История Ил-18

Добрый день, есть ли у кого-то сертификат типа, карта данных к сертификату типа по Ил-18 (желательно ожидаемые условия эксплуатации). Прошу поделится, нужно для работы в институте. Если еще есть сертификационный базис - СУПЕР
 
В те времена, когда делали Ил-18, ни сертификатов типа, ни карты данных не знали.
А за слова "сертификационный базис" могли и по морде дать.
 
Главная геофизическая обсерватория им.А.И.Воейкова (ГО ГГО)

Наличие самолета-лаборатории Ил-18, оснащенного обширным комплексом радиационной аппаратуры, позволило во время полета пилотируемого космического корабля "Союз-7" впервые осуществить совмещенный подспутниковый геофизический эксперимент. Данные этого эксперимента составили основу для разработки методов идентификации природных образований по их спектрам отражения и излучения, а также методов определения передаточной функции атмосферы.

Самолёт-лаборатория ИЛ-18 ГГО использовался для проведения испытаний бортовой аппаратуры метеорологических спутников, уточнения её технических характеристик, разработки методов градуировки приборов и интерпретации данных измерений. Этот самолёт лаборатория участвовал в подспутниковых экспериментах для оценки точности радиационных измерений, для сбора статистических характеристик пространственно-временной изменчивости поля уходящей радиации, вертикальных профилей интегральных и спектральных потоков нисходящей и восходящей радиации, углового распределения отражённой радиации, инфракрасного /ИК/ и радиотеплового излучения подстилающей поверхности и атмосферы. 12 комплексов аппаратуры на самолёте-лаборатории содержали также приборы для измерения метеорологических и аэрозольных характеристик зондируемой атмосферы, для изучения микрофизики облаков и их оптической плотности, двух-волновые лидары, радиолокатор бокового обзора, ИК-радиометр, ИК-тепловизер и аэрофотокамеры, а также приборы для определения навигационных характеристик /путевая и воздушная скорость, барометрическая высота, углы крена, тангажа.

С 1970 г. самолёт лаборатория ИЛ-18 ГГО принимал участие в осуществление комплексного энергетического эксперимента КЭНЭКС, в 1972 г. в советско-американском микроволновом эксперименте «Беринг», в 1973 г. в атлантическом тропическом эксперименте АТЭП /участвовало 72 государства.40 судов, 13 самолётов лабораторий, три спутника/, полярном эксперименте ПОЛЭКС-76, в глобальном аэрозольно-радиационном эксперименте ГАРЭКС, первом глобальном эксперименте /1978-1979 гг./, а также в других национальных и международных программах исследования глобальных атмосферных процессов /ПИГАП/.

 
Ил-18 - чудо-самолёт. Самый запоминающийся полёт - июнь 1968 года, рейс Москва-Сухуми. Незадолго до вылета прыгнул с забора и подвернул ногу. Родители не стали откладывать отпуск, и повезли в Абхазию. Тогда в терминале Внуково (второй павильон) действовал незабвенный балкон с видом на всё лётное поле, великое достижение СССР, не боявшегося никаких террористов. Кстати, когда потом к Олимпиаде-80 построили новый терминал, старый балкон долгое время оставался внутри двух аэровокзалов, печально вспоминая свои лучшие годы. Мы с братиком почти час разглядывали приземляющиеся и вылетающие борта, Ил-18-е преобладали, заруливая на двух (2-м и 3-м) центральных двигателях. Иногда ревели Ту-104-е, жужжали Ан-10-е, ждали с балкона наш рейс. Когда объявили посадку, прошли по наклонной галерее (их было две) из зала номер 2 Внуково к автобусу (или, уже не помню, поезду из вагончиков типа как на ВДНХ). Подвезли нас к стоянке Ил-18, дальше пешком. Видимо, я вырос за прошедший год, и Ил-18 впервые показался мне маленьким снаружи, в отличие от того "гигантского" ИЛ-18Б, которым мы год назад возвращались из Гудауты во Внуково. Интересны следующие подробности: в стоянке ИЛ-18-х слева от аэровокзала, стояли два "красных" Ил-18, возможно полярные борта. Раскраска как у обычных, синих, но красного цвета. Но нас посадили в "синий" самолёт. Это был, пожалуй, самый запоминающийся рейс всей жизни. Летели на высоте 5400-6000-6600 (такие эшелоны были), среди белых облаков неотрывно разглядывали зелень, города, вершины Кавказа и потом самое синее море. Восторг вызывали белоснежные вращающиеся коки винтов, мы сидели в первом салоне слева. Вообще, посадка в Сухуми (как-то писал об этом) интереснее посадки в Сочи-Адлере: борт буквально поворачивал над прибоем на 90 градусов, сверху волны казались неподвижными, и было ощущение, что вот-вот упадём. Но это детские воспоминания, сами понимаете. И потом резкий гул винтов, река с широкой долиной, и ВПП Сухуми, тогда ещё не растянувшейся для прилёта Ту-154 и позже Ил-86. НО, что интересно и любопытно: мы с родителями всегда останавливались в селе Приморское (Цкуара, ранее при царях Петропавловское называлось) у одних и тех же хозяев-греков на берегу. Каждый день было слышно самолёты, идущие на посадку в Сухуми и Батуми. Позднее стали летать и Ту-154 (с 1973 года). Но за все года, мне, например, не удалось увидеть ни одного борта, хотя, по идее, их было хорошо слышно и должно быть видно. Видимо, Солнце с юга слепило глаза или блеск плоскостей так отражался, что не разглядеть. Вот такие детские воспоминания, 54 года назад. Да, кстати. Мою вывихнутую больную ногу вылечила бабушка-гречанка. Погрузила ступню до колена в ведро с горячей водой и горчицей, и прочла молитву Победоносцу Георгию. Буквально через день-два опухоль спала, и я уже ничего не чувствовал в ноге.
 
и ВПП Сухуми, тогда ещё не растянувшейся для прилёта Ту-154 и позже Ил-86
Хочу уточнить, что в 1968 году ВПП в Сухуми (Бабушара) имела длину около 2650 метров. И Ту-154 ( пусть и с 1973 г.), а до них и Ту-104 благополучно летали именно с нее.
А "растянули" ВПП на почти километр до 3640 метров в середине 1980-х, после чего сухумский аэропорт стал принимать Ил-86 и Ил-62 (ради последнего, как мне кажется, ВПП и получила такую большую длину).
 
Последнее редактирование:
И откуда и как долго летали Ил-62 в Сухуми? В 1991 вроде в расписании Ил-62 там не было.
Удлинили настолько ВПП возможно для перспективы использования Бабушары под стратегические бомберы, но врать не буду.
 
В 1989 году были рейсы из Якутска-Красноярска и Хабаровска.
В 1991 году, если не ошибаюсь, хабаровский рейс еще оставался....
 

Выполнялись соответственно красноярцами и хабаровчанами? Из Хабаровска был беспосадочный?
 
Спасибо за рассказ, но откуда вы тогда знали, на каких эшелонах летели? Да и на 2 часовом рейсе при исправной САРД эшелон у Ил-18 должен был быть 8-9 км но никак не 6
 
Реакции: 2014
Спасибо за рассказ, но откуда вы тогда знали, на каких эшелонах летели?
Стюардессы спрашивали экипаж, потом объявляли высоту полета, температуру за бортом и расчетное время прибытия.
А эшелон 6000 в летнюю жару, при температуре выше МСА, и при полной загрузке, думаю, вполне нормальный.
 
Интересно экипаж стюардессам для объявления в салон говорил реальный эшелон, или просто от фонаря. В те годы обычно на Ту-154 всегда стюардессы обьявляли "10000 метров", один раз на Ил-86 я слышал "9000 метров"
 
Меня стюардессы каждый полет спрашивали, я им говорил, как есть.
Называл эшелон, температуру за бортом, расчетное прибытия.
В районе начала снижения снова милый женский голос в наушниках или просто заходя в кабину спрашивал, температуру на аэродроме посадки и снова расчетное время прибытия. Погода нами уже была принята, схему уже знали, поэтому расчетное время прибытия в шутку докладывал стюардессе с точностью до секунд. Молодых стюардесс это удивляло, но они соображали, что нужно просто округлить до минут.
 
На короткие расстояния Ил-18 летал на эшелонах 7600 и 8400. Выше - только на больших расстояниях, типа Красноярск - Москва.