Интересное про Бостоны от красноярцев:
...Еду в Новосибирск, в Государственный архив Новосибирской области. Объяснив, что ищу, встречаю полное понимание и максимальную помощь от сотрудников архива. Ищу документы Новосибирского аэрогеодезического предприятия. А их нет! Интуиция подсказывает – работы с картами всегда были секретными, возможно у предприятия было другое название, какой-нибудь «почтовый ящик №…». Логическая цепочка оказалась верной. Нахожу фонд «Предприятие № 8». За этим названием и скрывались геодезисты.
«…Новосибирское предприятие ГУ ГСК НКВД СССР было создано в 1936 году на базе ранее существовавших предприятий треста «Аэрогеодезия»: Уральского, Восточно-Сибирского и Новосибирского отделений ВТОГиГР (Всесоюзный трест основных геодезических и гравиметрических работ).Филиалы – Свердловск, Иркутск. С конца 1938 г. – Новосибирское аэрогеодезическое предприятие ГУ ГК при СНК СССР, с 19.03.1946 г. – ГУ ГК при СМ СССР. С 15.03.1953 г. – в составе МВД СССР. С 9.03.1960 г. – в Министерстве геологии и охраны недр СССР, с 1.01.1962 г. – предприятие № 8 ГУ ГК Министерства геологии и охраны недр СССР.
Выполняет картографирование важнейших строек и объектов народного хозяйства Сибири, а также спецобъектов на территории Алтайского и Красноярского края, Якутской и Тувинской АССР, Новосибирской, Омской, Томской, Кемеровской областей».
Оказалось, что во время войны произошло две катастрофы самолетов Новосибирского аэрофотосъемочного отряда: 10 июня 1941 года в 1,5 км от д. Десятское Анжеро-Судженского района НСО на трассе Новосибирск – Красноярск разбился самолет ПС-41бис Ф-153 (пилот Старовойтов) и 9 декабря 1942 года в 2,5 км от д.Захламино Омской области самолет ПС-41 Ф-152 под управлением начальника отряда Василия Фокича Жмиленко.
В 1946 году Новосибирский аэрофотосъемочный отряд получил несколько самолетов А-20 с заданием испытать их, переделать в своих мастерских в аэрофотосъемочный вариант и опробовать оборудование на практике. «Бостоны» прибыли без инструмента , запчастей, без запасных моторов. Тем не менее, самолеты успешно освоили.
Получаю максимум документов имеющихся в фонде. Но… Документы 1946 – 1953 гг. - исключительно производственного характера, причем наземного – работа наземных геодезических партий, отчеты, карты, чертежи, акты инвентаризаций. Про работу аэрофотосъемочного отряда – несколько строчек. Ни одного кадрового документа (о приеме на работу, увольнении, исключении из списков в связи со смертью и т.д.). Приходится пролистывать и вычитывать буквально все, в надежде найти хоть какое-то упоминание о летчиках.
Нахожу в «Материалах собрания партхозактива за 1950 год»:
«…Чудинов, начальник предприятия:
Отвечу на вопрос - Когда летный отряд избавится от этой хваленой техники? Сейчас у нас два пригодных самолета, два самолета требуют ремонта, остальные поступят из Московского АФО. Катастрофы произошли по недисциплинированности летного и технического состава.
Чуркин, бортрадист: В аэропортах на Бостон смотрят как на редкость - зеленый, но не военный. Американский знак закрашен, как попало написано СССР Ф-293. В аэропортах мы никому не нужны, нас не обслуживают, не умеют. Приходится самим только заправкой в лучшем случае обходиться».
И там много еще текста. Надо изучать.
http://nsk-kraeved.ru/viewtopic.php?id=4326#p73863