Пока в кабине будет человек, он будет пилот. И решающее действие в полёте будет за ним. Иначе зачем он там? Оператор он или водитель - это второстепенно.Ну как не управляют... не управляли бы - не падало столько. Как я уже сказал, в близкой перспективе безусловно будет это самое место операторов. Только и с зарплатой операторов.
Складывается впечатление, что баланс человек - машина сейчас идеален при текущем уровне развития техники, и прорыв, который позволит избавить самолёт от пилота полностью, пока маловероятен. В любом случае, чем больше автоматики и ЭВМ появлялось на самолётах и диспетчерских вышках, начиная с 1950 годов, когда появилась реактивная ГА, тем неуклоннее шла вниз кривая катастроф. Это факт.
Давайте снова вернёмся к машинисту в поезде. Он сейчас машинист или оператор? Система проверяет не спит ли он, сама остановит состав, если он превысит скорость, если проскочит семафор и так далее. То есть он конечно управляет составом безусловно - но ограничений его «полномочий» всё больше. И конечно я понимаю, что вы сейчас возразите - перевести на полу- или полностью автоматическое управление поезд, идущий по рельсам, проще, чем самолёт. Но будущее всё равно именно в этом русле. Давайте рассмотрим простой пример: tcas. Сейчас она выдаёт голосовое сообщение пилоту, но однозначно после первой же катастрофы, где пилот по умыслу или в силу других причин не выполнит команды - его уберут из цепочки и система начнёт сама переводить самолёт в набор или снижение, лишь информируя пилота. И таких вещей немало. Я уверен, что и выполнение многих чек-листов давно пора автоматизировать. Так что пилотом то он будет, но со всё более ограниченным функционалом. При этом кстати и канал управления с земли вполне появится и будет задействован. Опять же самый простой пример: уже говорили о двух пилотах просто как меру предосторожности против камикадзе. Но вполне возможно решать этот вопрос и аппаратно: перевод самолёта пилотом в явно нерасчётный режим может просто блокироваться автоматикой, а разблокировать её можно будет только с земли. Решит проблемы как захватов, так и злого умысла экипажейПока в кабине будет человек, он будет пилот. И решающее действие в полёте будет за ним. Иначе зачем он там? Оператор он или водитель - это второстепенно.
Разумеется. Пока не появится настоящий ИИ, ждать появления беспилотных пассажирских самолётов не стоит.баланс человек - машина сейчас идеален при текущем уровне развития техники, и прорыв, который позволит избавить самолёт от пилота полностью, пока маловероятен
А ведь такой пример уже был - катастрофа над Боденским озером в 2002-м. Увы, но наши лётчики там капитально напортачили. Правда, я не помню, чтобы даже после этого полномочия TCAS расширили.простой пример: tcas. Сейчас она выдаёт голосовое сообщение пилоту, но однозначно после первой же катастрофы, где пилот по умыслу или в силу других причин не выполнит команды - его уберут из цепочки и система начнёт сама переводить самолёт в набор или снижение,
Емнип тогда пытались собак повесить на лётчиков, но ничего не вышло. Проблема очевидно была в диспе, отдавшем приказ противоположный приказу tcas и отсутствию на тот момент чётких правил, что приказ tcas имеет приоритет. Но смысл абсолютно верен - если бы tcas не просто работала в качестве навигатора, а сама бы взяла управление - этой катастрофы бы не было. Правда видимо встанет вопрос в дублировании tcas, чтоб она не повторила подвиг mcasА ведь такой пример уже был - катастрофа над Боденским озером в 2002-м. Увы, но наши лётчики там капитально напортачили. Правда, я не помню, чтобы даже после этого полномочия TCAS расширили.
Подвиг MCAS обусловлен изначальной недооценкой роли пилотов. Вспомнили о их решающей роли после катастрофы. Так что автоматизация хоть и освобождает пилота от рутинных действий, но в целом усложняет его работу.Емнип тогда пытались собак повесить на лётчиков, но ничего не вышло. Проблема очевидно была в диспе, отдавшем приказ противоположный приказу tcas и отсутствию на тот момент чётких правил, что приказ tcas имеет приоритет. Но смысл абсолютно верен - если бы tcas не просто работала в качестве навигатора, а сама бы взяла управление - этой катастрофы бы не было. Правда видимо встанет вопрос в дублировании tcas, чтоб она не повторила подвиг mcas
Безусловно можно сказать и так. Но в целом человеческий фактор на транспорте всегда играет ключевую роль. Человек плохо умеет и долго сосредотачивать внимание на том, что вроде бы работает без проблем, и подвержен стрессу. Так что логика как раз подсказывает, что машина гораздо лучше подходит для решения задач управления вс, чем человек. А о поиске баланса между человеком и машиной написано столько, что какой смысл сейчас пересказывать это друг другу? Мы оба читали. И я прекрасно понимаю, что две концепции было и осталось. Я лично сторонник скорейшего (но безусловно без волюнтаризма) замена пилота компьютером, но для меня абсолютно не секрет, что моё мнение не есть единственно правильноеПодвиг MCAS обусловлен изначальной недооценкой роли пилотов. Вспомнили о их решающей роли после катастрофы. Так что автоматизация хоть и освобождает пилота от рутинных действий, но в целом усложняет его работу.
После подвигов mcas эта мысль не выглядит очевидной)tcas. Сейчас она выдаёт голосовое сообщение пилоту, но однозначно после первой же катастрофы, где пилот по умыслу или в силу других причин не выполнит команды - его уберут из цепочки и система начнёт сама переводить самолёт в набор или снижение, лишь информируя пилота.
До настоящего ии как пешком до Луны. Может сравнить с термоядом: может, через 10 лет появится, может, через 50, а может вообще никогдаПока не появится настоящий ИИ, ждать появления беспилотных пассажирских самолётов не стоит.
Это все таки другая лига. Думаю, наработка на отказ бурана для ГА не была бы приемлемойДавайте вспомним наш прекрасный "Буран"!
Само собой. Просто надо помнить, что это было 32 года назад, и с тех пор никто у нас этим не занимался. Если бы программу продолжили, за это время прогресс был бы значительным. Когда самолёт братьев Райт пролетел свои первые 36 метров на высоте порядка человеческого роста и со скоростью 20 км/ч, кто тогда мог бы поверить, что всего через 50 лет самолёты будут летать в стратосфере со сверхзвуковой скоростью?Думаю, наработка на отказ бурана для ГА не была бы приемлемой
При всем моем уважении.... Что вы с этим Бураном носитесь как с писаной торбой? Что именно должны были "продолжить"? Буран не сделал ничего такого, что было бы неподвластно современным самолетам ГА.Само собой. Просто надо помнить, что это было 32 года назад, и с тех пор никто у нас этим не занимался. Если бы программу продолжили, за это время прогресс был бы значительным. Когда самолёт братьев Райт пролетел свои первые 36 метров на высоте порядка человеческого роста и со скоростью 20 км/ч, кто тогда мог бы поверить, что всего через 50 лет самолёты будут летать в стратосфере со сверхзвуковой скоростью?
Разве им подвластно летать без лётчика в кабине?Буран не сделал ничего такого, что было бы неподвластно современным самолетам ГА
Думается, если задаться такой целью, то легко. Только вот наработка на отказ и мешаетРазве им подвластно летать без лётчика в кабине?
Не вижу нерешаемых проблем с этим. Вот только пусть как упомянутый Буран, пустыми летают.Разве им подвластно летать без лётчика в кабине?
Да с этим точно нет. Выруливание, руление, заруливание, вот где проблема. Не говоря уже о принятии решения на вылет, оценки, контроля за всем этим особливо где стык служб и прочее.Не вижу нерешаемых проблем с этим
Это просто психология. Моё мнение, что хотим мы, или нет, а технический прогресс и страсть авиакомпаний к экономии средств неизбежно уберут пилотов из ГА. Лично я двумя руками за это. В Дубае я ехал на автоматическом поезде метро и совсем не парился, что меня везёт робот, а не человек. Наши внуки будут ездить на беспилотных авто и поездах, летать на беспилотных лайнерах и даже не задумываться о том, что робот хуже справится со своей работой, чем человек.Вот только пусть как упомянутый Буран, пустыми летают.
Никогданеизбежно уберут пилотов из ГА.
А что там сложного, примитив по сравнению. Кольцевой цикл.Дубае я ехал на автоматическом поезде метро
Нет. Прогресс заторможен с начала 80-х, искуственно. Внуки будут отброшены в средневековье.Наши внуки будут ездить на беспилотных авто и поездах, летать на беспилотных лайнерах и даже не задумываться о том