Исчезнет ли профессия пилота в скором будущем

Реклама
Думаю грузовые перевозки будут автоматизированы в высокой доле в ближайшие 10 лет
Сразу вспоминается очередь фур на границе. Есть слабые места пока для реализации. И дело не в том, что нельзя процесс на границе автоматизировать. А в том, что определённые организации не захотят его таким делать. Пропускать все грузовики автоматом к себе в страну через границу - может быть опасно. Неизвестно, какую наркоту/оружие затолкали в этот беспилотный грузовик. Хоть собаки должны обнюхать. Просканировать тоже время занимает. А это уже остановка и очередь.

Как и в авиации, определённые институты будут противиться по разным причинам. Но это тоже можно переломить, была бы воля сверху. Когда противников станет мало, все равно это случится.

Мне трудно про беспилотные самолёты.

А с автомобилями думается, что через несколько десятков лет не останется уже пилотируемых. Мне кажется, на первое время появится разделение дорог на свободные и автоматизированные: например, автострады, на которых только автоматике будет можно. И дороги общего пользования для водителей и беспилотников. Автоматические дороги оборудуют значками, датчиками и ответчиками. Протестируют всю систему. И уже потом запустят на все остальные территории.
И второе: мне кажется, что скоро автомобили станут прошивать на некоторые ограничения для водителей (скорость, проезд на желтый/красный, встроенный алкотестер, заезд в пешеходную зону или на переходный переход, ну и тому подобное). Сегодня есть концепция, что у человека решающее право голоса. Ей осталось не долго, на мой взгляд. Как мне кажется, эти программные ограничения будут преподнесены как необходимые, которые «не дают банальным ошибкам произойти во благо спасения многих жизней». Это будет как этап привыкания для самых несогласных.

В самолетах такие решения тоже реализованы разными системами. Например, та же TCAS пищит, но управление не забирает. Может скоро и будет забирать.
 
Подумаешь, беспилотные самолёты! Мелковато плаваем. Когда-нибудь сам человек станет лишним. Для себя самого, причём. Человека скрестят с роботом, и это будет прекрасно.
 
А теперь и в планах нет.
и этто странно
ИЧСХ, ни в одной из этих аварий не принял участие робот :) Вообще, люди готовы с арабским водителем за рулем ездить, а нам тут рассказывают про то, что народ не готов будет в робот-самолет садиться
потому что пилоты перестанут набирать предшествующий опыт на грузовых перевозках, которые будут полностью автоматизированы.
Разве грузовики так часто бьются?
И только не рассказывайте мне, что автоматика способна будет еще и самолеты сама грузить.
В вашем примере достаточно поставить во всех помещениях датчики на наличие человеков.
Ага, в Бишкеке автоматика не тот маяк захватила - просвистели над ВПП и аул с землей сровняли.
У вас какие-то странные примеры и аргументы. Никто не спорит, что прямо сейчас роботы не готовы возить людей в самолетах. Посмотрим, что дальше будет.
 
Автоматические дороги оборудуют значками, датчиками и ответчиками. Протестируют всю систему. И уже потом запустят на все остальные территории.
Может, где-то и оборудуют. А у нас не все дороги асфальтом оборудованы. Мне кажется, из-за этого еще очень долго и не только в России трасс чисто под роботов не будет. Научить робота ездить по дороге с разметкой, да еще и датчиками - это одно. А по грунтовке в слякоть - совсем дургой коленкор. Может, конечно, машины все будут роботами, но с рулем и педалями - выехал на автоматизированную дорогу, отдай руль роботу. Съехал в лес - сам крути баранку.
Человека скрестят с роботом, и это будет прекрасно.
Тут как раз главная проблема снимается - искусственного интелекта, у человека он естественный. А замену органов, кроме мозга, в принципе можно себе представить (пока к врачу не сходишь с проблемой и не разочаруешься в возможностях медицины:))
 
А у нас не все дороги асфальтом оборудованы
У авиалайнеров, кстати, такой проблемы нет. Про ГА не уверена, там наверное тоже грунтовая ВПП может быть с сюрпризами после дождя. Хотя наверное и это можно автоматизировать (датчики влажности почвы, роботы, контролирующие геометрию итд - в отличие от автодорог, территория небольшая).
Но раз авиаторы пишут, что есть много других сложностей, видимо, так оно и есть.
 
Для меня не странно. Поездил я после летной работы и в московском метрополитене, поммашем и машинистом-стажером.
7 месяцев поучился на Варшавке, потом 7 месяцев поездил и ушел из подземелья.
В конце прошлого века уже пассажиропоток превышал расчетный в два раза.
Пассажиры как бараны лезут после объявления "Осторожно, двери закрываются".
Торчат то руки-ноги, то сумки и головы. Есть такой термин у машинистов: "отсекать". За несколько месяцев научился отсекать толпу на станции за несколько секунд. В часы пик - гонка на предельных скоростях, обычное отставание по графику на конечных станциях.
Бывали сбои у СЦБ, на некоторых участках не работала сигнализация.
В московском метро, грубо, сейчас работают 20 тысяч машинистов. Вроде, штат немаленький и зарплаты со всеми накрутками в районе сотни т.р.
Но не слышал о планах перевода метрополитена на автоматическое вождение поездов. В перегруженном метро - задача сложновыполнимая.
 
Но не слышал о планах перевода метрополитена на автоматическое вождение поездов. В перегруженном метро - задача сложновыполнимая.
Сами же говорите, еще в 70-е планы были. КалЛ вроде пытались.
Эксперимент нужен - гоняем двери туда сюда, пока не закроемся, в авторежиме. Не знаю уж, как получится, возможно, и не очень.
Новые линии не загруженные, и построены целиком с нуля, вот на них меня и удивляет, что:
а. Не отсекли платформы от людей дверьми (пусть и с машинистом)
б. Не автоматизировали машинистов. В соединении с "а" это было бы попроще
 
Реклама
Сами же говорите, еще в 70-е планы были. КалЛ вроде пытались.
В конце 80-х, электродепо Новогиреево. Для начала пробовали просто автовождение. Машинист сидел и открывал-закрывал двери.
Но поломки, ненадежность датчиков, повышенные затраты на ремонт и т.д. Отказались дальше экспериментировать.
 
Но раз авиаторы пишут, что есть много других сложностей, видимо, так оно и есть.
А что может типовой авиатор понимать в 100% автоматизации :) То же, что и любой не авиатор. Нюансов побольше перечислит, конечно, но решать вопрос будут не пилоты и не техники. Аргументы от авиаторов странные по мне - "никто не полетит", например. Авиатор не полетит, а я полечу (если самолет пройдет сертификацию, не пверите, той самой позорной ФАА:)), так что вопрос спорный.
В принципе, я хоть и не авиатор, но понимаю, что пока что полностью автосамолет - полунаучная фантастика.
 
А от машиниста совсем не планировали отказываться?
Планировали. Но до этого не дошло.
При нашем уровне технического обслуживания и переполненном метро, решили - уж лучше с машинистом.
И проще найти крайнего. :)
 
А что может типовой авиатор понимать в 100% автоматизации :)
Ну вот я типовой инженер-штурман.Знаком и с автоматизацией.
И с 85 года увлекался программированием, в нулевых годах работал программистом-разработчиком 10 лет,
разработал в том числе и пару хороших проектов, где и автоматизация и работа с уникальным оборудованием.
Тут дело не в этом. Запрограммировать алгоритмы без глюков - еще не самая большая проблема.
Сложнее тематикам, разработать ТЗ для программистов и предусмотреть всё.
Мой летный опыт говорит о том, что всё предусмотреть невозможно.
Редко полет бывает в идеальных условиях. Отказы, хоть и мелкие, бывают часто.
Хуже, когда они множественные и накладываются один на другой.
Тут еще грозы по маршруту, тут и ветер боковой на посадке по пределу, тут и диспетчеры зашиваются.
А если еще и топлива негусто... Не каждый год, но почти каждый, все три основных аэропорта Москвы работают в сбойном режиме.
Обязательно нужно будет переходить на АСУВД (автоматизированную систему управления воздушным движением) нового поколения.
Чтобы управление бортами было не голосом диспетчера, а цифровыми кодами...
 
Ага. Например, автоматика без проблем сможет во время загрузки самолета при внезапном сигнале возгорания на борту в заднем багажнике автоматически врубить первую очередь пожаротушения. В тот момент, когда в багажнике - люди без средств защиты (грузчики и/или бортоператоры, занятые размещением и креплением груза). И убить всех, кто там находится, поскольку средств индивидуальной защиты на этот случай у них нет.
Крайне некорректный пример.
Стандартная практика в защищаемых объемах АСПТ - переключение пуска газа в ручной режим во присутствии людей плюс размещение самоспасателей.
Хотя помогает не всегда, были случаи, подробностей не знаю... :( ЧП в подразделении Банка России в подмосковном Подольске

Зато могу рассказать другой анекдотический случай.
Очень Серьезная Контора. Проверка АСПТ. Комиссия, инженеры подрядчика, представители заказчика, все дела.
Суть проверки: отключить от системы запорный клапан, подключить лампочку, нажать кнопку, проверить загорание лампочки.
Специально обученный человек подключил лампочку, нажал кнопку. Только забыл первый пункт.
И вместе с контрольной лампочкой случилось нештатное штатное срабатывание систем пожаротушения. :)
Ага, в Бишкеке автоматика не тот маяк захватила - просвистели над ВПП и аул с землей сровняли.
Да, пилоты ошиблись, но в подобных ситуациях, как показала статистика, они обычно успевают взять управление и уйти на второй
Начиналось там с ошибок пилотов еще до автоматики, и ошибками пилотов же закончилось (!), не так ли?
Да и, опять же, сигнализация о некорректном заходе у них была...
 
Если СПАО - это страховые ПАО, то всё они позволят.

Автономные системы сами по себе вообще не оперируют понятием "ценность человеческой жизни", им оперируют создатели этих систем.

К тому же задача имеет ещё один аспект: если уж система оказалась в такой непредвиденной жопе, насколько мы вообще уверены в том, что управляющие воздействия дадут ожидаемый результат.
1. СПАО - это "средства программно-аппаратного обеспечения".
2. Вот в том то и дело, что не просто "не оперируют", а в них это невозможно пока заложить при всем желании. А для ряда ситуаций в случае замены человека - машиной - это объективно требуется.
3. Согласен, это еще одна проблема.
 
Реклама
К слову сказать, и полет беспилотника с пассажирами не делают возможным по той же причине - на текущем уровне развития техники и технологий, на мой взгляд, добиться приемлемого уровня отказобезопасности на случай нештатных ситуаций. Потеря радиосвязи при заходе - не такое уж и редкое событие, при этом автоматика может заглючить, а у человека-пилота есть шанс посадить самолет даже при отказе ряда систем (например, попадание молнии в радиолокатор, цепной отказ локатора, связи, автопилота...).
Справедливости ради: армейские медэвак-БПЛА - фронтовые войсковые испытания прошли успешно чуть не десятилетие назад. Приняты на вооружение или нет - не следил.
 
Назад