Истории авиации Новосибирска и ЗСУ ГА

21 декабря 1961 года в аэропорту Красноярск в первые произвел посадку реактивный самолет. «Ту-124» СССР-45004 выполнял технический перелет по маршруту Москва – Свердловск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Киренск – Якутск. ...По сведениям газеты «Красноярский Пилот» за 1971 год был эпизодический рейс Ростов-на-Дону – Красноярск.

http://www.aviaposter.ru/kuga

Про регулярные полеты Ту-124 в Толмачево я тоже не слышал. Но тему не изучал.
 
Еще по ссылке выше:

16 июня 1976 года в аэропорту Абакан впервые произвел посадку самолет «Ту-104Б» СССР-42427 (ком. Г. И. Латышев, ) Западно-Сибирского Управления Гражданской Авиации. Это был первый полет самолетов «Ту-104» на территорию Красноярского Края. Самолет выполнил технический рейс по маршруту:Новосибирск (Т) – Абакан.
5 августа 1976 года на «Ту-104Б» (ком. Г. И. Латышев, ) Западно-Сибирского Управления Гражданской Авиации из аэропорта Абакан начались регулярные рейсы по маршруту: Рейс № 171/172 Москва (Д) – Челябинск – Новосибирск (Т) – Абакан – Омск – Москва (Д)

29 июня 1978 г. на «Як-40» начался спецрейс агитперелет газеты «Известия»Москва — Сибирь — Тихий океан по маршруту:
Москва (Б) — Пермь — Тюмень — Сургут — Омск — Новосибирск — Томск —Красноярск — Норильск — Красноярск —Абакан — Красноярск — Иркутск — Усть-Илимск — Улан-Удэ — Чита — Тында — Якутск — Магадан — П. Камчатский — Комсомольск-на-Амуре — Хабаровск — Ю. Сахалинск — Владивосток.
 

Про Киренск большие сомнения. Там же грунтовая полоса.
 
Про Киренск большие сомнения. Там же грунтовая полоса.
скорее всего рейс был испытательно-технический ГОСНИИГА. В условиях низких температур могла отрабатываться возможность посадки ТУ-124 на грунтовую или ледовую полосу.
В 1960 году в зимний период (с ноября по март) аэропорт Якутск принимал Ил-18 Рейс 23/24 Внуково - Свердловск - Красноярск - Якутск на ледовую полосу. Нормальная практика. (В период летней навигации (апрель - октябрь) рейсы на участке Красноярск - Якутск выполнялись на ИЛ-14)
 
Последнее редактирование:
Буклет города Оби, начало 2000х. Ту-204 "Сибири" на заднем плане.

А ниже дом, где много толмачевских авиаторов живет ) и по-моему, медчсанчать аэропорта в пристройке.

 
26 декабря 2006 года Ту-154 авиакомпании S7 выполнил первый чартерный рейс из Новосибирска во Вьетнам. (STI)
 
Интересное про Бостоны от красноярцев:

...Еду в Новосибирск, в Государственный архив Новосибирской области. Объяснив, что ищу, встречаю полное понимание и максимальную помощь от сотрудников архива. Ищу документы Новосибирского аэрогеодезического предприятия. А их нет! Интуиция подсказывает – работы с картами всегда были секретными, возможно у предприятия было другое название, какой-нибудь «почтовый ящик №…». Логическая цепочка оказалась верной. Нахожу фонд «Предприятие № 8». За этим названием и скрывались геодезисты.

«…Новосибирское предприятие ГУ ГСК НКВД СССР было создано в 1936 году на базе ранее существовавших предприятий треста «Аэрогеодезия»: Уральского, Восточно-Сибирского и Новосибирского отделений ВТОГиГР (Всесоюзный трест основных геодезических и гравиметрических работ).Филиалы – Свердловск, Иркутск. С конца 1938 г. – Новосибирское аэрогеодезическое предприятие ГУ ГК при СНК СССР, с 19.03.1946 г. – ГУ ГК при СМ СССР. С 15.03.1953 г. – в составе МВД СССР. С 9.03.1960 г. – в Министерстве геологии и охраны недр СССР, с 1.01.1962 г. – предприятие № 8 ГУ ГК Министерства геологии и охраны недр СССР.

Выполняет картографирование важнейших строек и объектов народного хозяйства Сибири, а также спецобъектов на территории Алтайского и Красноярского края, Якутской и Тувинской АССР, Новосибирской, Омской, Томской, Кемеровской областей».

Оказалось, что во время войны произошло две катастрофы самолетов Новосибирского аэрофотосъемочного отряда: 10 июня 1941 года в 1,5 км от д. Десятское Анжеро-Судженского района НСО на трассе Новосибирск – Красноярск разбился самолет ПС-41бис Ф-153 (пилот Старовойтов) и 9 декабря 1942 года в 2,5 км от д.Захламино Омской области самолет ПС-41 Ф-152 под управлением начальника отряда Василия Фокича Жмиленко.

В 1946 году Новосибирский аэрофотосъемочный отряд получил несколько самолетов А-20 с заданием испытать их, переделать в своих мастерских в аэрофотосъемочный вариант и опробовать оборудование на практике. «Бостоны» прибыли без инструмента , запчастей, без запасных моторов. Тем не менее, самолеты успешно освоили.

Получаю максимум документов имеющихся в фонде. Но… Документы 1946 – 1953 гг. - исключительно производственного характера, причем наземного – работа наземных геодезических партий, отчеты, карты, чертежи, акты инвентаризаций. Про работу аэрофотосъемочного отряда – несколько строчек. Ни одного кадрового документа (о приеме на работу, увольнении, исключении из списков в связи со смертью и т.д.). Приходится пролистывать и вычитывать буквально все, в надежде найти хоть какое-то упоминание о летчиках.

Нахожу в «Материалах собрания партхозактива за 1950 год»:

«…Чудинов, начальник предприятия:

Отвечу на вопрос - Когда летный отряд избавится от этой хваленой техники? Сейчас у нас два пригодных самолета, два самолета требуют ремонта, остальные поступят из Московского АФО. Катастрофы произошли по недисциплинированности летного и технического состава.

Чуркин, бортрадист: В аэропортах на Бостон смотрят как на редкость - зеленый, но не военный. Американский знак закрашен, как попало написано СССР Ф-293. В аэропортах мы никому не нужны, нас не обслуживают, не умеют. Приходится самим только заправкой в лучшем случае обходиться».

И там много еще текста. Надо изучать.

http://nsk-kraeved.ru/viewtopic.php?id=4326#p73863
 
Из истории местной авиации Новосибирской области... интервью про Пономаревку, граница с Томской областью.

- Если самолет летел с промежуточной посадкой – какая доля мест в самолете продавалась в Пономаревке?

- 50% мест заполняли пассажиры Пономарёвки и 50% подсаживались в Пихтовке, но ситуации бывали разные и тогда руководители аэропортов Пихтовки и Пономарёвки находили между собой общий язык. Если были пассажиры, не улетевшие рейсовым самолётом, то для них диспетчер нашего аэропорта заказывал дополнительный рейс и, как правило, заказ был выполнен (почти как ныне заказать такси по Колывани). Сегодня есть чему удивляться.

http://avro-live.livejournal.com/154663.html

Заодно и такое нашлось:

 
К посту 92 про перелет ТБ-3 на Дальний Восток. Как найти источники про этот перелет?

 


На этом снимке от 21.02.1964 расположение здания помечено стрелкой:


На этой фотографии 1962 г., сделанной со стороны города, видна вышка первого КДП/аэровокзала (слева), здание гостиницы аэропорта (в центре) и стройка нового аэровокзала (справа):


Фотографии, сделаные в ходе визита Ричарда Никсона в СССР в июле-августе 1959 г., на которых запечатлено это здание, когда оно ещё совмещало функции КДП и аэровокзала (до ввода в строй нового аэровокзала 21 ноября 1963 г.):


На этом фото справа от Никсона видны прожекторы (по-видимому, они освещали лётное поле до установки полноценных мачт освещения):


Вид на лётное поле с вышки старого КДП (1976 г.):



1970-е: слева на снимке со стороны АТБ видно строительство нового КДП (здание имеет переход к старому КДП) :


В 1976г. было построено 9-ти этажное здание КДП:
 
Построенное в 1956 – 1957 гг. по типовому проекту, доработанному архитекторами О.И. Жигалова, Н.И. Углицких, при городском аэропорте здание аэровокзала примыкает к южной границе территории аэропорта, расположенного в северной части г. Новосибирска, и занимает ответственное положение в планировочной структуре Заельцовского района города: замыкает собой улицу Аэропорт, являющуюся северным продолжением Красного проспекта.
Конструктивная схема здания смешанного типа: внутренние железобетонные колонны и наружные несущие кирпичные стены. Крыша чердачная двускатная вальмовая. Под зданием имеется подвал. Объемно-планировочное решение здания отличается простотой: центральный объем немного выше и выступает вперед, к нему с двух сторон примыкают крылья высотой в два этажа. Главный фасад имеет симметричную композицию. Ось симметрии подчеркивает высотная доминанта здания – барабан с прямоугольными окнами, увенчанный круглой в плане башенкой со шпилем.
Время разработки проекта определило архитектурную стилистику – фасады здания декорированы ордерными формами неоклассики. Восьмиколонный портик большого (на два этажа) ордера, продолжает центральный объем. Четыре средние колонны восьмигранные в сечении с ионическими капителями, четыре крайние – квадратные с дорическими капителями. Потолочная поверхность антаблемента центрального портика декорирована профилированными штукатурными тягами, розетками.
Верхнюю часть центрального объема здания обрамляет аттиковый пояс, расчлененный на северном и южном фасадах декоративным ограждением из столбиков и баллюстрады. Аналогичное декоративное ограждение выполнено на крышах примыкающих к основному объему крыльев здания.
На втором этаже северного фасада в центральной части здания расположена лоджия с ограждением из баллюстрады. Над порталом входа со стороны западного фасада сохранился балкон с ограждением из декоративных столбиков и баллюстрады. Аналогичный балкон на восточном фасаде утрачен.
В отделке стен и колонн применена рустованная штукатурка «под песчаник» с шероховатой фактурой которой контрастируют гладкие поверхности карнизов, капителей, обрамлений окон, выделенные пастельными оттенками. На фризе выполнена надпись «АЭРОПОРТ» (при открытии здания в 1957 г. была надпись "АЭРОВОКЗАЛ").
Окна на первом этаже прямоугольные, на втором имеют полуциркульное завершение. В крыльях окна первого и второго этажей объединены профилированной рамкой.
Интерьеры выполнены в духе «советского классицизма»: массивные колонны, высокие филенчатые двери, обилие лепнины. Центральный двусветный зал перекрыт крестово-купольным сводом.
Здание городского аэропорта являет собой пример архитектуры «советского классицизма».
http://kraeved.ngonb.ru/node/3367

Виртуальная прогулка по аэровокзалу: http://gelio.livejournal.com/50863.html?thread=3891631





 
Последнее редактирование: