Тоба, я не отрицаю тот факт, что двигатель медленно, но развивается. Более того, даже считаю, что у него есть некоторые перспективы. Но вот точка зрения эксплуатантов как-то не очень вяжется с рекламками производителя. Вы извините, но производители у нас будут в .опе ровно до тех пор, пока будут эксплуатантам на все их претензии говорить "да идите вы, все супер на самом деле, это вы сами дураки и ничего не понимаете".
Ну вот и хорошо, наконец можно вести нормальный разговор )).
Plinker, здесь я полностью, на 100% согласен с Вами. Только давайте расставим точки над Ё (мы же в России, зачем нам i?)
Я не изготовитель – я разработчик (только прошу не воспринимать мои мысли, как официальную позицию Авиадвигателя, тут я частное лицо) и то, что мы с изготовителем находимся за одним забором, ни о чем не говорит. Мы разные юр. лица и к ним у нас тоже есть неслабые претензии.
И я не говорю, что все супер, уж кому как не нам знать все проблемы нашего двигателя, я просто не люблю, когда ржут на делом, которому я посвятил 18 лет. Я просто пытаюсь защитить это изделие, которому так не повезло со временем рождения, от злобных и бессмысленных нападок. И ни в коем случае не занимаюсь «рекламками». Мне интересно все это, вот и хочется поговорить. Я сейчас занимаюсь А3у и ПС-90А является как бы внутренним конкурентом (один чел., кандидат между прочим, в бизнес-плане написал что-то про эффект каннибализма в модельном ряду)
.
С а/к мы держим постоянную связь и реагируем на ВСЕ замечания и претензии, но надо понимать, что не все можно сделать сейчас и не все сразу. Хотя должен признать, что в нашей организации на ПС уже как-то вяло реагируют- все заняты ПД-14 и …, так-что зачастую приходиться применять силовые методы для решения вопроса по ПС.
По изготовителю: у нас проблема с весом – на А2/А3у основных деталей меньше, но они потяжелее – высокий ресурс просто не дается. Выход – детали из полимерно-композиционных материалов (ПКМ). Изготовитель ПЗ машиностроитель, все умеет, много уже внедрили. Комплект деталей из ПКМ для А3у ломят за 30 млн. Говорим им- это много, это угробит весь проект и ни у кого ничего не будет, если мы закажем большую партию, сбрасывайте цену. Они подумали-подумали и отвечают – за большую партию 29,5 млн. Как об стену бьемся. И так везде, блин. И ПМЗ не исключение.
Менеджмента в стране нет нормального. Но это отдельная тема.
Теперь поговорим о
Надеюсь ни у кого (кроме Лукаса) не вызывает сомнения утверждение, что России своя авиация нужна? И авиация современная.
Но не все понимают, что не будь сегодняшних Ил-96 и Ту-204 с ПС-90 – все бы уже погибло окончательно. Они являются как бы мостиком, тонкой спасительной жердочкой в будущее.
Я прекрасно вижу, что пассажирские 4х двигательные самолеты повсеместно выводятся из эксплуатации, и мне искренне жаль этот красивый самолет. И уж никак я не буду издеваться над ним, как позволяют себе некоторые недоумки.
У Туполей тоже проблемы с весом. И я точно знаю, что у них есть решение вопроса – детали из ПКМ. Но распространяться не буду. Пусть сами.
Двигатели.
ПД-14 – это хорошо, но когда будет? И ещё когда достигнет требуемых показателей надежности.
А во всем мире успешно, наравне с проектированием с нуля, идет процесс модернизации летающих типов. По 30-40 лет модернизируют, получая продукт совсем с другими качествами.
Но мы идем своим путем. Не использовав даже на 10% потенциал газогенератора ПС-90, мы начали проектирование нового, примерно той-же размерности. По этому показателю мы видимо очень, невероятно богатая страна. Нет-нет, он нужен, я не против, но считаю, что модернизацией ПСа надо продолжать заниматься.
Plinker, я Вам открою маленький секрет, только никому не говорите
. У ПС-90А есть небольшая проблемка, которая не позволит ему стать высокоресурсным движком. До 10 дотянем и все. (только это не похороны ПС-90А. Это его реинкарнация. Заметьте, все ПСы – А/А-76/А1/АЕ/А2/А3/А3у/А3у-76/А3у1 – все с буквой А).
А вот А2 и его семейство- совсем другое дело. Я уже говорил про запас по Тса в 75 К, с перспективой роста. И возможности дальнейшей модернизации просто огромные.
Сейчас предлагаем А3у. Дело идет, но вяло, хотя вопрос времени здесь важнейший. Вероятно для а/к надежность не так важна? А может, пока мы доводили А в А2, изменились требования времени? В 92 г. ПС и самолеты с ним были на нормальном мировом уровне, а сейчас мир ушел вперед. 20 лет- не шутка. Предлагаю на А3у поставить вентилятор с широкохордными лопатками. Это сразу улучшит топливную экономичность и кое что ещё. Слушают с пониманием, но сразу спрашивают – а деньги где? Но на это деньги нужны сравнительно небольшие, переделки газогенератора не потребуется. Упрощенно говоря – заменил вентилятор и усё.
Дальше больше. Мы наконец научились делать кольцевую камеру сгорания, можно ставить и на ПС, на подходе у коллег электронная САУ «с полной ответственностью», идут работы по «электрическому» двигателю. И много что ещё уже есть, или близко, что можно поставить на ПС. Да и степень двухконтурности увеличить. Не просто, но и не газогенератор новый проектировать.
И получим совершенно новый двигатель за небольшие деньги. И доведенный уже! Но никому ничего нах не нужно.
А ставить А-76 на большую планирующуюся серию МД-90А – это, на мой взгляд, вообще маразм. Или здесь по принципу – военным что подешевле? (так А3у не особо и дороже) Что, военным не нужны надежность и ресурс? На А3у многоразовый чрезвычайный режим. Хотя на Илы ЧР не подключают, но техническая возможность-то есть. Военным, в чрезвычайной ситуации, помешают лишние 6 тонн тяги при взлете?