Исчезнет ли профессия пилота в скором будущем

Я много что делал программно такого, чего не сделал бы вручную. Если вы будете хорошим заказчиком - обойду.
Амбициозно, но похвально. Но кроме программных решений потребуется и переоснащение диспетчерских служб.

Пассажирам в первую очередь нужны дешёвые билеты.
Не сказал бы за всю Одессу...
Те, кому в первую очередь нужны дешевые билеты, ездят в плацкартном вагоне.
Ну а я просто пожелаю программистам полетать на своем беспилотном самолете лет 10, без пассажиров. И без пилотов.
И если за 10 лет не убьются, может быть, что-то пересмотрю в своих убеждениях.
 
Реклама
А какие предпосылки? Большая война?
Бюрократический конфликт вокруг Тайваня, например.

Ну или нежелание признавать беспилотную авиацию.

Амбициозно, но похвально. Но кроме программных решений потребуется и переоснащение диспетчерских служб.
Если мы говорим о массовой полностью автономной авиации, оно в любом случае потребуется.

Не сказал бы за всю Одессу...
Те, кому в первую очередь нужны дешевые билеты, ездят в плацкартном вагоне.
В плацкартном вагоне не так уж и дёшево, если время не бесплатно.

Ну а я просто пожелаю программистам полетать на своем беспилотном самолете лет 10, без пассажиров. И без пилотов.
И если за 10 лет не убьются, может быть, что-то пересмотрю в своих убеждениях.
Я вам подскажу, что с чего всё начнётся в пассажироперевозках. С роста их аварийности в США - с пилотами-людьми, потому что пилоты перестанут набирать предшествующий опыт на грузовых перевозках, которые будут полностью автоматизированы.
 
Насколько я понял, мы обсуждаем тему: беспилотные полеты против пилотируемых. И моё мнение касалось только этого. Зачем Вы перевели разговор на обсуждение процедур расследования АП мне не понятно, но, если есть желание, можем поговорить и об этом. Главное не прыгать с темы на тему, а то я не успеваю за полетом Вашей мысли.
Должен Вам напомнить, что заявление "бессмысленно обсуждать, "что было бы если бы" - сделали именно Вы. На что я Вам и ответил, что, "что было бы, если бы", анализируется всегда согласно вполне официальной процедуре.
Изначальное же мое замечание касательно проблемы "киберпилот vs. живой пилот" было вполне конкретным и заключалось в том, что мы пока не знаем даже на уровне "НФ-гипотезы", как научить киберпилота решать известную уже более полувека в среде интересующихся робототехникой и ИИ "проблему Азимова" (ставшую также известной после выхода фильма "I, Robot" как "проблема "11-46")? Если более развернуто: пока мы не сможем научить киберпилота на уровне практических действий понимать, что жизни людей имеют неодинаковую ценность и что в известных ситуациях он должен принести в жертву именно тех, за кого отвечает (кто на борту) - крупное воздушное или водное транспортное средство киберпилоту доверить будет нельзя. (если только этот киберпилот не будет под непрерывным контролем человека-оператора, команды которого в случае его решения вмешаться в управление - будут иметь абсолютный, безусловный приоритет - но это обессмысливает саму идею киберпилота в том контексте, в коем она обсуждается в данное ветке) ИМХО.
 
Всегда думал, что за создание и исполнение катастрофической ситуации. Катапультированием он никого не убил, а только спас свою ж...
#автоудаление
И за это тоже. Можете верить, можете не верить, но я имел отношение к "Скниловской трагедии" не только как сделавший нескольких статей и эфиров о ней. Но и "чуть-чуть" более плотное и официальное. И слова, лично сказанные еще по самым свежим следам этому горе-"асу" Верховным Главнокомандующим (мат опускаю): "Наломав эти дрова, ты должен был до конца пытаться хоть как-то смягчить ситуацию. Ты этого не сделал. Поэтому получишь по самой полной." - мне известны из источника такого уровня, достоверность которого я ни в коем случае не могу поставить под сомнение. Тем более, что достоверность данной информации подтверждается и рядом других моментов. Например, что после визита Данилыча в госпиталь к этом "воЕнам" - УПС МО, первоначально "вставшее во гневе праведном на дыбы" после эфира "Проміня", где я прямо обвинил командира экипажа не только в некомпетентности и преступной беспечности, но и в трусости - стала "вдруг" со мной слаще засахаренного липового меда.
 
Вообще не проблема. Что маркетоиды решат, как машина должна действовать, чтобы лучше продаваться, то она и будет делать.

Даже как-то странно, что вы этого не понимаете.
"Даже как-то странно", что Вы не понимаете: если СПАО не позволят научить чему то машину на данном этапе НТП - она этому НЕ научится. Можно вбухать лярд, можно пригрозить (и даже исполнить угрозу) всех медноголовых уволить нафиг - не поможет. Американцы проходили это на рубеже 50-х/60-х - вольем в 20 раз больше средства, выпустим в 20 раз больше образцов для тестов - и поставим на крыло "Дельта Даггер" в 20 раз быстрее. А вот не работает нифига.
 
"Даже как-то странно", что Вы не понимаете: если СПАО не позволят научить чему то машину на данном этапе НТП - она этому НЕ научится.
Если СПАО - это страховые ПАО, то всё они позволят.

Автономные системы сами по себе вообще не оперируют понятием "ценность человеческой жизни", им оперируют создатели этих систем.

К тому же задача имеет ещё один аспект: если уж система оказалась в такой непредвиденной жопе, насколько мы вообще уверены в том, что управляющие воздействия дадут ожидаемый результат.
 
Пока мы имеем искусственное ограничение роли автоматики именно потому что концептуально пилот есть и в трм числе выполняет много работ, которые так-то самолёт может прекрасно и без него сделать (по чек-листам например действовать)
Ага. Например, автоматика без проблем сможет во время загрузки самолета при внезапном сигнале возгорания на борту в заднем багажнике автоматически врубить первую очередь пожаротушения. В тот момент, когда в багажнике - люди без средств защиты (грузчики и/или бортоператоры, занятые размещением и креплением груза). И убить всех, кто там находится, поскольку средств индивидуальной защиты на этот случай у них нет. Человек хотя бы задумается перед включением - а не ложный ли сигнал.
И только не рассказывайте мне, что автоматика способна будет еще и самолеты сама грузить. В текущий момент времени - нет, пока хотя бы есть грузы, требующие крепления к конструкции ВС (клетки с собаками, колеса техаптечек, негабаритные грузы сложной конфигурации и тому подобное).
К слову сказать, и полет беспилотника с пассажирами не делают возможным по той же причине - на текущем уровне развития техники и технологий, на мой взгляд, добиться приемлемого уровня отказобезопасности на случай нештатных ситуаций. Потеря радиосвязи при заходе - не такое уж и редкое событие, при этом автоматика может заглючить, а у человека-пилота есть шанс посадить самолет даже при отказе ряда систем (например, попадание молнии в радиолокатор, цепной отказ локатора, связи, автопилота...).
 
Ага. Например, автоматика без проблем сможет во время загрузки самолета при внезапном сигнале возгорания на борту в заднем багажнике автоматически врубить первую очередь пожаротушения. В тот момент, когда в багажнике - люди без средств защиты (грузчики и/или бортоператоры, занятые размещением и креплением груза). И убить всех, кто там находится, поскольку средств индивидуальной защиты на этот случай у них нет. Человек хотя бы задумается перед включением - а не ложный ли сигнал.
И только не рассказывайте мне, что автоматика способна будет еще и самолеты сама грузить. В текущий момент времени - нет, пока хотя бы есть грузы, требующие крепления к конструкции ВС (клетки с собаками, колеса техаптечек, негабаритные грузы сложной конфигурации и тому подобное).
К слову сказать, и полет беспилотника с пассажирами не делают возможным по той же причине - на текущем уровне развития техники и технологий, на мой взгляд, добиться приемлемого уровня отказобезопасности на случай нештатных ситуаций. Потеря радиосвязи при заходе - не такое уж и редкое событие, при этом автоматика может заглючить, а у человека-пилота есть шанс посадить самолет даже при отказе ряда систем (например, попадание молнии в радиолокатор, цепной отказ локатора, связи, автопилота...).
Встречные примеры привести? Человек смертен и задача всего лишь поддерживать смертность популяции на социально приемлемом уровне, а не останавливать прогресс потому что где-то может умереть грузчик.
 
Реклама
Человек смертен и задача всего лишь поддерживать смертность популяции на социально приемлемом уровне, а не останавливать прогресс потому что где-то может умереть грузчик.
хорошо, что вы только воинствующе дилентантствуете в этой ветке, а не лично работаете над прогрессом, да
 
хорошо, что вы только воинствующе дилентантствуете в этой ветке, а не лично работаете над прогрессом, да
Возможно это хорошо, только сегодня в мире происходит ежегодно скажем 3-4 крупные авиакатастрофы, в которых гибнет примерно 600-800 человек. Я говорю, что если их станет 1-2, то это хорошо, потому что как минимум решит проблему с пилотами в России, Африке, плюшевой Азии и так далее. Вы говорите нет, пусть бьются дальше, потому что автоматика ноль не даст. Логика как минимум странная. Но впрочем нынешняя клоунада с ковидлой показывает, что у человечества мозги уже набекрень настолько, что даже арифметика скоро станет восприниматься как крамола
 
Вы говорите нет, пусть бьются дальше, потому что автоматика ноль не даст. Логика как минимум странная
Ага, в Бишкеке автоматика не тот маяк захватила - просвистели над ВПП и аул с землей сровняли.
Да, пилоты ошиблись, но в подобных ситуациях, как показала статистика, они обычно успевают взять управление и уйти на второй (вспоминаем более свежий случай с 777 в Шереметьево).
Не будет пилотов - будут новые Бишкеки.
Я в курсе вашей логики, с одним таким год назад общался после катастрофы "Сухого" - "это все необходимые для прогресса жертвы, они оправданы".
Не оправданы. Точка.
 
Ага, в Бишкеке автоматика не тот маяк захватила - просвистели над ВПП и аул с землей сровняли.
Да, пилоты ошиблись, но в подобных ситуациях, как показала статистика, они обычно успевают взять управление и уйти на второй (вспоминаем более свежий случай с 777 в Шереметьево).
Не будет пилотов - будут новые Бишкеки.
Я в курсе вашей логики, с одним таким год назад общался после катастрофы "Сухого" - "это все необходимые для прогресса жертвы, они оправданы".
Не оправданы. Точка.
Плюс автоматики в том, что вылеченный один раз косяк гарантированное не повторится снова. А с человеком не так - и косяки повторяются снова и снова, и главное невозможно найти золотую середину во взаимоотношении человека и машины, потому что даже эта основополагающая константа для каждого будет своей. Так что встав в 70-е на путь автоматизации теперь уж поздно останавливаться.
И ваши примеры, я думаю, вы прекрасно понимаете, лечатся возражениями про ан-148, разложенные несколько 737, без всяких максов - не говоря уже о совсем вопиющих случаях, как недавно помянутый пожар на ту-134, где было как раз то, за что любезный бортмеханик тут ратовал: сработала сигнализация пожара и сначала один пошёл смотреть и вернулся с новостями «горит», потом ещё двое пошли тушить, потом в результате плюхнулись, потеряв предварительно 10(!) минут. А машина б просто врубила огнетушители и села
 
Ага. Например, автоматика без проблем сможет во время загрузки самолета при внезапном сигнале возгорания на борту в заднем багажнике автоматически врубить первую очередь пожаротушения. В тот момент, когда в багажнике - люди без средств защиты (грузчики и/или бортоператоры, занятые размещением и креплением груза). И убить всех, кто там находится, поскольку средств индивидуальной защиты на этот случай у них нет. Человек хотя бы задумается перед включением - а не ложный ли сигнал.
А конструктор автоматики - не человек? Он бы не задумался?

Я даже более того скажу: работу каждой отдельно взятой автоматики можно (и нужно) заранее проверить на газиллионе "случаев из жизни" разных пилотов. Работу каждого отдельного пилота - нельзя.

И встречный аргумент: насколько бы вы ожидали от автоматики отключения не того двигателя при сигнале возгорания одного из них?

К слову сказать, и полет беспилотника с пассажирами не делают возможным по той же причине - на текущем уровне развития техники и технологий, на мой взгляд, добиться приемлемого уровня отказобезопасности на случай нештатных ситуаций. Потеря радиосвязи при заходе - не такое уж и редкое событие, при этом автоматика может заглючить, а у человека-пилота есть шанс посадить самолет даже при отказе ряда систем (например, попадание молнии в радиолокатор, цепной отказ локатора, связи, автопилота...).
Заглючить могут оба. Но глюки автоматики гораздо дешевле оценить заранее.
 
И встречный аргумент: насколько бы вы ожидали от автоматики отключения не того двигателя при сигнале возгорания одного из них?
Надо на схемы самой автоматики смотреть. При разном расположении датчиков и иных систем возможны разные варианты, я считаю - вплоть до того, что ложные сигналы автоматика даст при том или ином раскладе.
Естественно, риски ниже, чем у живого человека - но насколько, считать надо :)

Заглючить могут оба. Но глюки автоматики гораздо дешевле оценить заранее.
Технически да. Тем не менее, соображалку человека компу вряд ли прикрутят, вследствие чего там, где человек увидит оттенки, и на их основе (с определенной вероятностью)найдет корректное решение - система увидит строго 2 решения: ВКЛ и ВЫКЛ (которые приведут к катастрофическим последствиям).

С автоматикой вон янки в 1968 еще столкнулись - поставили на F111 автоматику следования рельефу местности, потому что пилот не справлялся с такой задачей. Итог - как минимум, одну машину система точно в холм и воткнула во Вьетнаме.
 
Надо на схемы самой автоматики смотреть. При разном расположении датчиков и иных систем возможны разные варианты, я считаю - вплоть до того, что ложные сигналы автоматика даст при том или ином раскладе.
Схемы расположения датчиков, по идее, должны выбираться исходя из алгоритмов обработки информации с них.

Технически да. Тем не менее, соображалку человека компу вряд ли прикрутят, вследствие чего там, где человек увидит оттенки, и на их основе (с определенной вероятностью)найдет корректное решение - система увидит строго 2 решения: ВКЛ и ВЫКЛ (которые приведут к катастрофическим последствиям).
Сейчас автоматике требуется "неумение" распознавать оттенки лучше чем это может пилот. Иначе пилот не сможет отличить корректно работающую автоматику от сбоящей.

С автоматикой вон янки в 1968 еще столкнулись - поставили на F111 автоматику следования рельефу местности, потому что пилот не справлялся с такой задачей. Итог - как минимум, одну машину система точно в холм и воткнула во Вьетнаме.
Там разве не с гидравликой стабилизатора проблема была? В любом случае, автоматику следования рельефу местности с F-111 никто не убрал.
 
Есть теория например, что ИИ в принципе невозможен.

Загуглите "китайская комната"
 
Клown, а нужен ли ИИ в принципе? Речь же не идет о компутере, соблазняющем стюардессу, или следящем за корректной погрузкой, а об устройстве, которое отвечает за довольно ограниченный круг задач.
Автономная навигация и однокнопочный автоленд вообще не проблема - см интеграцию оной системы от Гармина в Piper M600. Чего Буран каждый раз приплетать? Думаю грузовые перевозки будут автоматизированы в высокой доле в ближайшие 10 лет. Когда аварийность доказуемо снизится ниже аварийности ВС с экипажем, будет сделан следующий шаг. А наши друзья маркетологи и копирайтеры позаботятся о том, чтобы полет в автомате в головах людей стал нормой.
Тесла меня уже пяток раз вытаскивала из потенциально неприятных ситуаций, за что я г-ну Маску премного благодарен и уверен, что авиация пойдет тем же путем.
 
Реклама
Есть теория например, что ИИ в принципе невозможен.

Загуглите "китайская комната"
Естественный тоже. Представим себе голову Джона Сёрла, в которой находится куча нейронов, ни один из которых не знает английский...
 
Назад