Бурундук, там всё забавно с самого начала. Если заглянуть в
краткую биографию Иосифа Наумовича на сайте ВИАМ, то сразу бросаются в глаза некоторые несуразности.
Сначала говорится о работе будущего академика в программе "клонирования" В-29 - но упоминается только Д-16 (как аналог, а точнее, "клон" американского 2024).
Потом идёт пассаж о докторской диссертации тов. Ф., которая была защищена в
1958 г., и выводы которой позволили, типа, создать замечательный сплав В95 и бла-бла-бла...
А чуть ниже есть фраза
"За разработку сплава В95 и его промышленное внедрение И.Н. Фридляндеру вместе с группой ученых ... присуждена Сталинская премия (1949 г.)". То есть прозорливость тов. Сталина (а решения о лауреатах "своей" премии он, насколько я знаю, принимал единолично - на что имел полное право, учитывая происхождение этих денег) действительно не имела границ - он наградил тов. Фридляндера за 9 лет до сделанных последним открытий.

Насколько я знаю, сплав 7075 амы то ли разработали самостоятельно, то ли аналогичным путём передрали у японцев (что в данном случае неважно) ещё в 1943 г. Оный сплав применялся (хотя и в сравнительно небольших количествах) в конструкции В-29. И, естественно, в полном соответствии с указанием тов. Сталина
"Чтобы было точно так же!", 7075 тоже был "расшифрован" и запущен в производство. За что группа товарищей во главе с Ф. и получила означенную премию имени указавшего.
Вторая часть не менее интересна, хотя весёлого там мало.
Фридляндер ходил по КБ и предлагал свой В95, но желающие как-то не находились. Рискнул, если мне не изменяет склероз, Туполев, потом Мясищев на 4М - имеется в виду "масштабное" применение. Потом подтянулись микояновцы, которые сделали из В95 крыло на МиГ-23. На пассажирских машинах В95 взял Антонов (Ан-10). О том, что гражданские машины имеют намного больший налёт, чем военные, как-то никто не подумал. Для "короткоходового" Ан-10 с его относительно большой долей взлётов, посадок и болтанки в приземных слоях нагружение конструкции было длительнее, чем, скажем, на Ил-18. Да и вообще представления об усталостной прочности тогда были слабыми - подробности катастроф ранних версий "Комет" дошли в Союз с опозданием.
Что было дальше - известно. После катастрофы Ан-10 в Харькове появился Фридляндер, который на голубом глазу обвинил КБ в том, что оно использовало недостаточно проверенный (по части усталостной прочности) материал. Хотя характеристики материалов КБ, насколько я знаю, всегда получали из ЦИАМа - материаловедение в их задачи не входило. О том, что на МиГ-23 (пошёл в эксплуатацию в 1969-м) трижды разрушалось крыло (один раз в 1971 г. и дважды - в 1972-м, причём оба раза -
ДО катастрофы в Харькове) во время расследования АП с Ан-10 "как-то не вспомнили". Машину сняли с эксплуатации, Антонова пожурили, а Фридляндер так и остался "весь в белом".
Иосиф Наумович в своих воспоминаниях любил рассказывать, что его могли посадить трижды: за МиГ-15, за Ту-16 и за что-то там в атомной промышленности. Но вот о том, что его могли (и, на мой взгляд, вполне по делу) посадить за Ан-10, он никогда не говорил...