Исследования Марса

Реклама
Роскосмос:
02.12.2021 06:00
Первая мягкая посадка на Марс
50 лет назад, 2 декабря 1971 года, спускаемый аппарат автоматической межпланетной станции «Марс-3» впервые совершил мягкую посадку на поверхность Красной планеты. За несколько дней до этого исторического события жесткую посадку на Марс совершил спускаемый аппарат «Марс-2».

«Марс-3» — советская станция для космической программы изучения Красной планеты. Она была предназначена для исследования Марса как с ее орбиты, так и непосредственно с поверхности планеты и состояла из орбитальной станции и спускаемого аппарата с автоматической марсианской станцией.

Спускаемый аппарат с автоматической марсианской станцией был оборудован системами, обеспечивающими отделение аппарата от орбитального модуля, переход его на траекторию сближения с планетой, торможение, спуск в атмосфере и мягкую посадку на поверхность Марса. Автоматическая марсианская станция была снабжена приборно-парашютным контейнером, аэродинамическим тормозным конусом и соединительной рамой, на которой размещен ракетный двигатель. В спускаемом аппарате также была установлена аппаратура для измерения температуры и давления атмосферы, масс-спектрометрического определения химического состава атмосферы, измерения скорости ветра, определения химического состава и физико-механических свойств поверхностного слоя, а также для получения панорамы с помощью телевизионных камер.

Для проведения исследований на орбитальном аппарате «Марса-3» были установлены приборы для получения изображений поверхности Марса, изучения распределения водяного пара по диску планеты, определения газового состава и плотности атмосферы, исследования диэлектрической проницаемости, поляризации и температуры поверхности планеты, измерения магнитного поля по трассе перелета и вблизи планеты и т.д. Кроме того, на аппарате находились две фототелевизионные камеры с различными фокусными расстояниями для фотографирования поверхности Марса и аппаратура «Стерео» для проведения совместного советско-французского эксперимента по изучению радиоизлучения Солнца на частоте 169 МГц.

Станция «Марс-3» была запущена с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Протон-К» с разгонным блоком «Д» 28 мая 1971 года. Полёт к Марсу продолжался более шести месяцев. Прилёт станции к планете совпал с большой пылевой бурей. Разделение орбитального и посадочного модуля «Марс-3» штатно прошло на подлете к планете до начала торможения орбитальной станции и её перехода на орбиту спутника Марса.

Спускаемый аппарат за счет включения твердотопливного двигателя перешел на траекторию встречи с Марсом и направился в расчётную точку входа в атмосферу. Войдя в атмосферу коническим тормозным экраном, модуль начал аэродинамическое торможение. В конце участка аэродинамического торможения была задействована парашютная система, сначала вытяжной, а затем основной парашют. После сброса аэродинамического конуса раскрылись антенны радиовысотомера системы мягкой посадки. На высоте 20-30 метров был включен тормозной двигатель мягкой посадки. Посадка была выполнена между областями Электрида и Фаэтонтия на плоском дне крупного кратера Птоломей.

В ходе полета космических аппаратов «Марс-2» и «Марс-3» по трассе Земля — Марс и с орбиты искусственного спутника Марса удалось провести следующие наблюдения и измерения:
  • С помощью спектрометров ионов и электронов выполнены измерения энергии частиц солнечного ветра, получены данные по составу частиц; выполнены измерения температуры и скорости отдельных компонентов солнечной плазмы;
  • измерены яркостные температуры вдоль трассы спутника, которые изменялись от +13° до —93°С. В районе северной полярной шапки зафиксирована температура около —110°С;
  • получены данные о температуре грунта на глубине 30-50 см, установлено, что на этой глубине температура грунта не испытывает суточных колебаний;
  • получены данные о диэлектрической проницаемости грунта вдоль трассы спутника;
  • определено содержание углекислого газа в вертикальном столбе атмосферы и давление у поверхности в различных областях, которое составило 5,5-6 мбар;
  • измерена высота облаков пыли во время пылевой бури, которая составила ~10 км;
  • измерено содержание водяного пара в атмосфере Марса;
  • проведены измерения параметров межпланетных магнитных полей;
  • с помощью ультрафиолетового фотометра регистрировалось солнечное излучение, рассеянное атомами водорода и кислорода в верхней атмосфере Марса.
 
первые и единственные успехи - первые попали и первые сели...
а дальше с Марсом сплошная невезуха.
Количество "невезух" сильно превышает случайность.
Скорее, проблемы в консерватории начались давно
 
Количество "невезух" сильно превышает случайность.
Скорее, проблемы в консерватории начались давно
Так в Венеру-то попадали исправно :rolleyes:

P.S. Впрочем, посадка на Венеру не в пример проще марсианской... если спускаемый аппарат достаточно крепкий )
 
Последнее редактирование:
Если внимательно присмотреться к центральной части этой мозаики, собранной из серии фотографий Perseverance, сделанных 2 декабря, то можно увидеть вертолет Ingenuity :love:

twitter_FFpZVL0XEAIlaS2.jpg


Следующий (17-й по счету) рейс Ingenuity может состояться уже 5 декабря. Он должен продолжить движение назад, к области своих первых полетов, пересекая оконечность песчаных дюн Ситы. В отличие от пути «туда», по дороге «обратно» Ingenuity пролетит над дюнами не в один, а в два приема – чтобы обеспечить большую точность при посадке. (При полете над неровным рельефом у вертолета возникает ошибка в навигации, и отклонение в направлении движения накапливается с увеличением расстояния. Разбивая «сложные» участки на два полета, операторы миссии могут лучше контролировать место «примарсения» Ingenuity).
 
Тома Апере запилил гифку с анимацией 16-го полета Ingenuity («вид с бортовой камеры»).
Она довольно тяжелая, поэтому вставлять сюда не буду, скину в виде ссылки:
По сути, это серия изображений, снятых с интервалом в 10 секунд.
Видео это назвать нельзя, но выглядит все равно эффектно ИМХО.
 
Реклама
ну вроде perseverance сдвинулся с места. А то было подозрительно, не завяз ли он в зыбучих марсианских песках...
 
Curiosity поднялся еще немножко повыше, дальше будет разглядывать скалу справа (~12 м высотой):

twitter_FF98yZsXsAA_R58.jpg


 
Следующий (17-й по счету) рейс Ingenuity может состояться уже 5 декабря. Он должен продолжить движение назад, к области своих первых полетов, пересекая оконечность песчаных дюн Ситы. В отличие от пути «туда», по дороге «обратно» Ingenuity пролетит над дюнами не в один, а в два приема – чтобы обеспечить большую точность при посадке. (При полете над неровным рельефом у вертолета возникает ошибка в навигации, и отклонение в направлении движения накапливается с увеличением расстояния. Разбивая «сложные» участки на два полета, операторы миссии могут лучше контролировать место «примарсения» Ingenuity).
Полет прошел успешно, хотя за судьбу Ingenuity пришлось немного поволноваться – в момент посадки с вертолетом пропала связь.
Причина оказалась банальной – не проходил радиосигнал между Ingenuity и марсоходом. В настоящее время аппараты находятся в нескольких сотнях метров друг от друга, и за счет небольшого перепада высоты связь не работала (ZigBee или что там?). Фактически, дрон оказался скрыт за бугром высотой несколько метров. Как только Persevearnce сдвинулся с места, вертолет снова оказался в зоне прямой видимости, и связь была восстановлена. Кое-какие данные удалось переслать сразу, остальные потерянные пакеты заново скачают в ближайшие дни.

 
Фактически, дрон оказался скрыт за бугром высотой несколько метров.
Это ж на какой частоте надо вести радиообмен чтобы полностью экранировало. И этот бугор надо непременно исследовать из чего он состоит.
 
Это ж на какой частоте надо вести радиообмен чтобы полностью экранировало. И этот бугор надо непременно исследовать из чего он состоит.
Судя по размеру стрекозы, там негде поставить антенну для низкой частоты.
Вполне может быть что там частота от 1 ГГц и выше. Так что бугор вполне может закрыть
 
Это не совсем не высокая частота, поэтому делаю вывод, что очень мала излучаемая мощность на вертолете. Что логично.
Всего 0,75 ватт. Плюс жёсткие ограничения по массе и размеру. Причем не только на марсолете, но и на марсоходе, что снижает его возможности по приему маломощного сигнала.
 
Реклама
Назад