Сталин] мог и не знать, что стали проектировать другой самолет.
Стенограммы беседы Сталина с Ильюшиным нет. Во всяком случае у меня.В чем конкретно заключалось это "одобрение"? Есть стенограмма беседы Сталина с Ильюшиным? Или постановление правительства о проектировании и постройке 4-моторного самолета с герметичной кабиной?
Абсолютно согласен. Но разве дискуссия от этого становится менее интересной?...без конкретных документов все это будут лишь догадки и общие рассуждения.
Согласен. И мы с Вами, по мере сил, этим и занимаемся....их достоверность требует проверки,
Я и имел в виду получившийся Ил-12.Так и с Ил-12 промашка вышла, если уж на то пошло. Со слов тех, кто работал и на нем, и на Ил-14.
Ну, вот поэтому-то мне и представляется, что Ваш тезис "проси больше - дадут меньше" не применим ни к тому времени, ни к личности С.В. Ильюшина....Нормальная практика тех времен.Так что не вижу ничего такого, что заставило бы не действовать по такому принципу.
При всей моей, мягко говоря, нелюбви к Сталину, я сильно сомневаюсь, что он принимал решение о создании того или иного типа авиатехники, исходя лишь из своих планов на будущее. Иначе как можно объяснить создание в СССР АНТ-25? Неужто "вождь народов" намеревался самолично ставить рекорды дальности? А закупку в США лицензии на производство DC-3 как объяснить - тем, что Сталину надоело ездить к Чёрному морю на поезде?...Возможно, что окончательно решили, что конференция пройдёт на территории СССР (а значит, никуда лететь не надо)...